СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ

Брилистая Оксана Владимировна
Харьковский торгово-экономический институт Киевского торгово-экономического университета

Аннотация
В статье рассмотрено современное состояние предприятий молочной промышленности Украины. Проанализированы основные показатели рынка молочной продукции и доля расходов на молочные продукты украинского домохозяйства. Также обоснована необходимость стратегии позиционирования предприятий, производителей молочной продукции.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Брилистая О.В. Состояние и перспективы развития предприятий молочной отрасли Украины // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85491 (дата обращения: 15.10.2024).

Постановка задачи. В последнее время наблюдается негативная ситуация в продовольственной сфере страны, в частности на рынке молока, которая является результатом сокращения объема качественного сырья, высоких затрат на производство молочных продуктов. Возникает потребность в анализе и нахождении приемлемых путей развития стратегически важной отрасли Украины и обоснование возможных способов повышения эффективности его функционирования.

Введение. Молочная отрасль относится к ведущим в пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности Украины и играет важную роль в экономике государства и обеспечении населения продуктами питания первой необходимости. Молокоперерабатывающий комплекс выполняет ряд важных функций: обеспечивает общество незаменимыми продуктами питания; непрерывно пополняет оборотные средства товаропроизводителей, бюджет страны, поставляет сырье для других сфер производства и, как результат, формирует привлекательный по объемам рынок.

Поскольку молочная продукция воспринимается как здоровая и питательная из-за содержания белка и кальция, она также является полезной для детей, поэтому очень популярна в Украине.

Кроме того, украинцы традиционно используют большое количество сметаны и кефира для приготовления еды и выпечки. Однако ценовая чувствительность и низкая покупательная способность среди украинском ограничивают спрос и цены на единицу.

Это связано с тем, что молочная продукция занимает важное место в потреблении: доля расходов на молочные продукты составляет в среднем в мире 15% от общих расходов на питание.

Значительное внимание исследованию рынка молока и молочной продукции уделили в своих трудах такие известные ученые, как Н. С. Белинская, П. С. Березовский, С. В. Васильчак, А. Н. Лысенко, П. Т. Саблук. Теоретические аспекты функционирования и развития предприятий, ориентированных на экспорт, рассмотрены в работах украинских экономистов А. Е. Кузьмина, И. А. Тивончук, Т. С. Ивашкива, а также таких зарубежных ученых, как Ф. Котлер, К. Роуз, М . Портер и др. Однако, несмотря на наличие значительного количества научных исследований по этой проблематике, еще остаются малоисследованными отдельные аспекты современного функционирования рынка молоко и молочные продукты, которые имеют важное научно-теоретическое значение и практическую ценность.

Изложение основного материала. В 2012 году началась «сырная война» с Россией, что привело к перенасыщению отечественного рынка сырьем. В результате цены на молоко резко упали, хозяйства массово сокращали свои стада, чтобы сократить удой молока.

Тенденция к массовому вырезанию крупного рогатого скота сохранилась в последующие годы, только цена на молочное сырье начала расти. В 2015 году производство молока сократилось на 4% по сравнению с предыдущим годом. Такое снижение объясняется, прежде всего, временной оккупацией Крымского полуострова, куда регулярно осуществлялись поставки молочной продукции, а также «замораживанием» молочного рынка в зоне проведения АТО [5, 6].

На фоне этих процессов продолжается сокращение производства молока. Правда, в отдельных сферах наблюдается положительная динамика – за период с января по апрель 2015 году на хозяйственных предприятиях удой молока составил 852, 3 тыс. тонн – на 2,0% больше, чем за предыдущий период. Однако в целом ситуация остается нестабильной [1].

Но несмотря на это рынок молочных продуктов в Украине характеризуется достаточно высокой емкостью в связи со сравнительно высоким уровнем потребления молочной продукции на душу населения [2] и тенденциями, которые исторически сложились. Потребление на душу населения молочной продукции по типам, согласно данным «Euromonitor» представлено в таблице 1.

Таблиця 1. Потребление молочной продукции на душу населения, кг/год

 

Потребление на душу населения, кг / год

Категория

2012 р.

2013 р.

2014 р.

2015 р.

2016 р.

2017 р.*

2018 р.*

2019 р.*

2020 р.*

2021 р.*

Вязкие молочные десерты

0,017

0,024

0,032

0,041

0,050

0,057

0,063

0,069

0,076

0,084

Глазированные сырки

0,160

0,200

0,250

0,299

0,329

0,352

0,377

0,396

0,408

0,420

Жидкие молочные десерты

0,125

0,141

0,169

0,198

0,223

0,249

0,275

0,295

0,309

0,331

Йогурты вяжущие

0,663

0,761

0,870

1,002

1,153

1,268

1,344

1,425

1,510

1,601

Йогурты питьвые

0,703

0,935

1,196

1,503

1,819

2,128

2,362

2,528

2,705

2,840

Творожные десерты

0,168

0,292

0,398

0,484

0,525

0,550

0,564

0,587

0,610

0,626

Кефир

3,467

3,745

4,007

4,287

4,545

4,545

4,545

4,590

4,636

4,682

Молоко пастеризированное

4,918

5,262

5,631

6,025

6,386

6,706

6,974

7,183

7,399

7,547

Молоко стерилизированное

0,892

1,008

1,059

1,143

1,235

1,333

1,440

1,555

1,680

1,814

Ряжанка

0,994

1,021

1,041

1,062

1,072

1,083

1,094

1,105

1,116

1,127

Сливки

0,139

0,128

0,139

0,147

0,156

0,161

0,164

0,167

0,170

0,174

Сметана

1,274

1,748

2,010

2,251

2,521

2,773

3,051

3,264

3,427

3,530

Сыр плавленный

0,000

0,647

0,692

0,727

0,749

0,764

0,779

0,795

0,810

0,827

Другие продукты

0,000

0,026

0,028

0,030

0,030

0,030

0,030

0,030

0,030

0,030

Сыр

0,577

0,527

0,566

0,602

0,658

0,707

0,767

0,833

0,900

0,972

Общее

14,098

16,464

18,084

19,803

21,450

22,705

23,828

24,820

25,786

26,603

* Прогноз

Условно рынок молочной продукции подразделяется на традиционную молочную продукцию (ТМП) и йогуртно-десертную группу (ЙДГ).

Самым быстрорастущим остается сегмент продуктов йогуртно-десертной группы: глазированные сырки, вязкие йогурты, пудинги, творожные десерты, молочные коктейли. Годовой рост объемов рынка этих видов продуктов – 7-10% в год. Учитывая то, что десертные продукты имеют на 20-30% больше высокую стоимость килограмма продукции, то многие компании сосредоточивают свою деятельность в этих категориях. Типичный пример – компания «Danone», которая сконцентрировалась исключительно на йогуртно-десертной группе.

Структура и темпы прироста групп представлены на рисунках 1, 2.


Рис. 1 Объем рынка по категориям ТМП (тонны) [2]


Рис. 2. Объем рынка по категориям ЙДГ (тонны)

По данным «Euromonitor» в Украине на продукты питания в целом домохозяйство тратит 62-65% совокупного дохода [3]. Динамика доли покупок, затрачиваемых на покупку молочных продуктов из года в год практически не меняется и составляет 17-18%.

В 2017 – 2019 годах прогнозируется падение доли дохода, расходуется на продукты питания до уровня 48-50% вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в стране в таблице 2.

Таблиця 2. Расходы на продукты питания украинского домохозяйства 2009-2016 гг. И прогноз расходов на 2017-2020 гг., в процентах [3]

 

Года

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017*

2018 *

2019 *

2020 *

Расходы на продукты питания

65,

2

64,

9

62,

6

61,

6

59,

8

58,

5

56,

9

55,

4

52,

8

52,

0

50,

4

48,

7

У т.ч. на молоко й молочные продукты

18,

7

17,

1

17,

3

17,

5

17,

7

17,

9

18,

1

18,

3

18,

6

19,

0

19,

1

19,

3

Молочные продукты являются одним из наиболее часто потребляемых продуктов питания, многие из них обладает эластичностью по цене сходную с хлебом и другими социальными продуктами.

Поэтому весьма важным аспектом формирования рынка молока в Украине является конкурентная ситуация. К концу 2016 она выглядела следующим образом. Существует группа предприятий-лидеров занимающих долю рынка более 60%, среди которых лидируют компании «Терра Фуд», «Молочный альянс», «Danone Украина» «Вимм-Билль-Данн Украина» и «Люстдорф».

Географически большинство ключевых производителей сосредоточено в центральном, восточном и южном регионе Украины. Это вызывает жесткую конкуренцию за сырьевой рынок в условиях сокращения поголовья крупного рогатого скота. Географическое расположение основных производителей отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Географическое расположение основных производителей молочной промышленности Украины.

Большинство производителей имеет в своем портфеле от 3 до 6 марок, однако некоторые производители делают ставку на сильный монобренд, например «Фанни» (Павлоградский МК), «Заречье» (Купянский МК). Высокой остается судьба безбрендовых продукции – 11,3%, что падает из года в год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2016 г.. Молочная отрасль сохранила положительную динамику роста [3].

Выводы. Таким образом бизнес Украины переживает очень важный период в своем развитии. Сейчас происходят качественные внутренние изменения. Поэтому очень важно не упустить эту возможность и раз и навсегда создать конкурентоспособный системный бизнес [4]. Для этого компаниям товаропроизводителям необходимо правильно подобрать стратегию позиционирования.

Разработанная стратегия позиционирования обязательно должна согласовываться с комплексом маркетинговых средств фирмы в целом и с отдельными его элементами – товарами, ценой, сбытом и продвижением. Несоответствие даже одного из элементов маркетингового микса к провозглашенной стратегии позиционирования может привести к ее рыночного провала.

Выбранная стратегия позиционирования должна иметь определенную стабильность, оставаться неизменной в течение некоторого времени, поскольку быстрая и частая смена стратегии позиционирования вызывает установление конфузный имиджа. Но рынок – это динамическая структура, которая постоянно меняется, а отдел маркетинга должен постоянно исследовать изменения рыночной конъюнктуры и при необходимости воспроизводить их в стратегии позиционирования.

Также, для успешного развития молочной индустрии в Украине не хватает адекватной и стабильной государственной поддержки [4].

И необходима активизация диалога отечественных молочных компаний, производящих качественную продукцию, с потенциальными потребителями в направлении продвижения ее положительного имиджа, как на отечественном рынке, так и для создания системного экспорта.


Библиографический список
  1. Кернасюк Ю. Молочный сектор: реалии и перспективы / Ю. Кернасюк // издание «Агробизнес сегодня», 2015. т. Март, № 6. – С. 10-12.
  2. Euromonitor. [Электронный ресурс] // Ukraine Dairy market overview. – Официальный веб.сайт. – Режим доступа: http://www.euromonitor.com/drinking-milk-products-in-ukraine/report/  – Название с экрана.
  3. Eurominotor. [Электронный ресурс]  // Overall macroeconic trends. Eastern Europe&Russia. –  Официальный веб.сайт. – Режим доступа : http://www.euromonitor.com/russia/report/ – Название с экрана.
  4. Інформационно-аналитический портал Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО [Електронний ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://www.fao.org/home/ru /   – Название с экрана.
  5. Інформационно-аналитичний портал про молоко и молочное скотоводство [Електронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://milkua.info/uk. – Название с экрана.
  6. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины [Електронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа : http://www.minagro.gov.ua. – Название з экрана.
  7. Котлер Ф., Келлер К,Л., Павленко А.Ф. Маркетинговий менеджмент. — К.: Химджест, 2008. — 720 с.
  8. Бутенко М. И. Мониторинг развития рынка молока и молочных продуктов Украины / Союз молочных предприятий Украины. По ред. М. И. Бутенко. – V выпуск. – К. –2010. – 100 с.


Все статьи автора «Брилистая Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: