В условиях современной рыночной экономики вследствие излишней насыщенности рынков различными товарами, формами и методами конкуренции и все большего разнообразия потребностей потребителей особая роль отводится маркетинговым коммуникациям.
Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре потребителям.
Маркетинговая коммуникация предприятия – комплексное воздействие на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности предприятия на рынке [1].
Важнейшей целью маркетинговых коммуникаций является содействие продажам товара на всех стадиях его реализации, или, говоря иными словами, продвижение товара. Комплекс коммуникативных средств неразрывно связан с маркетинговой деятельностью предприятия и в значительной мере обеспечивает ее результативность. Он представляет собой двусторонний процесс:
- воздействие на целевую аудиторию;
- получение информации о реакции целевой аудитории.
Основная задача комплекса коммуникативных средств – продвижение товара на рынок.
Служба маркетинга организации, отвечающая за этот процесс, использует для этого специальные средства и инструменты, которые носят название средствами комплекса продвижения товара.
Комплекс продвижения представляет собой сочетание средств рекламы, инструментов личной продажи, стимулирования сбыта, связей с общественностью и прямого маркетинга, которые организации используют для достижения своих маркетинговых целей.
Продвижение – создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком с целью активизации продажи товара и формирования положительного образа (имиджа) предприятия на рынке [4].
Для каждой категории комплекса коммуникаций продвижения характерны свои специфические инструменты:
- реклама может быть размещена в печати, на радио, на телевидении, кроме того, она может быть наружной, электронной и т.д.;
- для личных продаж часто используются торговые презентации, ярмарки, выставки-продажи, а также специальные программы стимулирования;
- стимулирование сбыта включает в себя такую деятельность, как реклама в местах продажи, премии, скидки, купоны, конкурсы и прочее;
- каталоги, телемаркетинг, рассылка факсов, использование всемирной сети интернет присуще прямому маркетингу [3].
В настоящее время, реклама является популярным и широко применяемым средством продвижения товаров, работ, услуг.
Реклама является не бесплатным, единонаправленным и неличным обращением, которое осуществляется с помощью средств массовой информации и других видов связи, призывается в силу какого-либо товара, марки, фирмы (дела, кандидата, правительства и т.д.) [2].
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Перед рекламой может быть поставлено множество конкретных задач в области коммуникации и сбыта. Так, реклама может иметь определенные цели[5].
На рисунке 1 систематизированы возможные цели рекламы и рекламных мероприятий.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека, и направлена она на убеждение потребителей в необходимости приобретения того или иного товара и информирование о его преимуществах над аналогами. Ознакомившись с различными типами и видами рекламы и способами ее распространения, можно сделать вывод, что наиболее эффективной является та реклама, в которую вложены наибольшие материальные средства. Зачастую это телевизионная реклама, которая должна соответствовать даже самым требовательным вкусам.
Библиографический список
- Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. Шк., 2015. – 511 с.;
- Добрикова, Т.С. Роль рекламы в современном обществе. / Т.С. Добрикова, А.М. Ковалева // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 201-203;
- Егоров, Ю.Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.;
- Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие / Н.И. Ивашкова. – М.: ФОРУМ. – ИД ИНФРА-М, 2015. – 176 с.;
- Романов, А.А. Маркетинг: учебное пособие. / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 440 с..