В профессиональном образовании обучение конструированию одежды, технологии его пошива, а также развитие при этом эстетического вкуса требует соответствующего педагогического обеспечения этого процесса, что реализуется через циклы учебных дисциплин, организации учебного процесса, выбора эффективных педагогических технологий и методов обучения. Необходимо также определить способы и методику анализа качества подготовки специалистов, сформированность соответствующих компетенций, учебных навыков, умений и знаний. Необходимо также привести будущих специалистов к осознанию ими социальной значимости своей будущей профессии, владению мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, готовности применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, которые обеспечили бы высокое качество результатов учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Анализ состояния преподавания дисциплин, связанных с конструированием одежды на художественно-графических факультетах педвузов выявил противоречия между:
а) высоким потенциалом конструирования одежды в эстетическом воспитании и минимизацией содержательного компонента дисциплины в его программном обеспечении,
б) потребностью современного общества в учителе с развитым художественным вкусом, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, и стереотипностью существующей системы профессиональной подготовки студентов педвуза;
в) наличием достаточно большого количества научных теорий по вопросам подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного развития художественного вкуса в процессе конструирования одежды студентами в процессе их профессиональной подготовки.
Дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора материала и средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Источником моделирования и конструирования являются традиционные национальные костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Творческими вдохновителями в проектировании одежды могут быть любые жизненные события, направления в искусстве, архитектуре, природные явления, книги, фильмы и многое другое, которые окружают дизайнера.
Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, внутренней мотивацией. Но это не означает, что творчество – особый дар. Большинство исследователей полагает, и мы следуем этой точки зрения, что высокие показатели креативности у обучаемых отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.
Опыт обучения способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий показывает существенный рост креативности, также развитие таких качеств личности, как независимость, открытость к новому опыту, чувствительность к проблемам и как итог – потребность в творчестве. Человек в процессе творчества расширяет и углубляет свои знания, опирается на прежний опыт.
В подготовке педагога-конструктора ставятся следующие задачи:
- ознакомить обучающихся с материалами для конструирования, учить размещать в пространстве различные геометрические объекты, выделять определенные формы в оформлении одежды, добиваться владения ими приемами, используемыми в конструировании, способами экспериментирования с разными материалами;
- формировать у студентов чувство формы, развить у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, способствовать развитию внимания, памяти, формировать умение обобщения форм и материалов.
- вызвать интерес к конструктивному экспериментированию, воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики, формировать умение видеть красоту в конструкции одежды.
Учитывая природу творчества и специфику его развития, мы вправе констатировать, что каждый способен к творческой деятельности и наша задача заключается в выборе форм, методов и приемов развития творческой активности в процессе изучения основ проектирования и конструирования одежды, практической реализации полученных знаний.
Библиографический список
- Справочник по конструированию одежды / ред. П.П. Кокеткин. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982. – 312 с.
- Тухбатуллина, Л.М. Проектирование костюма: учебное пособие / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, В.В. Хамматова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 283 с.
- Ющенко, О.В. Креативность и ее значение в обучении студентов-дизайнеров одежды// Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 294-297.