ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Романцов Андрей Юрьевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Вопрос о поиске смысла (индивидуальной) жизни остаётся неизбывным во все исторические времена: особенно в ситуации лишений (будь то реальность социальной революции или же революции технической). Напрямую зависимое от ответа на этот вопрос качество (духовной) жизни подразумевает владение элементарными навыками анализа и интерпретации жизненной (экзистенциальной) ситуации для продуцирования (аутентичных) смыслов (личного) бытия. Речь идёт, по сути, о гуманитарной технологии в вопросе поиска смысложизненных основ. Неплохим подспорьем на этом пути являются работы выдающихся представителей философии и психологии (логотерапии) ХХ века – С.Л. Франка и В. Франкла.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Поиск смысла жизни как гуманитарная технология // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85924 (дата обращения: 03.12.2024).

Является ли вопрос о смысле жизни в контексте рутинной, повседневной жизни или же он «подступает» к сознанию в периоды, явно обнаруживающие бессмысленные тяготы и суету жизни?

С. Л. Франк в своей работе «Смысл жизни» размышляет над этими вопросами в контексте общей судьбы русского народа на изломе исторических эпох (работа написана в 1925 году): «Так перед нами теперь, через увеличительное стекло наших нынешних бедствий, с явностью предстала сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности – во всей ее бессмысленности. И потому всех людей мучащий, перед всеми неотвязно стоящий вопрос о смысле жизни приобрел для нас, как бы впервые вкусивших самое существо жизни и лишенных возможности спрятаться от нее или прикрыть ее обманчивой и смягчающей ее ужас видимостью, совершенно исключительную остроту. Легко было не задумываться над этим вопросом, когда жизнь, по крайней мере внешне видимая, текла ровно и гладко, когда – за вычетом относительно редких моментов трагических испытаний, казавшихся нам исключительными и ненормальными – жизнь являлась нам спокойной и устойчивой, когда у каждого из нас было наше естественное и разумное дело и, за множеством вопросов текущего дня, за множеством живых и важных для нас частных дел и вопросов, общий вопрос о жизни в ее целом только мерещился где-то в туманной дали и смутно-потаенно тревожил нас. Особенно в молодом возрасте, когда разрешение всех вопросов жизни предвидится в будущем, когда запас жизненных сил, требующих приложения, это приложение по большей части и находил, и условия жизни легко позволяли жить мечтами, – лишь немногие из нас остро и напряженно страдали от сознания бессмысленности жизни. Но не то теперь. Потеряв родину и с нею естественную почву для дела, которое дает хотя бы видимость осмысленности жизни, и вместе с тем лишенные возможности в беспечном молодом веселии наслаждаться жизнью и в этом стихийном увлечении ее соблазнами забывать о неумолимой ее суровости, обреченные на тяжкий изнуряющий и подневольный труд для своего пропитания, мы вынуждены ставить себе вопрос: для чего жить? Для чего тянуть эту нелепую и тягостную лямку? Чем оправданы наши страдания? Где найти незыблемую опору, чтобы не упасть под тяжестью жизненной нужды?» [1].

Современная западная цивилизация, находящаяся перед лицом других проблем и реалий, обнаруживает, однако, сходную – смысложизненную – проблематику: наступающие массово процессы автоматизации и роботизации производства [2] грозят многим быть «исключёнными» из полноценной социальной жизни (вопрос заключается не в отсутствии дохода (в некоторых европейских странах уже проходят «превентивные» социальные эксперименты, касающиеся пожизненных выплат базового дохода населению), а именно в социальном статусе «лишнего»).

В свете стремительно изменяющихся реалий жизни человеку просто необходим «навык» поиска смысла жизни, возможно, на уровне (гуманитарных) «технологий». И здесь на помощь приходят «правильные» тексты, посвящённые проблематике смысла жизни [3]: правильные – с точки зрения адекватной времени рефлексии (как грамотно ставить вопрос, собирать и анализировать материал, касающийся «личной онтологии» (в контексте всеобщей), а также продуцировать смысл(ы)).

Речь идёт о навыках философской рефлексии – об особых компетенциях, на формирование которых направлен современный образовательный процесс в высших учебных заведениях (ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции). Волей-неволей каждому приходится быть философом [4].

Важнейший момент, на котором подробно останавливается в своей работе «Смысл жизни» С. Л. Франк, это почти «выученная» – типичная, типовая реакция переноса взгляда с настоящего на будущее. На наш взгляд, философ подметил главную ошибку в решении вопроса о смысле жизни: что находится в фокусе зрения – «проблемное» настоящее или желаемое «беспроблемное» будущее (С. Л. Франк считает это свойство вытекающим из особенностей русского менталитета.)

Он пишет о том, что для русского человека свойственно полагаться на будущее, отказывая себе в интенсивной внутренней работе индивидуальной воли; надежда на судьбу, идеализация будущего, погружение в грёзы. Таким образом, русский человек игнорирует подлинное отношение к действительности, к задачам собственной жизни

Анализ данного типа рефлексии о смысле жизни позволяет увидеть подмену «временного континуума», что также ставит ищущего в позицию вненаходимости [3]. Смысл человеческой жизни, однако, эффект наличия которого ощущается и в будущем, всегда уже присутствует «здесь-и-сейчас». Его невозможно отложить: он собирает жизнь воедино.

Особенно остро вставая перед человеком в минуты крайней нужды, вопрос о смысле жизни может быть подменён погружением в грёзы о фантастическом будущем.

В ХХ веке появились работы, помогающие человеку устоять в стихии жизненных неурядиц и бед, позволяя грамотно распорядиться жизнью путём её осмысления/переосмысления.

Такой выдающейся работой стала книга представителя логотерапии В. Франкла «Человек в поисках смысла», узника лагерей Освенцима и Дахау.

Из всех возможных типов ситуаций, в которых человек способен пережить укореняющие его в бытии типы ценностей (ценности переживания, созидания и отношения) особое место В. Франкл отводит ценностям отношения: он замечает, что без надежды на будущее не обойтись, однако смысл необходимо найти – всегда тот самый, всегда уникальный и аутентичный смысл, который содержится в любой ситуации; особенно показательны ситуации преодоления.

Именно эта «технология» поиска смысла жизни, на наш взгляд, наиболее соразмерна для человека, находящегося в сложной жизненной (экзистенциальной) ситуации.


Библиографический список
  1. Франк С.Л. Смысл жизни [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/frank-s-l/smisl-zhizni (дата обращения: 20.02.2018).
  2. Форд М. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы. – М., 2016.
  3. Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Смысл человеческой жизни: к постановке вопроса // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=24833 (дата обращения: 21.02.2018).
  4. Винкельман А.М. Выживут только философы: о книге М. Форда «Роботы наступают» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. Т. 1, № 4. – С. 218 – 225.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: