Несомненно, цель оценочной деятельности преподавателя – осуществлять контроль успеваемости класса и формирование у учеников адекватной самооценки. А.И. Липкина отмечает, что у ребенка в учебно-воспитательном процессе складывается установка на оценивание своих возможностей.
Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений обучающегося. Итак, итогом действия оценивания преподавателем результатов учебной деятельности школьника определенно является оценка, которая в зависимости от степени и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой. [1, c.154]
В качестве оценочных с помощью факторного анализа выделяются следующие действия, которые образуют структуру оценочной деятельности учителя: планирование оценочных действий, принятие оценочных решений, собственный анализ планирования; процессы контроля, изучение личности каждого учения, его отношения и поведения, межличностное взаимодействие, использование и реализация оценочных решений, предсказание влияния оценок на дальнейшее поведение и развитие учащегося, как личности, итог.
Российский психолог А. А. Реан выделяет оценочные умения в особую группу умений: оценить собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое состояние, умения учащихся и т.д.
Другой теоретик педагогической психологии В.А. Якунин среди необходимых педагогических умений, связанных с оцениванием результатов обучения, выделяет следующие:
1. Организовывать реализацию поставленных целей и педагогических решений;
2. Предпринимать различные виды и способы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля между учащимися;
3. Отмечать и объективно оценивать как малые, так и большие учебные достижения учащихся;
5. Отмечать причины затруднения учащихся и находить способы их устранения;
6. Улучшать собственную деятельность, проводить анализ и оценку.
Современные психологи и педагоги в качестве оценочных действий выделяют следующие:
1. Определение предмета оценивания в каждом конкретном действии оценивания;
2. Соотношение хода и результатов учебной деятельности школьника с образцом выражения результатов оценивания в определенной форме. [2, c. 267]
Таким образом, процесс оценивания включает в себя очень много требований, компетенций, педагогических умений учителя. Ему необходимо постоянно анализировать собственную систему оценивания, опираясь на личностные качества каждого учащегося и класса в целом. Правильно выставленная оценка позволяет учителю видеть слабые стороны ученика, качественно подобрать необходимую программу для укрепления тех или иных знаний.
Библиографический список
- Касаткина, Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения : учебное пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. – 204 с.
- Солнцева, Н.В. Управление в педагогической деятельности : учебное пособие / Н.В. Солнцева. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 116 с.