КОНФЛИКТЫ В ВУЗЕ И КАК ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

Карпова Мария Александровна1, Масленникова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Юрина Виктория Михайловна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье рассмотрены наиболее частые причины возникновения конфликтов в различных вертикалях взаимодействия в высшем учебном заведении: студент - студент, студент - преподаватель и преподаватель - преподаватель. Главным достоинством данного исследования является то, что в нем рассмотрены способы, помогающие избежать конфликтов в вузе, ведь проблему проще предотвратить, чем решить.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карпова М.А., Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Конфликты в ВУЗе и как их предотвратить // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85354 (дата обращения: 23.09.2024).

Конфликты – это неотъемлемая частью жизни в любом коллективе, особенно в ВУЗе, где взаимодействуют люди различных возрастов, социального статуса, уровня образования, а так же играющие совершенно разные роли. Межличностные конфликты — это столкновения взглядов, интересов, мнений людей в процессе психологического и социального взаимодействия.

В ВУЗах можно выделить 3 типа конфликта: «преподаватель – преподаватель», «преподаватель – студент» и «студент – студент». Разберем каждый отдельно.

Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями преподавательского коллектива.

Чаще всего причины конфликтов в коллективе преподавателей следующие:

• различия во вкусах, интересах, отношениях к тем или иным вещам;

• различия в уровне профессионализма;

• конкуренция, борьба за высокооплачиваемые должности

• бестактность, неуважение при общении друг с другом;

• разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре.

Для предотвращения или минимизирования ссор с преподавателями–коллегами стоит пользоваться простыми правилами:

1. Не начинайте первым. Никогда не следует начинать ссору самим, потому что для окружающих виноватым обычно становится не тот кто спровоцировал конфликт, а тот, кто первый начал выяснять отношения.

2. Будьте вежливыми. Это правило свойственно для любых отношений, а человек науки, постоянно взаимодействующий со студентами и другими преподавателями, должен уважительно относится к своим коллегам.

3. Никогда не обсуждайте одних коллег с другими.

4. Никогда не обсуждайте других преподавателей со студентами.

5. Пытайтесь вести себя максимально уважительно со всеми членами коллектива. Неравнодушное отношение к любому из них легко чувствуется остальными коллегами.

Взаимодействие по линии «преподаватель — студент» является одним из главных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь совершается непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентации и т. д., имеющихся в системе высшего образования.

В значительной степени именно от преподавателя зависит та атмосфера, которая так необходима во взаимоотношениях студент-преподаватель. В личности преподавателя высшего заведения студента привлекает любовь к своему делу, внимание к студентам, умение творчески

подойти к процессу передачи знаний и опыта. При этом преподаватель не просто транслятор знаний, а целостная личность.

Наиболее часто конфликты с преподавателями, по мнению студентов, возникают из-за:

• необъективной оценки работы;

• придирчивости преподавателя;

• неуважительного, пренебрежительного или предвзятого отношения к студенту;

• низкого уровня преподавания;

• отрицательных личных качеств;

• а так же корыстных интересов некоторых преподавателей.

Конфликтные ситуации, создаваемые студентами, имеют следующие основания:

• небрежное отношение к учебе;

• низкие моральные качества студентов;

• слабая базовая подготовка и неготовность к обучению в ВУЗе;

• отсутствие у студентов способности верно формулировать и выражать свои мысли;

• низкий уровень воспитания и культуры;

• отсутствие интереса к учебе и к выбранной специальности;

• завышенная самооценка и завышенные ожидания.

Обязанность в предотвращении таких конфликтов обычно ложится на преподавателя, который для этого должен руководствоваться определенными требованиями:

• создать на экзамене (зачете) доброжелательную обстановку, помня, что экзамен сам по себе уже представляет стрессовую ситуацию;

• выставляя оценку, кратко обосновать ее исключительно с точки зрения соответствия ответа требованиям программы экзамена;

• ни в какой форме и ни по какому поводу не унижать студента;

• владеть собой и своими эмоциями в любой ситуации;

• все неудачи во взаимоотношениях со студентами, в возникновении конфликтов считать своими собственными ошибками. [1]

Но студенты в свою очередь должны уважительно относится к преподавателям, как минимум потому, что они старше и уже имеют высшее образование.

В учебной группе мотивов для возникновения конфликта типа «студент – студент» достаточное количество: личная неприязнь, соперничество между обучающимися, материальная обеспеченность, борьба за внимание преподавателей или противоположного пола, неспособность нахождения общего языка со сверстниками из-за личностных особенностей и многое другое [2, c. 93].

Во избежании конфликтов с другими обучающимися студентам необходимо предпринять следующие меры:

1. Организовывать общие мероприятия – это объединяет, сплачивает любой коллектив;

2. Сохранять спокойствия и самообладание – если студент спокоен, значит он уверен в себе и своей правоте, и вопросов к нему сразу становится меньше.

3. Не обсуждать внешность, стиль одежды, поведение и привычки своих однокурсников в коллективе;

4. Не обсуждать свою личную жизнь с теми, кому недостаточно доверяешь, так как в последствии это может стать причиной осуждений или сплетен.

5. Контролировать свои эмоции, так как их выражение может задеть чувства других.


Библиографический список
  1. Шейнов В.П. Управление конфликтами
  2. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.


Все статьи автора «Чихутова Анастасия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: