СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ АВИАКОМПАНИИ «РОССИЯ»

Львова Наталья Андреевна
Московский политехнический университет
выпускник магистратуры

Аннотация
В статье рассмотрены основные социально-психологические аспекты управления внутренними коммуникациями в авиакомпании «Россия». Выделены особенности внутренней коммуникации, имеющие место в настоящее время в компании. Сформулированы рекомендации по совершенствованию социально-психологических подходов к управлению внутренними коммуникациями в авиакомпании «Россия».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Львова Н.А. Социально-психологические аспекты управления внутренними коммуникациями предприятия на примере авиакомпании «Россия» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86309 (дата обращения: 15.03.2024).

Современна­я наука рассматрив­ает управление­ как постоянно осуществля­ющийся и воспроизво­дящийся на различных уровнях развития организаци­и процесс целесообра­зного воздействи­я на управляему­ю систему для достижения­ организаци­онных целей менеджмент­ом разрабатыв­ается стратегия управления­ организации и её тактически­е ходы. Ни то, ни другое не будет эффективны­м, если при этом не учитывают­ся социально-психологич­еские факторы управления­ организаци­ей. Успешное развитие компании представляет собой приоритетную задачу любой организации. В научной литературе термин «коммуникация» (от лат. – communicatio – делать общим, сообщать) появился в начале XX века. Хмель Ф. И. рассматривает коммуникацию как обмен информацией, в результате которой руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит ее до сведения сотрудников[1].

Словарь практических терминов по менеджменту подразделяет коммуникации как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми[2].  Т.М.Орлова определяет коммуникации как «обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью»[3].

Коммуникации можно считать эффективными в том случае, если на их основе руководитель принял эффективное решение, пишет М.В. Плотников[4].

Важнейшей целью внутриорганизационных коммуникаций является, по мнению Н.А. Платохиной и А.В. Исаева, создание среди сотрудников поддержки цели и политики, проводимой руководством организации[5]. Под внутренними коммуникациями В.В. Лаптев и Р.В. Галиева понимают «любые коммуникации, присутствующие внутри организации»[6]. При этом авторы подразделяют их на следующие виды: письменные и устные, прямые и виртуальные, личные и групповые. Словарь практических терминов по менеджменту подразделяет коммуникации как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми[7]. Т.М.Орлова определяет коммуникации как «обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью»[8]. Коммуникации можно считать эффективными в том случае, если на их основе руководитель принял эффективное решение, пишет М.В. Плотников[9].

В рамках нашего исследования под внутренними коммуникациями будем понимать систему функционирования информационных потоков между структурными подразделениями организации, раскрывающая эффективность коммуникационных каналов и процессов внутри этой системы. При этом развитие коммуникации непосредственно связано с карьерными устремлениями, поскольку коммуникационный аспект является неотъемлемым элементом функционирования сотрудника в организации, в том числе и влияя на его  дальнейшее продвижение.

Рассмотрим особенности развития системы внутренних коммуникаций в авиакомпании «Россия». Авиакомпания «Россия» с  2014 года является частью группы компаний «Аэрофлот», развивая ее принципы внутренней коммуникации. В результате в 2015 году Акционерное общество «Авиакомпания «Россия» второй раз вошло в десятку лучших авиакомпаний Восточной Европы по версии Skytrax World Airline Awards.

Система организации внутренних коммуникаций авиакомпании «Россия» приведена на рис. 2.

Рис. 2. Система внутренних коммуникаций авиакомпании «Россия»

Приведенные на рис. 2 данные отражают схематическое распределение внутренних коммуникаций подразделений авиакомпании «Россия». Как видно из приведенной схемы, компания практикует как вертикальные, так и горизонтальные связи не только на уровне руководства (заместители генерального директора), но и на уровне отдельных Департаментов.

Значимым событием 2016 года стал запуск обновленного внутрикорпоративного портала. Обновленный интранет создан на базе современной платформы MS SharePoint. Одним из главных преимуществ нового интранета стала реализация возможности мобильного доступа к ресурсу.

В рамках программ развития внутренней коммуникации, реализуемых ПАО «Аэрофлот» (в состав которого входит авиакомпания «Россия»)  проводится обучение и повышение квалификации сотрудников для поддержания высокого уровня профессиональной подготовки персонала в соответствии с современными требованиями международных стандартов и Федеральных авиационных правил. В 2016 году ПАО «Аэрофлот» организовало обучение около 30 тыс. слушателей как внутри Компании, так и в сторонних учреждениях по программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации, 5 тыс. из них были представителями авиакомпании «Россия».

В 2016 году в департаменте подготовки авиационного персонала было организовано обучение около 6 тыс. слушателей из числа инженерно-технического персонала, летного состава и наземных специалистов по программам обучения на новые типы воздушных судов, подготовки на авиационных тренажерах и другим программам. В сторонних образовательных учреждениях в 2016 году обучение прошли более 4 тыс. слушателей. Обучение проводилось по программам обязательной подготовки производственного персонала и подготовки общей направленности.

Анализ системы осуществления внутренней коммуникации авиакомпании «Россия» показал, что ей присущи следующие особенности:

1) осуществляется активное привлечение менеджеров различного уровня в формировании системы внутренней коммуникации, включая их построение;

2) активное использование социальных сетей в распространении внутренней информации при осуществлении процесса коммуникации в рабочее время;

3) создание относительно благоприятных условий социально-психологического климата внутри компании, но он не достаточен для эффективного взаимодействия в условиях повышенного стресса, характеризующего работу персонала авиакомпании;

4) относительно высокий уровень формирования корпоративных ценностей и реализации программ корпоративной социальной ответственности.

В формировании корпоративной культуры немаловажным является и приверженность сотрудников компании. Авиакомпания «Россия» создает необходимые условия для комфортной работы. Так в условия, которые предоставляет компания своим сотрудникам, входят высокая заработная плата, материальная помощь при приеме на работу, стабильно высокий социальный пакет, который включает программу добровольного медицинского страхования, страхование жизни и здоровья от несчастного случая.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы  о необходимости более пристального внимания руководства авиакомпания «Россия» к формированию такого компонента организационной культуры, как повышение внутрикорпоративной коммуникации с целью чего необходимо целенаправленно развивать социально-психологические компоненты взаимодействия сотрудников компании.

В целях совершенствования системы формирования внутренних коммуникаций целесообразно применять следующие методы социально-психологического характера:

- осуществление мер социального регулирования, которые заключаются в обмене опытом посредством тесного взаимодействия отделов и «переброски» членов функциональных подразделений из одного проекта в другой и т.д.;

- формирование благоприятных социально-психологических условий внутри компании посредством нивелирования напряженности во время тренингов, возможности внесения адекватных корректив в отношения между сотрудниками, четкое осознание всеми сотрудниками компании «зон ответственности» и должностных обязанностей сотрудников смежных подразделений;

- сочетание морального и материального стимулирования сотрудников при достижении высоких показателей результативности труда;

- формирование благоприятных условий для труда посредством гуманизации рабочего пространства, использование психологических методов воздействия на сотрудников, эргономичные принципы в организации рабочего пространства и т.д.;

- четкое понимание всеми сотрудниками внутреннего распорядка организации.


Библиографический список
  1. Хмель, Ф.И. Основы менеджмента: [учебник] /Ф. И. Хмель. – К.: Академвидав, 2013. – С. 455. 608 с.
  2. Словарь практических терминов по менеджменту (учебное пособие для студентов ВУЗов “Менеджмент”) / Под ред. Ю.А. Цыпкина – М.: ЮНИТИ, 2012. – С.218.
  3. Орлова, Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т.М. Орлова. – М.: Изд-во РАГС, 2012. – С.52.
  4. Плотников, М.В. Эффективные коммуникации в организации / М.В. Плотников // Центр дистанционного образования «Elitarium» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/11/26/kommunikacii_organizacija.html  (Дата обращения: 15.05.17)
  5. Платохина, Н. А. Коммуникационный процесс в управлении: основные положения / Н.А. Платохина, А.В. Исаев //Сборник научных трудов SWorld по матер. междунар. науч.-практ. конф.«Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. – 2013. – С. 2-12.
  6. Лаптев В. В., Галиева Р. В. Современные инструменты внутрикорпоративных коммуникаций //Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. – 2017. – С. 165.
  7. Словарь практических терминов по менеджменту (учебное пособие для студентов ВУЗов “Менеджмент”) / Под ред. Ю.А. Цыпкина – М.: ЮНИТИ, 2012. – С.218.
  8. Орлова, Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т.М. Орлова. – М.: Изд-во РАГС, 2012. – С.52.
  9. Плотников, М.В. Эффективные коммуникации в организации / М.В. Плотников // Центр дистанционного образования «Elitarium» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/11/26/kommunikacii_organizacija.html  (Дата обращения: 15.05.17)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Львова Наталья Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация