Правовые проблемы института предпринимательства и представительства в Российской Федерации на момент 2016-2017 года остро стоят перед государством. Несмотря на то, что предпринимательство является основным формирующим элементом рыночной экономике, в законодательстве есть множество пробелов, которые не дают предпринимателям работать в полную силу.
Статистика показывает, что в среднем в России предприятий закрывается больше, чем открывается. Эта же ситуация касается и представительств. Если удалось открыть офис в одном городе, не значит, что это возможно в другом, несмотря на то, что законы не делятся по регионам или другим критериям, а практически идентичны в любом округе.
Отдельно стоит отметить ситуацию с малым и средним бизнесом, который позволяет заполнить местные рынки ассортиментом, поднимает конкурентоспособность, обеспечивает занятость населения. При этом, всего 20% от общего объема ВВП в России приходится на малый и средний бизнес, в том время как, например, в Европе данная цифра достигает 50%.
Не менее показательно и то, что в России примерно 3,4% предприятий продолжают работать после 3 лет, другие же закрываются раньше. Прирост к зарегистрированным предпринимателям с каждым годом становится все меньше. В 2015 году он составил всего 4%, в том время как закрывшихся – 11%.
В связи с такой ситуацией собственное дело в России перестает быть «престижным и прибыльным» занятием, что приводит к таким последствиям:
- низкий индекс деловой активности среди граждан;
- низкий уровень конкуренции;
- на рынке остаются неэффективные компании;
- высокий коэффициент зависимости от сырья;
- сокращение числа занятых в бизнесе и увеличение количества рабочих мест в бюджетных организациях, из-за чего возможно огосударствление экономики.
Причины такого спада достаточно просты и понятны – административные, юридические и экономические препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели как на этапе регистрации, так и во время развития.
Административные проблемы
Административные барьеры преследуют каждое предприятие, которое регистрируется впервые или получает патент на дальнейшую работу. Условно эти барьеры можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным относится получение лицензий, разрешительных документов, справок, согласований различных управленческих аппаратов. Разумеется, подобная документация необходима для защиты прав потребителей. Тем не менее, стоимость, количество, время подготовки, задержки существенно усложняют работу предприятий и замедляет их вхождение на местный рынок.
Острой проблемой стоит стоимость разрешительных документов. Зачастую эти затраты необоснованно несопоставимы с остальными, которые несет предприниматель перед открытием своего дела. В связи с этим отдельные сегменты рынка становятся малопривлекательными, например, здравоохранение или научная деятельность.
В России предприятия в большинстве занимаются торговлей или производством. Научная, образовательная или здравоохранительная сферы практически не развиваются, не получая от государства финансовой или технической помощи. Дотации минимальны, при том что требования к таким сегментам предпринимательства не отличаются от сферы торговли.
Количество зарегистрированных предприятий на 2014 год в разных сегментах рынка без учета представительств в других городах:
- оптовая и розничная торговля – более 800 000;
- операции с недвижимым имуществом – более 400 000;
- строительство – менее 250 000;
- HoReCa – менее 65 000;
- сельское и лесное хозяйство, охота – 60 000;
- предоставление коммунальных и социальных услуг – 53 000;
- здравоохранение и социальные услуги – менее 31 000;
- производство и распределение газа, электроэнергии и воды – 13 000;
- добыча полезных ископаемых – менее 8 000;
- образование – менее 7 000;
- рыболовство и рыбоводство – менее 4 000.
Данную проблему возможно решить разделением разных видов предпринимательства на категории, и создание уникальных условий развития для каждой данной сферы, с учетом сегмента занятости, региональности, годового оборота, наличия дохода в целом и так далее.
Субъективные административные барьеры относятся исключительно к чиновникам и госслужащим, их компетентности и порядочности. Нередки случаи, когда для получения необходимого документа предпринимателю «намекают» на дополнительное финансовое вознаграждение или на выполнение определенных работ. Известен случай, когда предпринимателя для получения нового почтового индекса производственного помещения обязали очистить сектор частной застройки от свалок.
Разумеется, решить такие проблемы возможно через суд, но это оттянет открытие предприятия на неопределённый срок, а также приведет к межличностным проблемам с самим чиновником, что в будущем может влиять на работу предприятия.
Законодательство
Прежде всего влияет сложное и объемное законодательство, в котором сложно разобраться человеку без юридического образования. А иметь в штате личного юриста могут позволить себе только крупные организации, в отличии от малого бизнеса. Законодательство регулярно меняется и дополняется поправками, но у предпринимателей нет полноценного и доступного информирования об изменениях.
К примеру, закон о банкротстве за последние 10 лет кардинально менялся 3 раза, что для предприятий означало разные процедуры ликвидации.
Как результат – ошибки и неосознанное нарушение законодательства, сложности в работе, дополнительные расходы, изменение структуры предприятия и так далее.
Особое значение имеет правоприменительная практика судов. Необходимо 5 лет для существования закона без существенных изменений в нем для того, чтобы он мог использоваться в правоприменительной практике.
Разумеется, говорить о том, какие необходимо изменить статьи и внести поправки достаточно сложно, так как такие решения принимаются на заседаниях министров. Тем не менее, необходимо создать высокоразвитую инфраструктуру для поддержки и информирования предпринимателей об изменениях в законодательстве.
Кроме этого, изменения в законах должны позволять предпринимателям отработать определенный период с существующими положениями до момента внесения правок.
Кредитование
Острым вопросом стоят условия кредитования предпринимателей. Несмотря на то, что за последние 6 лет банки предлагают малому и среднему бизнесу новые программы кредитования, условия по-прежнему не отвечают требованиям рынка.
Потребность в кредитовании среди малого и среднего бизнеса удовлетворена лишь на 30-40%, и за последние 5 лет этот показатель с каждым годом увеличивается лишь на 5-8%, что несопоставимо с количеством новых предприятий, нуждающихся в финансовой поддержке.
Для сравнения: в 2006 году общий объем кредитования малого бизнеса составлял не более 10 млрд долларов, в то время как на кредитования крупного корпоративного предприятия необходимо не менее 150 млрд долларов. Несмотря на то, что это данные 2006 года, на 2017 год ситуация в данном соотношении не изменилась.
Кредитные специалисты определяют 2 проблемы такой ситуации:
- трудности реализации кредитования;
- низкий спрос на сами услуги кредитования в связи со сложившимся стереотипом, что взять кредит под собственный бизнес в России практически невозможно.
Другими словами, предприниматели стремятся открыть бизнес собственными силами или обращаются в нелегальные организации, которые охотнее предоставляют кредит. Еще хуже – предприятие пытается выжить на минимальном финансировании, и через 1-2 года закрывается.
В свою очередь, представители банковских организаций указывают на такие проблемы при кредитовании:
- нет статистики по малым и средним предприятиям: платежеспособности, банкротства, невозвратных кредитов. В связи с этим банки предпочитают работать с крупными организациями;
- различные операционные издержки, невыгодные банку;
- отсутствие у банка эффективной оценки рисков при кредитовании;
- упрощенная система налогообложения позволяет предприятиям быстро выйти на рынок и избавить бухгалтерию от лишней отчетности, но при этом не дает банку полных сведений о финансовом состоянии предприятия;
- из-за отсутствия кредитования отсутствует и кредитная история, из-за чего банки отказывают заемщикам;
- высокие риски: статистика подтверждает, что более 70% предприятий становятся ликвидации через 3 года после регистрации, а значит, практически каждый второй предприниматель – потенциальный банкрот;
- недоработки в законодательстве, которые затрудняют взыскание залога при невыплате кредита.
Такие сложности при подаче заявки на кредитование малого и среднего бизнеса приводят к таким сложностям:
- увеличение срока рассмотрения заявки от 2-3 недель до 3 месяцев;
- огромное количество дополнительных документов, для получения которых необходимо обращаться в государственные органы;
- слишком жесткие требования банков к прозрачности отчетности;
- маленький срок кредитования – зачастую до 2 лет.
Для обеспечения возврата кредита от малого и среднего бизнеса банки требуют от заемщика предоставление залогового обеспечения, например, новая техника, иностранное оборудование, недвижимость, ликвидные фонды. Но так как малый и средний бизнес не располагает такими «активами», то банк отказывает в предоставлении кредита.
Для решения данной проблемы необходимы следующие меры:
- разработать эффективную систему оценки рисков при кредитовании МСБ на основе качественного анализа каждого предприятия в отдельности;
- увеличение диверсифицированного кредитного портфеля;
- создание небанковских учреждений, которые могут предоставить кредит МСБ;
- применение венчурного инвестирования;
- увеличение субсидий и финансовой помощи от государства (открытие дополнительных фондов и банков-инкубаторов).
Стоит от отметить, что недостаток средств также влияет и на качество специалистов. Зачастую предприниматели ограничены в подборе персонала и не могут оплачивать услуги высококвалифицированных сотрудников, из-за чего уровень выполнения обязанностей находится на низком уровне. Это снижает уровень обслуживания клиентов и качество товара, а значит, и ликвидность самого предприятия.
Санкции
С 2015 года увеличились у предпринимателей появились новые проблемы – санкции со стороны западных стран, с которыми предприятия работают на импорт и экспорт. Вместе с санкциями увеличились взносы в местные управления, например, в Пенсионный фонд. Теперь вклад состоит из фиксированной суммы и 1 процента от выручки.
В данной ситуации пострадали не столько государственные учреждения и крупные компании, сколько МСБ, так как данный сегмент не имеет прямого выхода на рынок инвестирования и капитала.
Ответом на санкции со стороны России стало эмбарго на ввоз товаров из стран Большой семерки и других стран. Это привело к необходимости немедленного развития внутренней экономики рынка.
В связи со сложившейся ситуацией государству необходимо оказывать максимальную финансовую и технологическую помощь предприятиям, которые заняты в разработке научных технологий, создании современных товаров и услуг, в производстве сырья и других сегментах.
Учитывая, что ввоз импортной продукции запрещен, местные производители могут занять данную нишу, в частности, производство мясной и сельскохозяйственной продукции. Невосполнимый ущерб могут понести компании, которые поставляют деликатесы на местный рынок.
Особое внимание стоит уделить на срок санкций. На данный момент нет определенного времени, в течении которого Россия будет находится под санкциями. Если через год запреты будут отменены, экспорт и импорт вновь наладиться, а значит только открывшиеся предприятия не успеют развить свой потенциал и не смогут конкурировать с иностранными товарами и продуктами.
Кроме этого, местные фермеры боятся привлечение дополнительного импорта из других стран, которые открыты к сотрудничеству с Россией, например, Латинская Америка или Азия.
Также стоит учитывать, что любое предпринимательство требует кредитных вложений, равно как открытие филиалов и представительств в других городах. Если санкции отменят или рынок заполнят другими иностранными продуктами, многие предприниматели станут банкротами, не смогут вернуть заем, что нанесет вред банковской сфере. А значит, уже сейчас банки будут осторожно кредитовать тех, кто не может предоставить залоговое имущество или другие гарантии.
Налоги
Налогообложение как проблема развития предпринимательства и представительства в России тянется с начала 90-х годов, когда, казалось бы, государство стремилось создать комфортные условия для МСБ, но при этом ставка налогов уже тогда не давала предприятиям работать в полную силу.
Основные недостатки существующей системы налогообложения:
- сложность структуру – включает в себя налоги различных видов, отчисления в местные и федеральные фонды, акцизы и другие виды сборов;
- высокое налоговое бремя – основной барьер, который возникает перед предпринимателем. На этапе открытия бизнеса необходимо оплатить немало налогов и госпошлин, после чего не остается финансовой подушки для развития самого бизнеса.
Так, с возможностью открытия собственного бизнеса в интернете у предпринимателей отпало желание регистрировать свое предприятие и работать прозрачно, так как при наличии только интернет-магазина легче уклоняться от налогов и бюрократии при регистрации предприятия.
Сложность налоговой отчетности усугубляет положение предпринимателей. Не все владеют бухгалтерским образованием или не могут позволить взять в штат высококвалифицированного сотрудника. Кроме этого, в законодательстве регулярно происходят изменения, которые влекут за собой увеличение финансовых расходов на уплату штрафов.
На сегодняшний момент практически для всех субъектов малого и среднего бизнеса существует единая система налогообложения, за счет чего предприятия в определенных не сферах не могут прозрачно оплачивать налоги и развивать свой бизнес. Государство предоставляет ограниченный перечень льгот, из-за чего развитие МСБ в России затрудняется.
С января 2015 года был утвержден закон о «налоговых каникул» для тех предприятий, которые работают в производственной, социальной или научной сфере. Данный закон освобождает новые ИП от уплаты налогов на 2 налоговых периода. Да, такие меры привели к росту зарегистрированных предприятий, но рост закрывшихся не уменьшился.
Для решения сложившейся ситуации необходимы следующие меры:
- упрощение налоговой системы;
- снижения ставок;
- установление контроля нелегальных экономических сделок на всех уровнях;
- внедрение дополнительных льгот;
- внедрение разной системы налогообложения для предприятий, занятых в различных сегментах рынка и в различных областях России.
Неразвитость всех сегментов рынка
Стоит отметить, что в 2015 году количество зарегистрированных ИП увеличилось на 2%, что составило более 50 000 зарегистрованных предпринимателей. Увеличилась регистрация фермерских хозяйств, что, в основном, связано с увеличением субсидирования данного сегмента рынка.
В основном под «реформу» попадают заброшенные хозяйства южной части России и Северо-Кавказского региона. В 2015 году был заметен прирост ИП и фермерских хозяйствах в таких округах: Центральный, Северо-Западный, Приволжский. В Дальневосточном и Сибирском округах произошел спад активности ИП.
Не смотря на увеличение субсидий, государству сложно удержать уже активных предпринимателей. Основные проблемы – недостаток средств, высокая стоимость комбикорма, высокие процентные ставки по кредитованию, отсутствие возможности обновить оборудование, сложности с реализацией товара. За 2014 год с рынка ушло более 600 000 ИП и 20 000 фермерских хозяйств.
Иностранные компании
Спад наблюдается и среди иностранных предпринимателей или представительств. В основном сложности возникли из-за санкций, банковских и валютных ограничений. В целом сократился объем инвестирования заграничными компаниями на 70%. С 2015 года количество открытых предприятий иностранными гражданами сократилось на 1,5%, и на 2017 год этот процент увеличивается. Сокращения представительств и предпринимательств наблюдаются практически во всех регионах, включая Москвы, Краснодар, Ростов и другие.
Вывод
Для развития МСБ необходимо провести ряд мер, направленных на улучшение условий существования предприятий и их эффективности на внутреннем рынке:
- упрощение законодательства;
- информационное оповещение предпринимателей об изменениях в законодательстве;
- предоставление предприятиям возможности отработать определенный период в условиях того законодательства, которое действовало на момент начала работы;
- создание инфраструктуры для поддержки предпринимателей;
- улучшение условий кредитования;
- привлечение венчурных и иностранных капиталов;
- обеспечение предприятий государственной поддержкой;
- создание эффективной оценки рисков для банков при кредитовании МСБ;
- помощь в условиях санкций;
- снижение ставок в налогообложении;
- дополнительные льготы для предприятий, занятых в разных сферах;
- упрощенная система налогообложения, понятная и доступная для каждого предпринимателя;
- эффективная система налогообложения, созданная в соответствии с условиями работы предприятия (сфера занятости, годовой оборот, количество сотрудников, региональность и другие критерии);
- государственное участие в развитии всех сегментов рынка, даже если доход в городской бюджет от них минимальных (образовательные и здравоохранительные учреждения, научные исследования);
- упростить процесс регистрации и ликвидации предприятий.
Данные методы позволят улучшить условия для МСБ. Основная задача – решить правовые проблемы института предпринимательства и представительства в России, определить подъемные налоги и пошлины, создать дополнительные государственные фонды для финансирования.