АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ВНЕШНИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аболмасова Алина Эдуардовна
Российский государственный социальный университет
магистр государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
Под угрозой национальной безопасности мы понимаем потенциальные угрозы для политических, социальных, экономических, военных, экологических, духовных и интеллектуальных ценностей нации и государства. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за ее пределами. В каждом конкретном случае для их устранения требуются специальные формы и методы государственной деятельности: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аболмасова А.Э. Анализ актуальных внешних угроз национальной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85709 (дата обращения: 03.12.2024).

Национальная безопасность Российской Федерации- это то, что обеспечивает потенциал развития страны на долгий исторический период, а также стабильность и благосостояние общества. Национальная безопасность предполагает защиту жизненных интересов государства, общества и личности в различных сферах жизни от внутренних и внешних угроз [1].

Особенностью сегодняшней систему обеспечения национальной безопасности в России является специфика президентской формы правления, различных полномочий органов и должностных лиц, ответственных положение национальной безопасности, которые определяются Конституцией Российской Федерации.

Интересы государства состоят в неприкосновенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, безоговорочном обеспечении верховенства закона и поддержании правопорядка, а также в развитии равных и взаимовыгодного международного сотрудничества [2].

К угрозам безопасности относятся не только обычные противники, такие как другие национальные государства, но и негосударственные субъекты, такие как наркокартели, транснациональные корпорации и неправительственные организации, а также и стихийные бедствия, и события, которые наносят серьезный экологический ущерб в данной категории.

Внешними угрозами называют угрозы, приходящие из вне государства, и к основным внешним угрозами для российской национальной безопасности можно отнести следующие:

  1. Значительное снижение роли и места России в мировой экономике из-за направленных действий межгосударственных объединений, таких как Организация Объединенных Наций и Организациипо безопасности и сотрудничеству в Европе, а также отдельных стран, таких как США и Европейский союз и т.д.;
  2. Снижение политического и экономического влияния на процессы, происходящие в мировой экономике;
  3. Усиление масштабов и влияния международных военно-политических объединений, включая НАТО;
  4. Новые тенденции к развертыванию вооруженных сил иностранных государств вблизи границ Российской Федерации, а также создание условий и ситуаций, для возникновения и формирования вооруженных военных конфликтов вбили российский границ и стран СНГ;
  5. Широкое распространение оружия массового уничтожения в мире;
  6. Ослабление процессов интеграции и установление экономических связей между Россией и странами СНГ;
  7. Попытка территориального расширения через российские земли, например, Япония и Китай;
  8.  Международный терроризм;
  9. Ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
  10. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Стремление ряда стран к доминированию на глобальном информационном пространстве и вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка представляет серьезную опасность, равно как и разработка рядом государств концепции информационных войн, которая предусматривает создание средств опасного влияние на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем и надежность хранения информационных ресурсов; и получение несанкционированного доступа к ним;
  11. Активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  12. Резкое снижение военного и вооруженного потенциала страны, что не позволяет ему, в случае необходимости, своевременно и полноценно дать отпор венному нападению. Всё это связано с кризисов оборонного комплекса страны [3].

На международном уровне угрозы национальной безопасности России проявляются в попытках других государств противодействовать ее укреплению как одного из центров влияния в многополярном мире, препятствовать реализации его национальных интересов и ослабить его позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне устраняет необходимость постоянного мониторинга внешних и внутренних угроз, и поэтому их список постоянно меняется в зависимости от конкретных экономических, правовых, социальных и политических положений.

Утвержденная в 2015 году Концепция национальной безопасности Российской Федерации является комплексным нормативно-правовым документом, который регулирует основную сферу деятельности государства-национальную безопасность. После накопления необходимой мощности, данная концепция реализовывалась с наибольшей эффективностью. Так, к примеру, внедрение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ свело к минимуму угрозу территориальной целостности России. Недавний запрет на деятельность фондов на территории России с участием иностранного капитала уменьшил степень его политической и экономической зависимости и т.д.[4]

Одной из приоритетной задачи федеральных структур в обеспечении безопасности, должно стать военное строительство, которое адекватно обеспечило бы безопасность Российской Федерации, ее собственных и братских народов и геополитических интересов России. Государственный нейтралитет России должен быть гарантирован эффективными национальными вооруженными силами.

Такая политика, с одной стороны, выведет Россию из растущего потока международных конфликтов, с другой стороны, поставит западные страны перед необходимостью объяснить мировому сообществу смысл существования таких организаций, как НАТО, так как развитие функционирующих сетей военных баз России, заставит пересмотреть свои военные доктрины влияния власти и климата.

Геополитические интересы России следует поставить на первый план. Соответственно, при планировании и осуществлении внешнеполитических действий в местном, региональном и международном масштабе необходимо учитывать то, что внешняя политика страны в первую очередь направлена ​​на обеспечение интересов российского государства и нации с учетом интересов мирового сообщества, других стран или групп стран [5].

Мы считаем важным для национальной безопасности учитывать следующие цели и руководящие принципы в определении стратегии развития и поведения России в мировом сообществе:

-     Исторически-геополитическая миссия государства заключается в поддержании баланса на стыке мировых цивилизаций, что исключает провокацию любых глобальных сдвигов и признание любых экспансионистских интересов вокруг России;

-     попытки навязать западноевропейское понимание нового мирового порядка не имеют оснований, не соответствуют религиозно-этической системе ценностей российского народа, ценностным ориентациям других государств, существующих на постсоветском пространстве;

-      стремление отдельных сил не допускать воссоздания Великой державы мира на постсоветском пространстве подталкивает мир к соперничеству в геополитическом перераспределении российского пространства, что приводит к столкновению интересов, угрожающих развязать третий мир войны;

-     в зоне российского военно-стратегического пространства появление вооруженных сил третьих держав является неприемлемым, равно как и вхождение определенных частей этого пространства в блоки и его альянсы, противостоящие ему;

-     необходимость сохранения геополитического облика области диктует меры, которые препятствуют стратегической переориентации некоторых ее частей другим партнерам, устраняя любую возможность для «третьих стран» бороться за сферы влияния на постсоветском пространстве;

-     приоритетной сферой интересов Российской Федерации являются отношения с государствами, сформированными на постсоветском пространстве, направленные на тщательное и сознательное обеспечение единства стратегических интересов народ [6].

Сохранение условий мирного восстановления единого государства на постсоветском пространстве в случае народной воли не противоречит нынешнему раздельному развитию, поскольку полностью исключает силу и военные методы. Он диктует необходимость соблюдения норм поведения, которые следуют из нынешней ситуации, оставляя задачу восстановления растоптанного единства исключительно политическими, дипломатическими, каноническими и духовными инициативами.

Многие конфликты на постсоветском пространстве являются прямым следствием несоблюдения прав народов на самоопределение. При наличии насильственной и неконституционной декларации страны как несуществующей, у России есть не только моральная, но и правовая основа для защиты интересов как российского, так и всех других народов, права которых были растоптаны и которые борются за свой исторический выбор, в том числе вооруженными средствами, в полном соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Таким образом, сегодня Россия переходит на новый этап, диктуя необходимость начать создание современных вооруженных сил на основе организационных, структурных, политических и правовых предпосылок, построенных в процессе реформы, основанных на новых значимых национальных интересах, месте России на мировой арене и уровнях угрозы реальности национальной безопасности страны [7].

В заключение хотелось бы сказать, что Россия является одной из крупнейших стран мира, имеющая многовековую историю и богатые культурные традиции. Несмотря на сложную международную ситуацию и трудности внутреннего характера, Россия объективно продолжает играть важную роль в глобальных процессах в силу своего огромного экономического, научно-технического и военного потенциала и своего уникального стратегического положения на евразийском континенте.


Библиографический список
  1. Зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России / А.И. Зубков. – М.: Юридический центр, 2015. - 849 c.
  2. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2012. С. 299-304.
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”// “Собрание законодательства РФ”, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
  4. Балуев Д.Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков. Монография / ДГ.Балуев. Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ, 2013. – 122 с.
  5. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М. 2013.- С.65
  6. Угрозы национальной безопасности российской федерации [Электронный ресурс] Некоммерческое партнерство “Научно-Информационное Агентство “наследие отечества URL: http://old.nasledie.ru/voenpol/14_19/article.php?art=13
  7. Прудников М.Н. Современная система глобальной безопасности: управленческие инструменты и основные направления в политике России // Вестник московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: социально-экономические науки- №42- 2012.- 59-62 с.


Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: