РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА

Васильева Мария Владимировна1, Волкова Юлия Николаевна2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, филиал в г. Пскове, студент 5 курса, направление «Менеджмент»

Аннотация
В настоящей работе мы привели результаты теоретического исследования влияния цифровой экономики на развитие системы требований работодателей финансового сектора к компетенциям сотрудников и рассмотрели основные «IT» – компетенции в профессиональных стандартах для специалистов страхового рынка.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева М.В., Волкова Ю.Н. Развитие цифровой экономики и ее влияние на требования к компетенциям специалистов страхового бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85874 (дата обращения: 19.04.2024).

Развитие современного финансового рынка и его страхового сектора, рост неопределенности, появление системных рисков по причинам ужесточения конкурентной борьбы, заставляет участников рыночных отношений, в том числе специалистов и работодателей, активизировать деятельность по формированию и накоплению востребованных компетенций с целью обеспечения соответствия запросам рынка и государства, предъявляемым во всех сферах взаимодействия системы трудовых отношений. В настоящей работе мы рассмотрим влияние одного из макрофакторов – цифровизации экономики – на изменение требований страховщиков (как работодателей) к специалистам данной отрасли.

Обратимся к сущности цифровой экономики. Генезис цифровой модели развития экономики связан с изменением содержательной характеристики нового типа общества, что проявляется в становлении информации как ведущего производственного ресурса [8, с.25 ]. В обобщенном виде информация – это знания, прямо или опосредованно передаваемые от одного субъекта к другому, в результате чего снимается или сужается неопределенность экономической деятельности и принятия хозяйственных решений на микро- и макроуровне [11, с.46]. Приобретены и постоянно расширяются научные знания, технологии, достижения техники, культуры, жизненный опыт,– все это входит в состав многогранного понятия цифровой экономики. Успеха на финансовом рынке добиваются те предприятия, которые обладают высокоэффективным, конкурентоспособным кадровым ресурсом, этот ресурс и обеспечивает результативность (прибыльность) самих компаний [9, с.13].

Специалисты страхового рынка работают с различными видами и формами информации, конкретизированной в рамках страхового продукта. Чтобы данный продукт имел рыночную ценность, он должен предоставляться достаточно оперативно; быть достоверным (качество информации д.б. высоким), с точки зрения количества информации д.б. «полным», поскольку частичная информация по страховому продукту не имеет смысла для субъектов страховых отношений (страхователя в том числе). В этих условиях формирование у персонала страховых компаний компетенций, связанных с навыками обработки макроданных, умением работать с современными программными ресурсами, знанием моделей поведения страхователей на рынке и др. (назовем их «IT» компетенции), является основой для поддержания конкурентоспособности самих компаний.

Компетенция представляет собой индивидуально-личностную характеристику, знания, умения, навыки, модели поведения персонала, а также его ценности и фактора мотивации [10, с.130]. Требования к уровню сформированности компетенций страхового специалиста регламентируются Профессиональными стандартами.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [1] под профессиональным стандартом понимают характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональный стандарт – это нормативный документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности в рамках определенного ее вида, излагающий требования к квалификации работника, необходимые для выполнения конкретных видов трудовой деятельности. Профессиональные стандарты закрепляют необходимость наличия у специалистов страхового бизнеса навыков в сфере информационных технологий. Для успешного использования цифровых технологий в бизнесе необходимы знания, навыки и умения в различных сферах, а не только в области технологий.

В стандартах структурируются основные производственные функции конкретного специалиста, а также необходимые знания, умения и навыки для их выполнения. В стандарте также обязательно указываются возможные  должности и требования к образованию претендента на должность, а также критерии, позволяющие оценить опытность сотрудника.

Приведем примеры профессиональных стандартов (и проектов), действующих (обсуждаемых) в рамках страхового бизнеса:

- Специалист по страхованию [Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 186н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2015 N 36775)]

- Проект «Специалист по оценке рисков (андеррайтер) в сферах имущественного страхования и страхования жизни» [Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оценке рисков (андеррайтер) по страхованию жизни и по имущественному страхованию» (по состоянию на 18.11.2015)(подготовлен Минтрудом России)]

- Проект «Специалист по инвестиционной работе в сфере обязательного и добровольного страхования» [Проект Приказа Минтруда России  «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инвестиционной работе в сфере обязательного и добровольного страхования» (по состоянию на 18.11.2015)(подготовлен Минтрудом России)]

-Проект «Специалист по перестрахованию» [Сайт профстандарты http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-perestrakhovaniyu/?sphrase_id=1962 (дата обращения 12.02.2018)]

- Проект «Специалист по продаже страховых услуг» [Сайт профстандарты http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-prodazhe-strakhovykh-uslug/?sphrase_id=1963(дата обращения 12.02.2018)]

- Проект   «Специалист по урегулированию страховых споров (убытков)»[Сайт профстандарты http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-uregulirovaniyu-strakhovykh-sluchaev/ (дата обращения 12.02.2018)]

Анализ стандартов и проектов стандартов определяет следующие важнейшие компетенции, выраженные в форме знаний, умений, навыков (таблица 1)

Таблица 1 – Компетенции специалистов страхового рынка, непосредственно связанные с развитием цифровой экономики

Источник данных

Знания, умения, навыки

Специалист по продаже страховых продуктов

УМЕТЬ:

-         Пользоваться средствами ИКТ

-         Пользоваться дополнительным оборудованием (телематические устройства, фотоаппарат, оргтехнику, др.)

-         Применять программное обеспечение (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения, приложения для визуального представления данных) на уровне опытного пользователя

Специалист по перестрахованию

 

ЗНАТЬ:

-         Оперативное ведение и актуализация информационной базы данных о партнерах по перестрахованию

УМЕТЬ:

-         Применять программное обеспечение (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения, приложения для визуального представления данных) на уровне опытного пользователя

-         Применять программное обеспечение (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения, приложения для визуального представления данных) на уровне опытного пользователя, применять специализированные компьютерные программы и работать с базами данных

Специалист по инвестиционной работе в сфере страхования

ЗНАТЬ:

-         Основные положения российских и международных стандартов по управлению информационными технологиями и информационной безопасности ,отраслевое право (в зависимости от специализации)

-         Применять программное обеспечение (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения) на уровне опытного пользователя

УМЕТЬ:

-         Получать, анализировать и документировать результаты инвестиционных исследований

-         Применять программное обеспечение по оценке рисков (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения) на уровне опытного пользователя

-         Анализировать и документировать результаты исследований по рынку, объектам, рискам

-         Работать с базами данных по инвестициям

-         Использовать специализированное программное обеспечение для подготовки аналитической информации, расчетов степени воздействия различных  инвестиционных рисков

ВЛАДЕТЬ:

-         технологиями обработки статистической информации

-         технологиями обработки информации, влияющей эффективность инвестиционной деятельности

Таким образом, навыки работы специалистов с мобильными технологиями, имеющие большое значение для трансформации компаний, определяются как минимальный уровень квалификации, предусмотренный во всех стандартах по страховому направлению. Какова же причина? Мобильные технологии, прежде всего, используются для повышения эффективности бизнес-процессов практически во всех вопросах работы на рынке страхования. Например, цифровые платформы создают новые возможности коммуникативного воздействия с клиентом (например, проект страховой компании «Альфа-Страхование» он-лайн платформа урегулирования убытков, ПАО СК «Росгосстрах» – система общения с клиентом «ГУРУ» и т.д.).

Вместе с тем результаты исследований многих специалистов [Российская Федерация: комплексное диагностическое исследование экономики // Пути достижения всеобъемлющего экономического роста //Всемирный Банк, 2016 // http://pubdocs.worldbank.org/en/235471484167009780/Dec27-SCD-paper-rus.pdf] показали значительный разрыв между оценкой навыков и их реальным наличием в компаниях. Существенные пробелы в навыках сохраняются во всех областях, но в большей мере это относится к таким цифровым мегатенденциям, как интернет-вещей, искусственный интеллект и аналитика больших данных. Разница в оценке и доступности навыков и компетенций персонала отразилась на общей оценке уровня подготовленности персонала в целом. Устранение разрыва между необходимыми специальными цифровыми навыками и навыками, имеющимися у персонала компаний, по предположению экспертов, будет основным средством успешных преобразований [3, с.60].

Подводя краткий итог, еще раз подчеркнем, что формирование профессиональных компетенций страховых специалистов в области цифровых технологий не только оптимизируют результаты деятельности самой страховой компании, но и обеспечат эффективную страховую защиту страхователям, в целом будут способствовать развитию российской экономики на платформе всеобщей цифровизации.


Библиографический список
  1. Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 186н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2015 N 36775)
  2. Проект Приказа Минтруда России  «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инвестиционной работе в сфере обязательного и добровольного страхования» (по состоянию на 18.11.2015)(подготовлен Минтрудом России)
  3. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оценке рисков (андеррайтер) по страхованию жизни и по имущественному страхованию» (по состоянию на 18.11.2015)(подготовлен Минтрудом России)
  4. Российская Федерация: комплексное диагностическое исследование экономики // Пути достижения всеобъемлющего экономического роста //Всемирный Банк, 2016 // – [Электронный ресурс] URL http://pubdocs.worldbank.org/en/235471484167009780/Dec27-SCD-paper-rus.pdf (дата обращения 12.02.2018)
  5. Сайт профстандарты – [Электронный ресурс] URL http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-perestrakhovaniyu/?sphrase_id=1962 (дата обращения 12.02.2018)
  6. Сайт профстандарты – [Электронный ресурс] URL http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-prodazhe-strakhovykh-uslug/?sphrase_id=1963(дата обращения 12.02.2018)
  7. Сайт профстандарты – [Электронный ресурс] URL http://profstandart.rspp.ru/profstandarti/strakhovanie/strahovanie/spetsialist-po-uregulirovaniyu-strakhovykh-sluchaev/ (дата обращения 12.02.2018)
  8. Андреева Л.Ю., Джемаев О.Т. Влияние цифровой экономики на формирование новых трендов на российском рынке труда // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. №3. – с.25-32
  9. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Бизнес-аналитика в условиях цифровой трансформации государствен-ного и корпоративного управления // УЭкС. – 2017. №9 (103). – с.13 – 18.
  10. Земцова Л.А. Сущностно-содержательная характеристика профессиональной деятельности специалиста страховой сферы // ОНВ. – 2015. №2 (136). – с.130-132
  11. Петров А.А. Цифровая экономика: вызов России на глобальных рынках // Торговая политика. – 2017. №3 (11). – с.46-74


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vvolkoff55»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация