Наука (как форма мировоззрения, как тип знания), являясь базисом современной цивилизации, – несомненное достижение человечества [1]. Принципы науки формировались не сразу: коллективные усилия великих философов-учёных многие столетия были направлены на формирование современного образа науки как движущей силы прогресса.
У истоков науки стоял античный философ Аристотель.
Учение античного учёного, философа Аристотеля является, по сути, критическим продолжением теории Платона: возражая Платону, выдвигая всё новые и новые аргументы против его учения, Аристотель постепенно предлагает новое мировоззрение. Так постепенно возникает аристотелевское учение о субстанциях: в действительности существуют не идеи, а отдельные независимые друг от друга вещи, или субстанции.
Субстанции обладают свойствами, присущими только им. Свойства сами по себе не онтологичны.
Все свойства субстанций делятся на существенные и несущественные. Таким образом, возникает вид (данный вид субстанций, связанный общими существенными свойствами).
Существенные свойства субстанций можно постичь исключительно с помощью усилий разума – способности к абстрагированию.
В данном случае необходимо было изобрести метод, что и было сделано Аристотелем.
Таким образом, можно говорить о том, что Аристотель внёс огромный вклад (наряду с Пифагором, Евклидом, Платоном, Демокритом, Левкиппом, Птолемеем, Геминусом) в становление философии науки: Аристотель, по общему признанию, сделал выдающийся вклад в формирование научного метода исследования (работы «Вторая аналитика», «Физика», «Метафизика»).
Фактически он, разрабатывая научный метод, являясь тем самым философом науки, открывает науку как форму знания.
Индуктивно-дедуктивный метод, изобретённый философом, предполагает непрерывный переход от наблюдения к принципам общего порядка, и обратно.
Первый этап его метода – это индукция, которая делится на два типа:
а. простое перечисление признаков, где посылки и выводы обнаруживают одни и те же описательные термины;
б. прямая интуиция общих принципов, или интуитивная индукция (её принципы Аристотелем чётко не прописаны): исследователь должен увидеть существенные свойства субстанций.
Второй этап метода – дедуктивный: посылки предыдущего этапа исследования берутся за основу для дедукции относительно первоначальных наблюдений.
Общеутвердительные высказывания для Аристотеля являются приоритетными, поскольку более точно соответствуют структуре реальности: «Все S есть P, поскольку S полностью содержится в P». Такой тип суждения – силлогизм – является наиболее достоверным.
Влияние Аристотеля на становление философии науки сложно переоценить: к концу тринадцатого века на латинский язык был переведён обширный корпус текстов; впоследствии в течение нескольких веков работы, посвящённые наукам, – это, по сути, комментарии к методу Аристотеля.
Так, индуктивно-дедуктивная модель научного исследования была подтверждена и развита выдающимися философами 13 века – Р. Гроссетестом и Р. Бэконом.
После комментариев первого из названных философов теория Аристотеля впоследствии стала называться «методом резолюции и композиции» (в процессе индукции все явления «разлагаются» на составные части, чтобы потом – в процессе дедукции – быть объединёнными).
Кроме того, Роберт Гроссетест ввёл «рассуждения от противного» – доказательство через опровержение (если гипотеза имеет определённые следствия, но они ложны, то и гипотеза является ложной).
Роджер Бэкон впервые в истории интеллектуальной мысли ввёл понятие «экспериментальная наука».
У экспериментальной науки, согласно его теории, есть преимущества – прерогативы:
а. принципы, достигнутые в ходе индукции, должны быть подвергнуты дальнейшей проверке;
б. необходимость экспериментов – залог успеха индуктивного метода.
В средние века аристотелевский метод был дополнен двумя методами прямой индукции: метод сходства Д. Скота (возможна причина явления – та, которая повторяется во всех обстоятельствах) и метод различия У. Оккама (отсутствие следствия может говорить об отсутствии обстоятельства).
Уильям Оккам – автор методологического принципа, получившего название «бритва Оккама»: «Не следует множить сущее без необходимости» (применительно к методологии – нет необходимости в «лишних» понятиях: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» [2]).
Это закон экономии, или принцип бережливости, формирующий базис методологического редукционизма.
Библиографический список
- Мень С.А., Пятилетова Л.В. Образ науки в современном мире // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=86278 (дата обращения: 08.04.2018).
- Оккам У. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7ec01008dba3d6c128fb7 URL: http://web.snauka.ru/?p=86278 (дата обращения: 08.04.2018).