Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — Курск. В области насчитывается 1575 крупных и средних предприятий. Специализацию промышленности определяет электроэнергетика 25,1 %, которая представлена Курской АЭС. Пищевая промышленность составляет 16,3 % (424 предприятий). На них производится около 86 % потребительских товаров. Машиностроение и металлообработка составляют 14,5 % – 244 предприятия. Черная металлургия области представлена Михайловским горно-обогатительным комбинатом (г. Железногорск). Доля черной металлургии в структуре промышленности составляет 24,4% [2] .
В соответствии с законом Курской области «О бюджетном процессе в Курской области» в 2015 году регион имел следующие показатели отчета об исполнении консолидированного бюджета:
- доходы в сумме 51 394 928,61 рублей,
- расходы в сумме 51 840 108,0 рублей,
- превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) в сумме 445 179,65 рублей [3].
Проведем анализ динамики доходов и расходов консолидированного бюджета области за 2013-2015 гг. (таблица 1).
Таблица 1 –Динамика бюджета Курской области за 2013-2015 гг.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Тпр в 2015 к 2013 |
|||
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП |
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП |
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП |
||
Доходы бюджета |
47,18 |
0,066 |
46,78 |
0,060 |
51,39 |
0,064 |
8,93 |
Расходы бюджета |
49,36 |
0,069 |
51,89 |
0,067 |
51,84 |
0,064 |
5,03 |
Дефицит бюджета |
2,17 |
0,003 |
5,11 |
0,007 |
0,45 |
0,001 |
-79,51 |
ВВП РФ |
71016,7 |
- |
77945,1 |
- |
80804,3 |
- |
13,78 |
По данным таблицы 1 мы можем судить о том, как изменялась динамика бюджета Курской области в период с 2013 по 2015 гг. Доходная часть бюджета в 2015 г. по сравнению с 2013 г. возросла примерно на 8,93%.
Расходная часть увеличилась на 5,03%, по сравнению с 2013 г. Дефицит бюджета Курской области в рамках анализируемого периода достиг своего максимального значения в 2014 г. и составил 5,11 млрд. руб. Дефицит бюджета в 2015 г. уменьшился относительно 2013 года на 79,51% и составил 0,45 млрд. руб.
В целом бюджет Курской области на протяжении исследуемого периода можно назвать дефицитным. Доля доходов и расходов бюджета в 2013-2015 гг. по отношению к ВВП РФ остается практически неизменной на уровне 0,06%. Доля дефицита бюджета в 2014 году возросла, а в 2015 значительно снизилась.
Далее проведем анализ структуры и динамики доходов бюджета Курской области (таблица 2).
В 2015 году наблюдается увеличение доходов бюджета на 8,93% относительно 2013 года.
В структуре доходов доля каждого из элементов осталась практически неизменной в 2013-2015 гг. Наибольшую долю занимают налоговые доходы, на которые во всем анализируемом периоде приходится чуть более 69% .
Таблица 2 – Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Курской области в 2013-2015 гг.
2013 г. |
2014 |
2015 |
Тпр в 2015 к 2013 г |
||||
тыс. руб |
доля,% |
тыс. руб |
доля, % |
тыс. руб |
доля,% |
||
Доходы, всего |
47 182 286 |
- |
46 780 615 |
- |
51 394 929 |
- |
8,93 |
Налоговые
доходы |
32 756 788 |
69,43 |
32 388 529 |
69,23 |
35 857 362 |
69,77 |
9,47 |
Неналоговые
доходы |
2 526 483 |
5,35 |
2 675 591 |
5,72 |
2 630 375 |
5,12 |
4,11 |
Безвозмездные перечисления |
11 899 015 |
25,22 |
11 716 495 |
25,05 |
12 907 192 |
25,11 |
8,47 |
Величина налоговых доходов к 2015 году возросла 9,47% и составила 35 857 362 тыс. руб.
Безвозмездные поступления составляют более 25% в структуре доходов консолидированного бюджета области и в 2015 году достигли величины 12 907 192 тыс. руб, что на 8,47% больше, чем в 2013 году.
Наименьшую долю занимают неналоговые доходы: в 2016 году на них приходилось 5,12% от величины доходов бюджета. Прирост величины неналоговых доходов к 2015 году составил 4,11%.
Поступающие в бюджет доходы подлежат распределению и использованию по основным статьям расходов бюджета (таблица 3).
Таблица 3 – Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Курской области в 2013-2015 гг.
2013 г. |
2014 |
2015 |
Тпр в 2015 к 2013 |
||||
тыс. руб |
доля, % |
тыс. руб |
доля, % |
тыс. руб |
доля, % |
||
Итого расходов |
49 355 210 |
- |
51 888 965 |
- |
51 840 108 |
- |
5,03 |
Оплата труда с начислениями |
9 757 529 |
19,77 |
10 574 686 |
20,38 |
10 564 517 |
20,38 |
8,27 |
Капитальные вложения (КВ) |
5 326 457 |
10,79 |
5 372 922 |
10,35 |
3 475 464 |
6,70 |
-34,75 |
КВ на увеличение стоимости ОС |
5 267 861 |
10,67 |
5 295 650 |
10,21 |
3 383 023 |
6,53 |
-35,78 |
КВ за счет средств фед. бюджета |
1 189 448 |
2,41 |
1 793 139 |
3,46 |
1 310 749 |
2,53 |
10,20 |
Иные расходы, вкл: |
34 271 224 |
69,44 |
35 941 357 |
69,27 |
37 800 127 |
72,92 |
10,30 |
Оплата коммунальных услуг |
664 163 |
1,35 |
735 141 |
1,42 |
761 593 |
1,47 |
14,67 |
Социальное обеспечение |
5 849 095 |
11,85 |
6 059 498 |
11,68 |
7 423 787 |
14,32 |
26,92 |
Величина расходов бюджета к 2015 году возросла на 5,03%. За анализируемый период прирост доходов бюджета составил 8,93%, следовательно, возрастание доходов бюджета происходит более высокими темпами, чем увеличение расходов, что является положительным фактором.
В структуре расходов отмечается снижение величины расходов более чем на 35% по таким статьям, как капитальные вложения и капитальные вложения на увеличение стоимости основных средств. Также наблюдается тенденция к снижению их доли в структуре расходов с 11% до 7%.
В то же время к 2015 году произошло возрастание расходов по оплате коммунальных услуг и социальному обеспечению на 14,67% и 26,92% соответственно. Расходы на оплату труда, включая отчисления, возросли в 2015 году на 8,27% относительно 2013 года.
В структуре расходов наибольшая доля приходится на иные расходы, которые включают оплату коммунальных услуг и социальное обеспечение. В 2013 году их доля составляла 69,44% от общей величины расходов, а в 2015 году возросла до 72,92%. Доля расходов на социальное обеспечение к 2015 году возросла до 14,32%.
Наименьшую долю составляют расходы на оплату коммунальных услуг, однако имеется тенденция к их увеличению. Прирост в 2015 году относительно 2013 года составил 14,67%.
Таким образом, консолидированный бюджет Курской области является дефицитным. Сумма дефицита в 2015 году составляет 445 179,65 рублей.
В 2015 году наблюдается увеличение доходов бюджета на 8,93% относительно 2013 года. В структуре доходов наибольшую долю занимают налоговые доходы, на которые во всем анализируемом периоде приходится чуть более 69% .
Безвозмездные поступления составляют более 25% в структуре доходов консолидированного бюджета. Наименьшую долю занимают неналоговые доходы: в 2016 году на них приходилось 5,12% от величины доходов бюджета. В структуре налоговых доходов основную долю составляют налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. На долю каждого из них приходится более 30% от всей величины налоговых доходов бюджета. Возрастание величины безвозмездных поступлений относительно 2013 года составило 5,31%.Несмотря на снижение размера субсидий из федерального бюджета, по-прежнему их доля остается преобладающей, хотя и снизилась с 58,11% в 2013 году до 42,68% в 2015г.
Величина расходов бюджета к 2015 году возросла на 5,03%. В структуре расходов наибольшая доля приходится на иные расходы, которые включают оплату коммунальных услуг и социальное обеспечение.
Для повышения эффективности управления финансами и обеспечения сбалансированности бюджета региона было создано Распоряжение Администрации Курской области от 27.05.2014г. № 384-ра «Об утверждении программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года» [1].
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, формирование бюджетных параметров на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов основывалось на рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации по сокращению бюджетных расходов и достаточно жестких и взвешенных подходах к планированию расходной части бюджета.
В области обеспечивается поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга. По итогам 2016 года долговая нагрузка на областной бюджет составила 30,5%, при утвержденном Минфином РФ максимальном значении – 50%.
Библиографический список
- Распоряжение Администрации Курской области от 27.05.2014 N 384-ра “Об утверждении Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW417&n=44
- Алябьев, Р.А. Анализ структуры экономики Курской области / Р.А. Алябьев, О.Н. Скоробогатько // В сборнике: Инновационное будущее экономики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр “Аэтерна”.- 2015. – С. 7-10.
- Официальный сайт Администрации Курской области. Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/