ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ПАРАМЕТРОВ И МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Штоколова Карина Владимировна1, Тусаева Азиза Рустамовна1, Ермакова Кристина Леонидовна1
1Курский государственный медицинский университет, студент факультета экономики и менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию основных бюджетных параметров Курской области в период 2013-2015 гг. В работе проведены оценка состояния бюджета региона и анализ мер по повышению эффективности управления общественными финансами.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Штоколова К.В., Тусаева А.Р., Ермакова К.Л. Оценка основных бюджетных параметров и мер по повышению эффективности управления общественными финансами региона на примере Курской области // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85672 (дата обращения: 13.10.2024).

Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — Курск. В области насчитывается 1575 крупных и средних предприятий. Специализацию промышленности определяет электроэнергетика 25,1 %, которая представлена Курской АЭС. Пищевая промышленность составляет 16,3 % (424 предприятий). На них производится около 86 % потребительских товаров. Машиностроение и металлообработка составляют 14,5 % – 244 предприятия. Черная металлургия области представлена Михайловским горно-обогатительным комбинатом (г. Железногорск). Доля черной металлургии в структуре промышленности составляет 24,4% [2] .

В соответствии с законом Курской области «О бюджетном процессе в Курской области» в 2015 году регион имел следующие показатели отчета об исполнении консолидированного бюджета:

  • доходы в сумме 51 394 928,61 рублей,
  • расходы в сумме 51 840 108,0  рублей,
  • превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) в сумме 445 179,65 рублей [3].

Проведем анализ динамики доходов и расходов консолидированного бюджета области за 2013-2015 гг. (таблица 1).

Таблица 1 –Динамика бюджета Курской области за 2013-2015 гг.

Наименование  показателя

2013  г.

2014  г.

2015  г.

Тпр в 2015 к 2013

сумма,

млрд.р.

в  %  к  ВВП

сумма,

 млрд.р.

в  %  к  ВВП

сумма, млрд.р.

в  %  к  ВВП

Доходы  бюджета

47,18

0,066

46,78

0,060

51,39

0,064

8,93

Расходы  бюджета

49,36

0,069

51,89

0,067

51,84

0,064

5,03

Дефицит  бюджета

2,17

0,003

5,11

0,007

0,45

0,001

-79,51

ВВП  РФ

71016,7

-

77945,1

-

80804,3

-

13,78

По  данным  таблицы  1  мы  можем  судить  о  том,  как  изменялась  динамика  бюджета  Курской  области  в  период  с  2013  по  2015  гг.  Доходная  часть  бюджета  в  2015  г.  по  сравнению  с  2013  г.  возросла  примерно  на  8,93%.

Расходная  часть увеличилась   на  5,03%,  по  сравнению  с  2013  г.  Дефицит  бюджета  Курской  области  в  рамках  анализируемого  периода  достиг  своего  максимального  значения  в  2014  г.  и  составил  5,11  млрд.  руб.  Дефицит  бюджета  в  2015  г. уменьшился относительно 2013 года на 79,51% и составил 0,45 млрд. руб.

В  целом  бюджет  Курской  области на протяжении исследуемого периода  можно  назвать  дефицитным. Доля доходов и расходов бюджета в 2013-2015 гг. по отношению к ВВП РФ остается практически неизменной на уровне 0,06%. Доля дефицита бюджета в 2014 году возросла, а в 2015 значительно снизилась.

Далее проведем анализ структуры и динамики доходов бюджета Курской области (таблица 2).

В 2015 году наблюдается увеличение доходов бюджета на 8,93% относительно 2013 года.

В структуре доходов доля каждого из элементов осталась практически неизменной в 2013-2015 гг. Наибольшую долю занимают налоговые доходы, на которые во всем анализируемом периоде приходится чуть более 69% .

Таблица 2  – Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Курской области в 2013-2015 гг.

2013 г.

2014

2015

Тпр в 2015 к 2013 г

тыс. руб

доля,%

тыс. руб

доля, %

тыс. руб

доля,%

Доходы, всего

47 182 286

-

46 780 615

-

51 394 929

-

8,93

Налоговые

доходы

32 756 788

69,43

32 388 529

69,23

35 857 362

69,77

9,47

Неналоговые

доходы

2 526 483

5,35

2 675 591

5,72

2 630 375

5,12

4,11

Безвозмездные перечисления

11 899 015

25,22

11 716 495

25,05

12 907 192

25,11

8,47

Величина налоговых доходов к 2015 году возросла  9,47% и составила          35 857 362 тыс. руб.

Безвозмездные поступления составляют более 25% в структуре доходов консолидированного бюджета области и в 2015 году достигли величины  12 907 192 тыс. руб, что на 8,47% больше, чем в 2013 году.

Наименьшую долю занимают неналоговые доходы: в 2016 году на них приходилось 5,12% от величины доходов бюджета. Прирост величины неналоговых доходов к 2015 году составил 4,11%.

Поступающие в бюджет доходы подлежат распределению и использованию по основным статьям расходов бюджета (таблица 3).

Таблица 3  – Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Курской области в 2013-2015 гг.

2013 г.

2014

2015

Тпр в 2015 к 2013

тыс. руб

доля, %

тыс. руб

доля, %

тыс. руб

доля,

%

Итого расходов

49 355 210

-

51 888 965

-

51 840 108

-

5,03

Оплата труда с начислениями

9 757 529

19,77

10 574 686

20,38

10 564 517

20,38

8,27

Капитальные вложения (КВ)

5 326 457

10,79

5 372 922

10,35

3 475 464

6,70

-34,75

КВ на увеличение стоимости ОС

5 267 861

10,67

5 295 650

10,21

3 383 023

6,53

-35,78

КВ за счет средств фед. бюджета

1 189 448

2,41

1 793 139

3,46

1 310 749

2,53

10,20

Иные расходы, вкл:

34 271 224

69,44

35 941 357

69,27

37 800 127

72,92

10,30

Оплата коммунальных услуг

664 163

1,35

735 141

1,42

761 593

1,47

14,67

Социальное обеспечение

5 849 095

11,85

6 059 498

11,68

7 423 787

14,32

26,92

Величина расходов бюджета к 2015 году возросла на 5,03%. За анализируемый период прирост доходов бюджета составил 8,93%, следовательно, возрастание доходов бюджета происходит более высокими темпами, чем увеличение расходов,  что является положительным фактором.

В структуре расходов отмечается снижение величины расходов более чем на 35% по таким статьям, как капитальные вложения и капитальные вложения на увеличение стоимости основных средств. Также наблюдается тенденция к снижению их доли в структуре расходов с 11% до 7%.

В то же время к 2015 году произошло возрастание расходов по оплате коммунальных услуг и социальному обеспечению на 14,67% и 26,92% соответственно. Расходы на оплату труда, включая отчисления, возросли в 2015 году на 8,27% относительно 2013 года.

В структуре расходов наибольшая доля приходится на иные расходы, которые включают оплату коммунальных услуг и социальное обеспечение. В 2013 году их доля составляла 69,44% от общей величины расходов, а в 2015 году возросла до 72,92%. Доля расходов на социальное обеспечение к 2015 году возросла до 14,32%.

Наименьшую долю составляют расходы на оплату коммунальных услуг, однако имеется тенденция к их увеличению. Прирост в 2015 году относительно 2013 года составил 14,67%.

Таким образом, консолидированный бюджет Курской области является дефицитным. Сумма дефицита в 2015 году составляет 445 179,65 рублей.

В 2015 году наблюдается увеличение доходов бюджета на 8,93% относительно 2013 года. В структуре доходов наибольшую долю занимают налоговые доходы, на которые во всем анализируемом периоде приходится чуть более 69% .

Безвозмездные поступления составляют более 25% в структуре доходов консолидированного бюджета. Наименьшую долю занимают неналоговые доходы: в 2016 году на них приходилось 5,12% от величины доходов бюджета. В структуре налоговых доходов основную долю составляют налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.  На долю каждого из них приходится более 30% от всей величины налоговых доходов бюджета.   Возрастание величины безвозмездных поступлений относительно 2013 года составило 5,31%.Несмотря на снижение размера субсидий из федерального бюджета, по-прежнему их доля остается преобладающей, хотя и снизилась с 58,11% в 2013 году до 42,68% в 2015г.

Величина расходов бюджета к 2015 году возросла на 5,03%.  В структуре расходов наибольшая доля приходится на иные расходы, которые включают оплату коммунальных услуг и социальное обеспечение.

Для повышения эффективности управления финансами и обеспечения сбалансированности бюджета региона  было создано Распоряжение Администрации Курской области от 27.05.2014г. № 384-ра «Об утверждении программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года» [1].

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, формирование бюджетных параметров на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов основывалось на рекомендациях  Министерства финансов Российской Федерации по сокращению бюджетных расходов и достаточно жестких и взвешенных подходах к планированию расходной части бюджета.

В области обеспечивается поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга. По итогам 2016 года долговая нагрузка на областной бюджет составила 30,5%, при утвержденном Минфином РФ максимальном значении – 50%.


Библиографический список
  1. Распоряжение Администрации Курской области от 27.05.2014 N 384-ра “Об утверждении Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW417&n=44
  2. Алябьев, Р.А. Анализ структуры экономики Курской области / Р.А. Алябьев, О.Н. Скоробогатько //  В сборнике: Инновационное будущее экономики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр “Аэтерна”.- 2015. – С. 7-10.
  3. Официальный сайт Администрации Курской области. Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/


Все статьи автора «Штоколова Карина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: