Современные города сочетают в себе архитектурное наследие прошлых веков и заполнение пространства современными архитектурными постройками.
Это сочетание создает уникальный образ города. В отдельных архитектурных объектах, в фасадах домов прослеживается рука зодчих и архитекторов прошлого и демонстрируется классический метод архитектурного проектирования. В то же время здания нового поколения соседствуют с памятниками архитектуры, создавая тем самым современный облик города. В этом заключается задача перед современными архитекторами: в сохранении архитектурной ценности памятников прошлого и интеграции современных зданий в исторический облик города. Для ее решения необходим комплексный подход, сформированный с помощью художественных и дизайнерских приемов.
Подобный подход к проектированию и созданию точечного заполнения среды города, которые мы можем наблюдать сегодня, позволяют говорить об объединении проектных приемов архитектуры и дизайна.
Первые шаги по сближению архитектуры и дизайна прослеживаются в середине прошлого века, западные архитекторы представляли комплексные решения, включающие в себя разработку архитектурной формы и среды, пространства и включенные в него отдельные предметы. Все это находилось в гармонии и создавало единую архитектурную концепцию.
Развитие научно-технического прогресса, появление более качественных строительных материалов и технологий строительства, отказ от типового строительства и появление частных заказов повлияли для сближения архитектуры и дизайна, и разделение дизайна на отдельные дисциплины. Это создало новый набор доступных инструментов проектирования и увеличило количество областей проектирования.
Процесс переориентирования проектной практики имеет под собой основания, уходящие в XIX-XX вв. Например, под воздействием динамично развивающегося научно-технического прогресса зодчие стремились к новаторству. Также происходило развитие дизайна как отдельного проектного предмета и его интеграция в деятельность современных зодчих. Тем не менее главным фактором развития проектной деятельности является идея формообразования, которая в архитектуре трактуется иначе нежели в дизайне как с теоретической, так и с практической стороны.
Интенсивное перенесение главных методов проектирования из архитектурной практики в дизайн и их приспособление к нынешней практике проектирования сегодня представляет научный интерес. Вместе с тем сложность и неоднозначность этого явления можно в теоретически осмыслить только при пристальном исследовании деятельности отдельных мастеров, работа которых связана с теорией и практикой проектирования. В рамках данной статьи выдвинута идея, что сторона специальных интересов архитекторов объединяет несколько видов проектной деятельности (архитектура, дизайн, изобразительное искусство). Однако для определения основных позиций взаимодействия разных сфер проектной деятельности и оценки ее позитивных и негативных тенденций необходимо более глубокое и детальное изучение.
Библиографический список
- Глазычев В.Л. Архитектура и Дизайн. Сближение? Разобщение? [Электронный ресурс] URL: http://www.glazychev.ru/publications/articles/1977-03_arx&design.htm (дата обращения 11.05.2018)
- Раппапорт А. Г. Дизайн и архитектура [Электронный ресурс] URL: http://papardes.blogspot.ru/2017/03/5.html (дата обращения 12.05.2018)
- Фесенко Д.Е. Теория архитектурного процесса: контуры новой парадигмы. М., 2010.