АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агаева Севиндж Иззаталы Кызы
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
Эффективное выполнение поставленных задач органов внутренних дел в первую очередь зависит от актуальности и качества правового регулирования, а также внесение своевременных корректировок в правила, с учетом потребностей общества и новых социальных отношений.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агаева С.И.К. Актуальные проблемы правового регулирования правоохранительной деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85790 (дата обращения: 03.12.2024).

Изучение вопросов, связанных с правоохранительной деятельностью в России, имеет актуальное значение. Это особенно остро в условиях рыночной экономики, развития социальных отношений, в которой наблюдается рост преступности, административные нарушения, рост коррупции в государственной власти, распространение и активизация экстремистских и террористических групп. Следует отметить тот факт, что законодательство не закрепило точных понятий таких определений, как «правоохранительный орган», «правоохранительная деятельность» и «правоохранительная система». Согласно ст.2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» в России существует три вида службы: правоохранительная, военная и гражданская [1]. В свою очередь гражданская и военная служба имеет точное определение своей деятельности, однако, законодатель не указывает что подразумевается под правоохранительной службой, какие государственные органы должны быть отнесены к нему и какие функции у него есть.

Нет единого ответа на вопросы о том, что такое правоохранительная система государства, какие элементы должны быть включены в нее и какова роль этой системы? Сегодня никто не сомневается в том, что процесс защиты граждан, наказания виновных, и осуществления правосудия должен осуществляться в строгом соответствии с принятыми правовыми нормами.

Формирование и реализация правоохранительной системы в современной России происходит на основе конституционных положений. Законодатель, формирующий правовую основу для организации и деятельности правоохранительных органов, полагается, в первую очередь, на ст. 2 Конституции Российской Федерации, в которой предусматривается, что лицо, его права и свободы являются наивысшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [2]. Задача построения верховенства права в России требует постоянного совершенствования правоохранительной системы Российской Федерации – превращения ее в эффективный и действенный механизм защиты прав граждан.

Система правоохранительных органов представляет собой комплекс государственных и правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от незаконных атак [3]. Правоприменительная система может существовать только как сочетание государственных и правовых средств, методов и гарантий, направленных на удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в правовой, справедливой, непосредственной защите прав, а также для защиты интересов государства, коммерческих и общественных организаций [4].

Проблемы неэффективного функционирования правоохранительной системы влияют на поддержание правопорядка в стране и сдерживание реализации стратегических целей государства. В то же время система правопорядка во многом зависит от состояния его кадрового аппарата, который должен быть не только профессиональным, но и иметь высокую юридическую и нравственную культуру. В этой связи мы должны согласиться с мнением кандидата юридических наук, доцента С.Ф.Мазурина, который отмечает, что невозможно избежать коррупции, не формируя морально-правовой культуры в государственном аппарате, избегать коррупции или бороться с ней [4].

Прежде всего, необходимо исходить из предположения, что как правоохранительная система, так и весь механизм государственного управления должны соответствовать законным интересам народного большинства и не служить элитарному меньшинству капитализированной части общества. Поэтому при разработке перспективной программы развития некоторых правоохранительных органов и совершенствовании некоторых нормативных правовых актов необходимо разработать комплексную программу развития всей правоохранительной системы. Данный подход позволит обеспечить одинаковое развитие и реализацию всех объектов и элементов правоохранительной структуры.

В ходе административной реформы, происходящей на современном этапе развития нашего государства, Министерство внутренних дел Российской Федерации весьма продуктивно инициирует принятие основных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, Федеральный закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный закон № 342-F3 от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и изменениях некоторых законодательных актов» Российской Федерации », Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре лиц, освобожденных от тюрем», Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ« Об участии граждан » в защиту общественного порядка »и др., пакет общеизвестных указов Президента Российской Федерации, принятых в их исполнении Министерство внутренних дел России обеспечило прорыв в юридическом сопровождении полиции [5].

Многочисленные проблемы, которые имели место в правоохранительной и административно-юрисдикционной практике, и предложения ведомственной науки были учтены и нормативно урегулированы. В частности, права и обязанности полицейских регулируются более подробно и недвусмысленно, процедура и основания для применения специальных принудительных мер полностью установлены, что позволяет сотрудникам полиции более эффективно выполнять свои задачи в органах внутренних дел.

Например, ст. 15 Закона о полиции гораздо более подробно, чем статья 18 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции» регулирует основания и порядок ввода (проникновения) жилых и других помещений, земельных участков и территорий, по существу, подтвердил легитимность административных процедур выявление и документирование признаков преступлений в семье граждан, чья неприкосновенность гарантируется ст. 25 Конституции России.

Согласно справедливому замечанию С.Пулавина, считающего, что данный закон пополняет существующие пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, участвующих в орбите полицейской деятельности, устанавливает более строгие требования к работе правоохранительных органов. Многие идеи и положения Закона о полиции, отвечающие мировым и европейским стандартам, являются прорывом в законодательном регулировании правоохранительной деятельности» [6].

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В.А. Колокольцов своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что реформа правоохранительных органов еще не закончена, и она продолжится.

Однако следует отметить, что на первом этапе реформирования МВД России произошла некоторая поспешность, а в некоторых случаях и отсутствие задумчивости определенных областей правового регулирования деятельности полиции.

Так, например, с момента принятия Закона о полиции было предметом правового регулирования 18 федеральных законов, которые устраняли дублирование и противоречия правовых норм, уточняли порядок их осуществления, уполномочивали сотрудников полиции дополнительных полномочий или освобождали от нетрадиционных функций.

Поэтому в ходе дальнейшей реформы Министерства внутренних дел при подготовке существенных и фундаментальных изменений в своей деятельности требуется более сбалансированный подход. В то же время реальная ситуация в организации деятельности территориальных органов МВД России определяет, на наш взгляд, необходимость более быстрого осуществления предложений путем внесения изменений в федеральное и региональное законодательство, ряд постановлений и распоряжений Правительства МВД России и других организационных решений [7].


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) “О системе государственной службы Российской Федерации”// “Собрание законодательства РФ”, 02.06.2003, N 22, ст. 2063
  2. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Батыгин Б.С. Правоохранительная деятельность в системе государственной власти России и ее актуальные проблемы [Электронная библиотека]          Сборник докладов Международной научно-практической конференции URL: http://librisum.com/SPBU/konf27.htm
  4. Семенов Владимир Михайлович, Левин Павел Николаевич, Мягков Александр Владимирович Актуальные проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82).
  5. Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография / Шиенкова А.С. – Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД России, 2010. – 152 c.
  6. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительные органы , Учебник для студентов вузов по специальности «Юриспруденция» – Москва: ЕДИНСТВО-ДАН, 2012.- 463 c.
  7. Честнов И. Л. Правоохранительная функция современного государства [Текст] / И. Л. Честнов. // Криминалистъ. -2011. – № 1. – С. 109-112.


Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: