Страхование – это «…отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков» [1]. Ежегодно множество людей сталкиваются с необходимостью страхования имущества (автомобиля, жилья), жизни, здоровья и т.д. Рыночным субъектам (организациям, предприятиям, учреждениям), также как и физическим лицам, требуются страховые продукты, позволяющие обеспечить эффективную и экономически целесообразную страховую защиту в области финансовых, коммерческих, производственных и иных рисков [9]. Таким образом, на уровне государственного управления требуется разработка комплекса нормативно –правовых актов, направленных на обеспечение потребителей адекватными страховыми продуктами, защиту их интересов и формирование эффективного отраслевого рынка страхования. Главной задачей государства становится контроль платежеспособности страховых организаций и пресечения случаев невыполнения ими своих обязательств [6].
Основными средствами достижения этой цели являются, наряду с финансово-правовым регулированием деятельности страховщиков, ограничительные меры: лицензирование, контроль размеров страховых тарифов, условий договоров страхования и пр.
На рис. 1 представлены формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка.
Можно отметить, что регулирование страховой деятельности со стороны государства проводится следующим образом: государство в лице ответственных органов разрабатывает и реализует правовую политику; обеспечивает развитие рынка страхования за счет поощрения и популяризации страхования среди граждан; проводит достаточно лояльную налоговую политику для субъектов страхового рынка; обеспечивает условия для развития конкуренции на страховом рынке. При этом реализуется достаточно «жесткая» политика со стороны ЦБ России, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) [1]
Рисунок 1 – Система государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка
Таким образом, система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено в каждом государстве – орган страхового надзора, использующий целый комплекс экономических регуляторов для косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны.
На сайте ЦБ РФ [7] размещен полный список нормативных актов и документов, регулирующих деятельность в сфере страхования. По состоянию на 15.09.2017 (список сформирован на эту дату, дата обращения 22.11.2017) представлено 17 Федеральных Законов, 5 Постановлений Правительства РФ, 12 Приказов Минфина, 1 Приказ Минэкономразвития России, 3 Приказа Федеральной Службы по финансовым рынкам, все остальные документы (их более 30) – Указания Банка России для участников страхового рынка.
В целом, страховое законодательство – это комплексная система нормативно-правовых документов, имеющих различную юридическую силу, основу которых составляют законы и прочие акты государственного уровня, а также ведомственные нормативные акты.
Совершенствование страхового законодательства и его правоприменения являются обязательными условиями для обеспечения надежности субъектов страхового дела, а также защиты прав страхователей и застрахованных субъектов.
Анализ источников [5], [3], [4] показал, что на современном страховом рынке России особое внимание уделяется следующим направлениям развития отрасли (рис.2). Таким образом, страхование является одним из стратегических секторов экономики РФ, так как в нем происходит аккумулирование сбережений в виде страховых премий и перевод их в инвестиции.
С развитием страхового рынка увеличивается эффективность всей финансовой системы государства через сокращение транзакционных издержек и поддержание высокого уровня ликвидности сбережений. Рынок страховых услуг представляет собой один из крупнейших каналов перераспределения ресурсов и национального дохода. Поэтому необходимо на данном рынке проводить активную работу по формированию нормативно-законодательной базы, способствующей развитию участников и субъектов страхового рынка в целом.
Рисунок 2 – Направления развития страховой отрасли
Завершая данное исследование, отметим, что важнейшие направления развития страховой отрасли были представлены в документе «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р).[2]
Она была подготовлена специалистами ВСС с привлечением международной консалтинговой компании«OliverWуmanFinancialServices». Этот документ явился продолжением Концепции развития страхования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002г. № 1331-р), Стратегии развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу, 2008 -2012 г.г. (Поручение Правительства РФ от 18.11.2008г. № ВП-П13–6891). Его цель – обеспечить превращение страховой отрасли РФ в «стратегически значимый сектор экономики» [8]
Библиографический список
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2017)//URL: http://www.consultant.ru
- Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года»//URL: http://www.consultant.ru
- Аналитический метод борьбы с мошенничеством // Современные страховые технологии. – 2017.- № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/strahovanie/analiticheskij-metod-borby-s-moshennichestvom.html (дата обращения 21.11.2017)
- Брызгалов Д.В. Влияние требований Solvency II на страховой рынок Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2015.-№ 13 (247).-С.21-25
- Вавилова И. А. Надзорное регулирование со стороны ЦБ РФ за страховой деятельностью // Economics: Yesterday, TodayandTomorrow. 3-4. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2015-3/2-vavilova.pdf (дата обращения 24.11.2017)
- Развитие страхового законодательства государств – участников СНГ на современном этапе(информационно-аналитический обзор) Москва, 2016 год[Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/foto/news/15231.docx (дата обращения 01.12.2017)
- Сайт ЦБ РФ Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования[Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/ (дата обращения 21.11.2017)
- Свешникова О. Н. Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 385-390, c. 385-390
- Шмигирилов Б. Особенности страхования крупных предприятий // Современные страховые технологии // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/upload/files/auto-pdflink/ст13-98639-762.pdf (дата обращения 21.11.2017)