Постановка задачи. В последнее время наблюдается негативная ситуация в продовольственной сфере страны, в частности на рынке молока, которая является результатом сокращения объема качественного сырья, высоких затрат на производство молочных продуктов. Возникает потребность в анализе и нахождении приемлемых путей развития стратегически важной отрасли Украины и обоснование возможных способов повышения эффективности его функционирования.
Введение. Молочная отрасль относится к ведущим в пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности Украины и играет важную роль в экономике государства и обеспечении населения продуктами питания первой необходимости. Молокоперерабатывающий комплекс выполняет ряд важных функций: обеспечивает общество незаменимыми продуктами питания; непрерывно пополняет оборотные средства товаропроизводителей, бюджет страны, поставляет сырье для других сфер производства и, как результат, формирует привлекательный по объемам рынок.
Поскольку молочная продукция воспринимается как здоровая и питательная из-за содержания белка и кальция, она также является полезной для детей, поэтому очень популярна в Украине.
Кроме того, украинцы традиционно используют большое количество сметаны и кефира для приготовления еды и выпечки. Однако ценовая чувствительность и низкая покупательная способность среди украинском ограничивают спрос и цены на единицу.
Это связано с тем, что молочная продукция занимает важное место в потреблении: доля расходов на молочные продукты составляет в среднем в мире 15% от общих расходов на питание.
Значительное внимание исследованию рынка молока и молочной продукции уделили в своих трудах такие известные ученые, как Н. С. Белинская, П. С. Березовский, С. В. Васильчак, А. Н. Лысенко, П. Т. Саблук. Теоретические аспекты функционирования и развития предприятий, ориентированных на экспорт, рассмотрены в работах украинских экономистов А. Е. Кузьмина, И. А. Тивончук, Т. С. Ивашкива, а также таких зарубежных ученых, как Ф. Котлер, К. Роуз, М . Портер и др. Однако, несмотря на наличие значительного количества научных исследований по этой проблематике, еще остаются малоисследованными отдельные аспекты современного функционирования рынка молоко и молочные продукты, которые имеют важное научно-теоретическое значение и практическую ценность.
Изложение основного материала. В 2012 году началась «сырная война» с Россией, что привело к перенасыщению отечественного рынка сырьем. В результате цены на молоко резко упали, хозяйства массово сокращали свои стада, чтобы сократить удой молока.
Тенденция к массовому вырезанию крупного рогатого скота сохранилась в последующие годы, только цена на молочное сырье начала расти. В 2015 году производство молока сократилось на 4% по сравнению с предыдущим годом. Такое снижение объясняется, прежде всего, временной оккупацией Крымского полуострова, куда регулярно осуществлялись поставки молочной продукции, а также «замораживанием» молочного рынка в зоне проведения АТО [5, 6].
На фоне этих процессов продолжается сокращение производства молока. Правда, в отдельных сферах наблюдается положительная динамика – за период с января по апрель 2015 году на хозяйственных предприятиях удой молока составил 852, 3 тыс. тонн – на 2,0% больше, чем за предыдущий период. Однако в целом ситуация остается нестабильной [1].
Но несмотря на это рынок молочных продуктов в Украине характеризуется достаточно высокой емкостью в связи со сравнительно высоким уровнем потребления молочной продукции на душу населения [2] и тенденциями, которые исторически сложились. Потребление на душу населения молочной продукции по типам, согласно данным «Euromonitor» представлено в таблице 1.
Таблиця 1. Потребление молочной продукции на душу населения, кг/год
Потребление на душу населения, кг / год |
||||||||||
Категория |
2012 р. |
2013 р. |
2014 р. |
2015 р. |
2016 р. |
2017 р.* |
2018 р.* |
2019 р.* |
2020 р.* |
2021 р.* |
Вязкие молочные десерты |
0,017 |
0,024 |
0,032 |
0,041 |
0,050 |
0,057 |
0,063 |
0,069 |
0,076 |
0,084 |
Глазированные сырки |
0,160 |
0,200 |
0,250 |
0,299 |
0,329 |
0,352 |
0,377 |
0,396 |
0,408 |
0,420 |
Жидкие молочные десерты |
0,125 |
0,141 |
0,169 |
0,198 |
0,223 |
0,249 |
0,275 |
0,295 |
0,309 |
0,331 |
Йогурты вяжущие |
0,663 |
0,761 |
0,870 |
1,002 |
1,153 |
1,268 |
1,344 |
1,425 |
1,510 |
1,601 |
Йогурты питьвые |
0,703 |
0,935 |
1,196 |
1,503 |
1,819 |
2,128 |
2,362 |
2,528 |
2,705 |
2,840 |
Творожные десерты |
0,168 |
0,292 |
0,398 |
0,484 |
0,525 |
0,550 |
0,564 |
0,587 |
0,610 |
0,626 |
Кефир |
3,467 |
3,745 |
4,007 |
4,287 |
4,545 |
4,545 |
4,545 |
4,590 |
4,636 |
4,682 |
Молоко пастеризированное |
4,918 |
5,262 |
5,631 |
6,025 |
6,386 |
6,706 |
6,974 |
7,183 |
7,399 |
7,547 |
Молоко стерилизированное |
0,892 |
1,008 |
1,059 |
1,143 |
1,235 |
1,333 |
1,440 |
1,555 |
1,680 |
1,814 |
Ряжанка |
0,994 |
1,021 |
1,041 |
1,062 |
1,072 |
1,083 |
1,094 |
1,105 |
1,116 |
1,127 |
Сливки |
0,139 |
0,128 |
0,139 |
0,147 |
0,156 |
0,161 |
0,164 |
0,167 |
0,170 |
0,174 |
Сметана |
1,274 |
1,748 |
2,010 |
2,251 |
2,521 |
2,773 |
3,051 |
3,264 |
3,427 |
3,530 |
Сыр плавленный |
0,000 |
0,647 |
0,692 |
0,727 |
0,749 |
0,764 |
0,779 |
0,795 |
0,810 |
0,827 |
Другие продукты |
0,000 |
0,026 |
0,028 |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
Сыр |
0,577 |
0,527 |
0,566 |
0,602 |
0,658 |
0,707 |
0,767 |
0,833 |
0,900 |
0,972 |
Общее |
14,098 |
16,464 |
18,084 |
19,803 |
21,450 |
22,705 |
23,828 |
24,820 |
25,786 |
26,603 |
* Прогноз
Условно рынок молочной продукции подразделяется на традиционную молочную продукцию (ТМП) и йогуртно-десертную группу (ЙДГ).
Самым быстрорастущим остается сегмент продуктов йогуртно-десертной группы: глазированные сырки, вязкие йогурты, пудинги, творожные десерты, молочные коктейли. Годовой рост объемов рынка этих видов продуктов – 7-10% в год. Учитывая то, что десертные продукты имеют на 20-30% больше высокую стоимость килограмма продукции, то многие компании сосредоточивают свою деятельность в этих категориях. Типичный пример – компания «Danone», которая сконцентрировалась исключительно на йогуртно-десертной группе.
Структура и темпы прироста групп представлены на рисунках 1, 2.
Рис. 1 Объем рынка по категориям ТМП (тонны) [2]
Рис. 2. Объем рынка по категориям ЙДГ (тонны)
По данным «Euromonitor» в Украине на продукты питания в целом домохозяйство тратит 62-65% совокупного дохода [3]. Динамика доли покупок, затрачиваемых на покупку молочных продуктов из года в год практически не меняется и составляет 17-18%.
В 2017 – 2019 годах прогнозируется падение доли дохода, расходуется на продукты питания до уровня 48-50% вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в стране в таблице 2.
Таблиця 2. Расходы на продукты питания украинского домохозяйства 2009-2016 гг. И прогноз расходов на 2017-2020 гг., в процентах [3]
|
Года |
|||||||||||
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017* |
2018 * |
2019 * |
2020 * |
Расходы на продукты питания |
65, 2 |
64, 9 |
62, 6 |
61, 6 |
59, 8 |
58, 5 |
56, 9 |
55, 4 |
52, 8 |
52, 0 |
50, 4 |
48, 7 |
У т.ч. на молоко й молочные продукты |
18, 7 |
17, 1 |
17, 3 |
17, 5 |
17, 7 |
17, 9 |
18, 1 |
18, 3 |
18, 6 |
19, 0 |
19, 1 |
19, 3 |
Молочные продукты являются одним из наиболее часто потребляемых продуктов питания, многие из них обладает эластичностью по цене сходную с хлебом и другими социальными продуктами.
Поэтому весьма важным аспектом формирования рынка молока в Украине является конкурентная ситуация. К концу 2016 она выглядела следующим образом. Существует группа предприятий-лидеров занимающих долю рынка более 60%, среди которых лидируют компании «Терра Фуд», «Молочный альянс», «Danone Украина» «Вимм-Билль-Данн Украина» и «Люстдорф».
Географически большинство ключевых производителей сосредоточено в центральном, восточном и южном регионе Украины. Это вызывает жесткую конкуренцию за сырьевой рынок в условиях сокращения поголовья крупного рогатого скота. Географическое расположение основных производителей отражено на рисунке 3.
Рис. 3. Географическое расположение основных производителей молочной промышленности Украины.
Большинство производителей имеет в своем портфеле от 3 до 6 марок, однако некоторые производители делают ставку на сильный монобренд, например «Фанни» (Павлоградский МК), «Заречье» (Купянский МК). Высокой остается судьба безбрендовых продукции – 11,3%, что падает из года в год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2016 г.. Молочная отрасль сохранила положительную динамику роста [3].
Выводы. Таким образом бизнес Украины переживает очень важный период в своем развитии. Сейчас происходят качественные внутренние изменения. Поэтому очень важно не упустить эту возможность и раз и навсегда создать конкурентоспособный системный бизнес [4]. Для этого компаниям товаропроизводителям необходимо правильно подобрать стратегию позиционирования.
Разработанная стратегия позиционирования обязательно должна согласовываться с комплексом маркетинговых средств фирмы в целом и с отдельными его элементами – товарами, ценой, сбытом и продвижением. Несоответствие даже одного из элементов маркетингового микса к провозглашенной стратегии позиционирования может привести к ее рыночного провала.
Выбранная стратегия позиционирования должна иметь определенную стабильность, оставаться неизменной в течение некоторого времени, поскольку быстрая и частая смена стратегии позиционирования вызывает установление конфузный имиджа. Но рынок – это динамическая структура, которая постоянно меняется, а отдел маркетинга должен постоянно исследовать изменения рыночной конъюнктуры и при необходимости воспроизводить их в стратегии позиционирования.
Также, для успешного развития молочной индустрии в Украине не хватает адекватной и стабильной государственной поддержки [4].
И необходима активизация диалога отечественных молочных компаний, производящих качественную продукцию, с потенциальными потребителями в направлении продвижения ее положительного имиджа, как на отечественном рынке, так и для создания системного экспорта.
Библиографический список
- Кернасюк Ю. Молочный сектор: реалии и перспективы / Ю. Кернасюк // издание «Агробизнес сегодня», 2015. т. Март, № 6. – С. 10-12.
- Euromonitor. [Электронный ресурс] // Ukraine Dairy market overview. – Официальный веб.сайт. – Режим доступа: http://www.euromonitor.com/drinking-milk-products-in-ukraine/report/ – Название с экрана.
- Eurominotor. [Электронный ресурс] // Overall macroeconic trends. Eastern Europe&Russia. – Официальный веб.сайт. – Режим доступа : http://www.euromonitor.com/russia/report/ – Название с экрана.
- Інформационно-аналитический портал Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО [Електронний ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://www.fao.org/home/ru / – Название с экрана.
- Інформационно-аналитичний портал про молоко и молочное скотоводство [Електронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://milkua.info/uk. – Название с экрана.
- Министерство аграрной политики и продовольствия Украины [Електронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://www.minagro.gov.ua. – Название з экрана.
- Котлер Ф., Келлер К,Л., Павленко А.Ф. Маркетинговий менеджмент. — К.: Химджест, 2008. — 720 с.
- Бутенко М. И. Мониторинг развития рынка молока и молочных продуктов Украины / Союз молочных предприятий Украины. По ред. М. И. Бутенко. – V выпуск. – К. –2010. – 100 с.