Борьба с международным терроризмом ставшей глобальной проблемой человечества в XX веке, остается актуальной и в XXI веке. Транснациональные организованные преступные группы, специализирующиеся на терроризме, расширяют сферу своей деятельности, и агрессия этих групп становится все более дикой и бесчеловечной. К сожалению, рост международной террористической угрозы свидетельствует о растущей угрозы жизни и здоровья ни в чем не повинных людей.
Как признал первый президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов: «Проблема международной безопасности и стабильности – одна из основных проблем, стоящих перед международным сообществом в новом столетии».
В Национальной энциклопедии Узбекистана определение терроризма описывается следующим образом: Терроризм определяется как метод нетерпимости, основанный на идее о том, что это физическое и насильственное уничтожение людей во имя достижения определенных злых целей [6].
В последние годы террористические организации в качестве оружия стали все более активно использовать средства массой информации. Примером этого является поток вредоносных идей в постоянно распространяемой информации определенных идеологических полигонов, распространение вирусов, которые регулярно транслируются через телецентры, игры, основанные на деструктивных идеях для детей, и вирусы, которые разрушают компьютерные программы. Нападение террористов на учреждения государственной власти с целью достижения своих ужасных намерении является примером политического террора.
Как отметил И.А.Каримов в книге «Юксак маънавият—енгилмас куч»: Сегодняшнее тривиальное послание, которое кажется незначительным для духовности человека, – это распространение информации на весь мир, которая невидима, но никогда не покрывается ничем, может привести к тяжелым последствиям и большому урону [1].
С первых же лет независимости Республика Узбекистан инициировала ряд инициатив по обеспечению международной и региональной безопасности на платформах различных международных организаций. Эти инициативы – это не только национальная безопасность Узбекистана, но и безопасность Центральноазиатского региона и всего мирового сообщества [2].
Став полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Республика Узбекистан несомненно вносит вклад в укрепление безопасности и расширения сотрудничества на взаимовыгодных отношениях. Как мы видим Шанхайской организации сотрудничества (Республика Узбекистан была признана полноправным членом ШОС 15 июня 2001 года) были предприняты значительные шаги для предотвращения религиозного экстремизма и международного терроризма. На мероприятиях ШОС рассматриваются и активно обсуждаются все предложения правительства Узбекистана.
Сложно не переоценить роль ШОС в обеспечении безопасности, развития сотрудничества и создание платформы для равноправного обсуждения и достижения договоренной по полетическим, экономическим и другим вопросам между главами членами ШОС на равных условиях, в независимости от потенциала и возможностей [7].
За последние 10 лет ШОС в области безопасности было достигнуто следующее:
- в структуре ШОС созданы следующие структуры для координации усилий в сфере безопасности и развития: Совещание руководителей правоохранительных органов, пограничных ведомств, министров обороны, министров иностранных дел, министров по чрезвычайным ситуациям;
- подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001);
- создана и приступила к работе Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС с исполнительным комитетом в г. Ташкенте (Узбекистан). В РАТС ШОС создан механизм совещаний секретарей Советов безопасности государств-членов;
- создана контактная группа «ШОС – Афганистан», являющаяся еще одним важным историческим шагом по поддержанию мира и стабильности в регионе»;
- также по вопросам безопасности и развития налажены контакты с такими международными структурами, как: ПРООН, СБ ООН, комитет ООН по борьбе с терроризмом, ОБСЕ, Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ;
- подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств [2].
Выступая на саммите Шанхайской организации сотрудничества 14 июля 2001 года, президент Ислам Каримов подчеркнул, что, несмотря на инициативы, направленные на устранение беспорядков и нестабильности в Афганистане, к сожаленю являются недостаточными, и предложил улучшить систему региональной безопасности.
Серьезные проблемы вызывает и развитие наркотических психотропных средств, что приводит к следующему: Во-первых, незаконное производство и продажа наркотиков приводит к гибели миллионов жизней и, во-вторых, к финансовому улучшению международного терроризма и религиозного экстремизма. По словам первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова: Если религиозный экстремизм и фанатизм являются идеологической маской международного терроризма, незаконный оборот наркотиков, несомненно, является финансовой поддержкой международного терроризма.
В связи с чем, считаем что необходимо радикально реформировать сельскохозяйственный сектор, улучшить минеральное состояние земель, создать ирригационную систему, улучшить систему культивирования и, самое главное, выращивать сельскохозяйственные культуры, овощи и фрукты.
Любой, кто работает в этой стране, может видеть влияние этих изменений на примере своей семьи. Наряду с усилиями по борьбе с терроризмом в Афганистане также начались международные усилия по восстановлению страны. С тех пор произошли значительные изменения в этой области.
В своем выступлении на первом заседании второго созыва Олий Мажлиса 22 января 2000 года президент Ислам Каримов подчеркнул приоритеты внешней политики и стратегии безопасности нашего государства: «Сегодня все наши инициативы и усилия направлены на донесение широкой общественности нашего региона информацию о угрозе распостранения религиозного экстремизма, фундаментализма и международного терроризма».
Следует отметить что говоря о борьбе с экстремизмом и межднународном терроиризмом, Узбекистан на международном уровне внес предложения и продвигает усилия ООН по достижению мира в Афганистане, запрета на иностранное вмешательство во внутренние дела Афганистана и запрет на импорт оружия, а также на источники финансирования экстремизма, международного терроризма и незаконного оборота наркотиков.
Узбекистан заявил о своей приверженности Уставу и Декларации ШОС в поддержку безопасности, мира и стабильности в регионе, борьбе со всеми формами международного терроризма, сепаратизма и экстремизма, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и распространением оружия массового уничтожения.
Также на саммите в Москве 29 мая 2003 года были высказаны мнения о международном терроризме, радикальном экстремизм, сепаратизм и незаконный оборот наркотиков, угроза ядерного оружия и распространение оружия массового уничтожения, а так же о фундаментальных изменениях в геополитической, экономической и социальной жизни. Они также высказали мнение о роли и влиянии ШОС и проблемах, с которыми сталкиваются существующие организационные структуры.
Более того, первый Президент И.Каримов в своем выступлении по вопросам безопасности и стабильности в регионе (5 июля 2005 года) отметил следующее: Рабочие и исполнительные органы Шанхайской организации сотрудничества должны быть сосредоточены в принятии конкретных целей и задач, в борьбе не только новыми угрозами безопасности и стабильности, но и смыслом достижения геополитических целей, необходимо учитывать особенности каждой страны, ее содержание, средства и методы и, в конечном счете, продолжать борьбу с производством и транспортировкой наркотиков.
Ни дял кого не сикрет, что международный терроризм и экстремизм расширяется практически на все страны. Международные террористы в целях достижения своих целей применяют самые жестокие методы и способы.
Говоря о растущем международном терроризме, религиозном экстремизме и незаконном обороте наркотиков, Узбекистан, несомненно, поддерживает деятельность ШОС в сохранении мира и стабильности в регионе, противодействию всем формам международного терроризма, сепаратизма и экстремизма.
Расположение Центра борьбы с терроризмом ШОС в городе Ташкенте, которое начало действовать 1 января 2004 года, можно рассматривать как признание активного участия нашей республики в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Можно с уверенностью признать, что безопасность в Центральноазиатском регионе обеспечивается за счет тесного сотрудничества стран членов ШОС. Так же необходимо отметить что совместно с ШОС, в Узбекистане реализуются проекты в области энергетики и создание альтернативных транспортных маршрутов, что будет способствовать развитию экономики Республики.
Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС — Хартии от 7 июня 2002 года — основными целями и задачами ШОС являются [4]:
- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого[8] и рационального политического и экономического международного порядка [9];
- совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
- поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
- содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
- содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством и др.
Как отметил первый заместитель председателя Сената Республики Узбекистан Садык Сафаев: «… ШОС всегда добивается всего, что делает».
Библиографический список
- Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч // Ташкент. 2008- 173стр.
- Акатаева А.А. ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии //Вестник КазНУ – 2015г.
- Пластун, В.Н. ШОС и перспективы восстановления безопасности в центральноазиатском регионе / В.Н. Пластун // Материалы междунар. конф. «ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран соседей». – М., 2009. – С. 81-84.
- https://en.wikipedia.org/wiki/Shanghai_Cooperation_Organisation
- Официальный сайт ШОС – http://www.infoshos.ru/
- Национальная энциклопедия Узбекистана // ГУ «Узбекская национальная энциклопедия». 2006г.
- Раматов Ж. Гипотеза и прогноз в социальном познании (философско-методологический анализ). -Ташкент: Узбекистон, 1991.
- Чжоу Ц. Шанхайская организация сотрудничества как региональная организация // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. гуманитарные и общественные науки. 2016г.
- Мерганов А.М., Гуламов А.А., Рахматов З.Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Международный научный журнал «Интернаука». Экономические науки. 2017 год.