Определяя оценку действий ученика, прежде всего, следует понять мотив его действий, которые бывают разные даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. А.Н. Леонтьев различает понятия цель и мотив. «Цель — это предвидимый результат, осознаваемый и представляемый человеком. Мотив – это побуждение к достижению цели» [1, c. 37].
Не все мотивы для детей имеют равную силу побуждения. Существуют мотивы, являющиеся ведущими, и мотивы, которые являются второстепенными, не имеющими самостоятельного значения. Последствия же всегда подчинены главным, ведущим мотивам. Ведущим мотивом может стать, например стремление получить высшее образование или стать отличником.
Цель нашего исследования – выявить динамику развития школьной адаптации учащихся от 1 к 4 классу; выяснить, какие факторы снижают психологическую комфортность пребывания ребенка в школе.
Для выявления уровня мотивации использовалась методика Н.Е. Лускановой «Анкетирование с дополняющей беседой и с уточняющими вопросами» [2, с. 23], проведённая в письменной форме. Респондентами были ученики 1 и 4 класса МАОУ Лицея №82.
Рисунок 1 – Диаграмма мотивации 1 класса
Рисунок 2 – Мотивация девочек 1 класса
Рисунок 3 – Мотивация мальчиков 1 класса
Ученики первого класса показали высокий уровень школьной мотивации. У девочек не было выявлено ни одного % с негативным отношением к школе и школьной адаптации. Отсюда следует, что такие ученики не испытывают серьезных трудностей в обучении, не испытывают проблем в общении с одноклассниками и учителями.
На общей мотивационной диаграмме мы видим, что более 40% учащихся 1 класса, имеют высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, они стремятся наиболее успешно выполнять все школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, начинают сильно переживать, если получают неудовлетворительные оценки.
Интересы связанные с учебой по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в первом классе и заметно снижается в 4-м классе.
Рисунок 4 – Диаграмма мотивации 4 класса
Рисунок 5 – Мотивация девочек 4 класса
Рисунок 6 – Мотивация мальчиков 4 класса
Наше исследование, проводимое в 4 классе показало снижение учебной мотивации учащихся 4 класса. Особенно резкое снижение преобладает у мальчиков. Они абсолютно не заинтересованы в самом обучении, учеба в школе является для них, в большей степени, средством для самореализации в общении, установлении необходимых для них отношений с друзьями, учителями и родителями. Их внимание полностью сконцентрировано на внешней школьной мотивации.
У детей в этом возрасте наблюдается низкая самоорганизация, учебная рассеянность и недисциплинированность, снижается интерес к учёбе и её результатам, снижается самооценка.
Возраст 10 лет можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Этот психологический возраст связан с постепенным чувством взрослости – это главное личное новообразование младшего подростка.
В этот период жизни очень важно не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к их успехам.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мотивация у школьников разных возрастов резко отличается: у первого класса она гораздо выше. Очень важно иметь хорошую мотивацию во время учебной деятельности. Она зависит как от ученика, так и от учителя и родителей, которые непосредственно на него влияют.
Библиографический список
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.-С. 7-44.
- Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, -1990.-23с.