ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Волох Тамара Сергеевна
Омский государственный педагогический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления

Аннотация
Данная статья посвящена реализации модульной технологии школьного урока правового содержания. Проведенное исследование позволяет утверждать, что организация урока в форме модуля позволяет индивидуализировать процесс обучения, способствует осознанному освоению правового материала.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Волох Т.С. Организация уроков правового содержания в технологии модульного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86037 (дата обращения: 29.03.2024).

На сегодняшний день, существует большое количество современных технологий конструирования урока, позволяющих добиться обучающимся заданных результатов к требованиям освоения основной образовательной программы. Наиболее актуальной является технология модульного обучения, позволяющая обеспечивающая индивидуализацию обучения, что повышает уровень качества знаний и позволяет выработать навыки самостоятельной работы.

Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основании блочно-тематического представления учебной информации, которое функционирует на последовательном изучении и усвоении модульных единиц и элементов. Сущность его состоит в том, что учащийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенным ему планом действий по освоению учебного материала.

Центральным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль». Модуль — это изолированный пакет для индивидуального и (или) группового обучения, посредством которого обучаемые получали объем новых знаний и (или) осваивали набор новых навыков и умений на основе индивидуального подхода к процессу обучения [1, с.54].

Для учителя использование технологии модульного обучения означает переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения обучаемыми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, переработке получаемой информации через ее осмысливание на основе обобщений, абстракции и включения ее в систему своих знаний и опыта [1, с. 47]. Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться предложенными источниками, хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения [2, с. 114].

Основой технологии модульного обучения  является личностно-ориентированная направленность, которая позволяет, с одной стороны, обеспечить целостность процесса обучения, а с другой стороны — оптимизировать его в соответствии с развитием познавательной и личностной сферы обучаемых [1, с. 55]. Среди других преимуществ технологии модульного обучения необходимо отметить следующие: сжатость учебного материала и возможность его разделения на блоки – модули; комплексное планирование учебных занятий; органическая связанность этапов обучения; усиление интереса учащихся к усвоению знаний; самоконтроль и оценивание результатов успеваемости учащихся; переход позиции педагога от информационной и контролирующей функции к консультирующей и направляющей функциям; соответствие темпа усвоения и индивидуальных свойств учащихся; гарантированность запланированных результатов обучения учащихся (результатов усвоения); вариативность компонентов модуля в соответствии с целями обучения [3, с. 134-135].

Для подтверждения теоретического обоснования действенности модульной организации урока, нами на базе БОУ г. Омска «Гимназия №140» параллельно проводились уроки по праву в 11 классе социально-экономического профиля на основе модульной технологии и в 11 классе физико-математического профиля уроки в традиционной технологии.

Проведение уроков предваряло тестирование, которое показало, что в 65% случаев, учебный материал усваивается совместно с учителем. Самостоятельное усвоение учебного материала, происходит редко, в основном с опорой только на учебник. Практические задания учениками выполняются как самостоятельно, так и с помощью учителя.

При использовании технологии  модульного обучения меняются этапы урока. Каждый этап начинается с принятия цели и понимания того, для чего выполняется то или иное задание. Это позволяет ученику понять, для чего он выполняет предложенные задания учителем. Например, на уроке по теме «Жилищное право» на этапе входного контроля была поставлена цель, проверить остаточные знания по теме, убедиться, что обучающийся готов усваивать новый материал, выявить объективность оценки знаний.

На этапе актуализации знаний (мотивационная беседа) учитель с учениками вспоминают все, что им известно по предложенной теме, помимо этого, учитель разъясняет незнакомые термины и особенности предложенной темы. Например, на уроке по теме «Семейное право» учитель на этапе актуализации знаний делает упор на понимание термина и особенностей брачного договора, так как до этого ученики не встречались с этим понятием.

На этапе входного контроля ученикам предлагались разноуровневые задания. Каждый ученик самостоятельно выбирает задание того уровня сложности, которое будет выполнять, понимая, что это отразится на итоговой отметке. Данный этап помогает в развитии адекватной самооценки обучающегося.

На этапе работы с новым материалом ученики, посредством выполнения предложенных заданий, самостоятельно осваивали новый материал (индивидуально или в группах, парах).

На этапе завершающего контроля ученикам предлагается выполнить задание самостоятельно. Например, на уроке по теме «Трудовое право» ученикам предлагалось решить юридическую задачу со ссылкой на источник (ТК РФ), выдержки которого были у каждого на парте.

На этапе подведения итогов урока, как правило, ученики совместно с учителем обобщают полученные на уроке сведения.

Уроки в 11 физико-математическом классе строились по сложившейся типологии (урок изучения нового знания, комбинированный урок), что предполагало традиционные этапы урока. Новый материал ученики разбирали совместно с учителем, а затем выполняли задания на закрепления (тест, решение юридических задач, заданий-вопросов «Верно ли?»).

После проведения всех запланированных уроков ученикам каждого класса предлагались тестовые задания по пройденному материалу. Тест содержал 30 вопросов на выявление качества усвоенного материала. Для обоих 11 классов (физико-математического и социально-экономического) тест предусматривал 45 правильных ответов. Критериями оценки служили следующие показатели: 40-45 баллов – отметка «отлично»; 39-30 баллов – отметка «хорошо»; 29-20 баллов – отметка «удовлетворительно»; 19 и ниже баллов – «неудовлетворительно».

Обработанные тестовые задания показали, что в 11 социально-экономическом классе из 25 человек 18 человек выполнили тестовые задания на отметку «отлично»; 7 человек на отметку «хорошо».  В 11 физико-математическом  классе из 27 человек 10 человек справились с заданием на «отлично»; 15 человек на «хорошо» и 2 человека на «удовлетворительно».

Результаты проведенного исследования показали, что больше половины 11 социально-экономического класса, организация уроков для которых проводилась  в рамках технологии модульного обучения, итоговое тестирование сдали на «отлично», остальная часть класса на «хорошо». В 11 физико-математическом классе большая часть тест написала на «хорошо», остальные на «отлично» и двое учеников справились на «удовлетворительно». Можно сказать о том, что процент положительных отметок в 11 социально-экономическом классе, значительно выше, чем в 11 физико-математическом классе и отметок ниже, чем «хорошо» – нет. Из этого можно сделать вывод, что при построении урока правового содержания в технологии модульного обучения процент усвоения учебного материала выше. Таким образом, организация уроков с применением технологии модульного обучения повышает самостоятельность обучающихся, а также влияет на качество их знаний.

Отсутствие должного научно-методического обеспечения и полученный опыт за период знакомства с технологией модульного обучения в период проведения исследования способствовали созданию методических рекомендаций по использованию технологии модульного обучения на уроках права. При разработке урока в технологии модульного обучения следует учитывать следующие факторы:

  1. Возрастосообразность. Для основной школы лучше брать отдельные этапы технологии модульного обучения, т.к. весь урок работать самостоятельно будет тяжело. Старшие классы готовы работать в индивидуальном режиме, усваивать учебный материал самостоятельно, консультируясь с учителем по отдельным вопросам.
  2. Степень освоения учебного материала. Учителю необходимо понимать, что работать самостоятельно с новым учебным материалом ученик может лишь тогда,  когда уже имеет представление о предложенной ему теме урока. Например, основами «Семейного права», «Трудового права», «Гражданского права» обучающиеся овладели уже в 9 классе. Не зная учебного материала, ученик может не правильно трактовать те или иные моменты темы и как следствие, потерять интерес к выполнению заданий.
  3. Знание методики работы с технологией модульного обучения. Ученик должен понимать для чего выполняет каждое задание. Ему необходимо знать, что выбор задания из разноуровневой части, отразится на его итоговой отметке. Ученику необходимо понимать, что задания выполняются самостоятельно, или в паре, группе, а учитель может только консультировать, но не выступать основным источником знаний.
  4. Умение самостоятельно добывать знания. Выбирая подобную технологию построения урока, учитель сначала должен подготовить учеников к работе с источником (учебник, НПА, Интернет – ресурс), научить читать документ и выделять главное и пр.

Учитывая предложенные факторы, мы предлагаем работу в технологии модульного обучения разбить на три этапа:

1 этап – ознакомительный. Учителю необходимо познакомиться с особенностями технологии модульного обучения. Особое внимание уделить этапам урока, которые отличаются от традиционного построения урока. Учителю при планировании урока необходимо прописать на каждом этапе и для каждого задания, для чего выполняется та или иная работа, т.е. прописать цель. Также учителю необходимо разработать задания разного уровня сложности, чтобы каждый ученик выбрал задание посильное для него. Рекомендуется сначала брать отдельные этапы урока и знакомить с ними учеников, а после уже работать весь урок в технологии модульного обучения. Учителю необходимо помнить, то такие приемы как «Закончи предложение», «Верно ли?» необходимо применять на этапе входного контроля. Заполнение таблиц, схем, решение юридических задач, правовых ситуаций, кейсов и т.д.-  на этапе усвоения нового материала. Тестовые задания лучше всего предлагать на этапе завершающего контроля. Также на этапе завершающего контроля может быть предложено решение юридических задач.

2 этап – реализации. На уроке учителю необходимо озвучить цели всех этапов и выполняемых заданий и баллы за каждое выбранное разноуровневое задание. Необходимо сделать акцент на том, что выбранное задание повлияет на итоговую отметку ученика. Учителю необходимо помнить, что на протяжении всего урока он является консультантом, помощником, а не основным источником знаний.

3 этап – заключительный. В конце урока учителем обязательно должна быть проведена рефлексия, для того чтобы понять как усвоился учебный материал. При проверке выполненных заданий учителю необходимо учесть уровень и качество выполнения задания.

Таким образом, при использовании технологии модульного обучения необходимо обратить внимание на специфические этапы построения урока и необходимость разработки разноуровневых заданий. Проведенное исследование показало, что применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Использование предложенных методических рекомендаций поможет учителю учесть все особенности и нюансы технологии модульного обучения при построении урока с правовым содержанием. Предложенные методические рекомендации не являются  исчерпывающими и допустимы к изменению с учетом индивидуальных особенностей класса и учащихся.


Библиографический список
  1. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий/Г.С. Худолей, Т.В. Стебеняева//Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – 2-4 (44). – С. 53-56.
  2. Буркова Е. М. Внедрение технологии модульного обучения в практику школы/Е.М. Буркова// Педагогическая практика. – 2014. – №4. – С. 47-52.
  3. Мандрон Т. И. Модульное обучение/ Т.И. Мандрон//Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 114-115.
  4. Рахимова М.А. Модульное обучение как требование времени/М.А. Рахимова// Культура. Духовность. Общество. – 2014. – №11. – С. 134-138.
  5. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Формирование модульных технологий обучения: цели, принципы, дидактические характеристики/ Г.С. Худолей, Т.В. Стебеняева//Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. – 2016. – №10. – С.15 – 23.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Волох Тамара Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация