Конфликты – это неотъемлемая частью жизни в любом коллективе, особенно в ВУЗе, где взаимодействуют люди различных возрастов, социального статуса, уровня образования, а так же играющие совершенно разные роли. Межличностные конфликты — это столкновения взглядов, интересов, мнений людей в процессе психологического и социального взаимодействия.
В ВУЗах можно выделить 3 типа конфликта: «преподаватель – преподаватель», «преподаватель – студент» и «студент – студент». Разберем каждый отдельно.
Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями преподавательского коллектива.
Чаще всего причины конфликтов в коллективе преподавателей следующие:
• различия во вкусах, интересах, отношениях к тем или иным вещам;
• различия в уровне профессионализма;
• конкуренция, борьба за высокооплачиваемые должности
• бестактность, неуважение при общении друг с другом;
• разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре.
Для предотвращения или минимизирования ссор с преподавателями–коллегами стоит пользоваться простыми правилами:
1. Не начинайте первым. Никогда не следует начинать ссору самим, потому что для окружающих виноватым обычно становится не тот кто спровоцировал конфликт, а тот, кто первый начал выяснять отношения.
2. Будьте вежливыми. Это правило свойственно для любых отношений, а человек науки, постоянно взаимодействующий со студентами и другими преподавателями, должен уважительно относится к своим коллегам.
3. Никогда не обсуждайте одних коллег с другими.
4. Никогда не обсуждайте других преподавателей со студентами.
5. Пытайтесь вести себя максимально уважительно со всеми членами коллектива. Неравнодушное отношение к любому из них легко чувствуется остальными коллегами.
Взаимодействие по линии «преподаватель — студент» является одним из главных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь совершается непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентации и т. д., имеющихся в системе высшего образования.
В значительной степени именно от преподавателя зависит та атмосфера, которая так необходима во взаимоотношениях студент-преподаватель. В личности преподавателя высшего заведения студента привлекает любовь к своему делу, внимание к студентам, умение творчески
подойти к процессу передачи знаний и опыта. При этом преподаватель не просто транслятор знаний, а целостная личность.
Наиболее часто конфликты с преподавателями, по мнению студентов, возникают из-за:
• необъективной оценки работы;
• придирчивости преподавателя;
• неуважительного, пренебрежительного или предвзятого отношения к студенту;
• низкого уровня преподавания;
• отрицательных личных качеств;
• а так же корыстных интересов некоторых преподавателей.
Конфликтные ситуации, создаваемые студентами, имеют следующие основания:
• небрежное отношение к учебе;
• низкие моральные качества студентов;
• слабая базовая подготовка и неготовность к обучению в ВУЗе;
• отсутствие у студентов способности верно формулировать и выражать свои мысли;
• низкий уровень воспитания и культуры;
• отсутствие интереса к учебе и к выбранной специальности;
• завышенная самооценка и завышенные ожидания.
Обязанность в предотвращении таких конфликтов обычно ложится на преподавателя, который для этого должен руководствоваться определенными требованиями:
• создать на экзамене (зачете) доброжелательную обстановку, помня, что экзамен сам по себе уже представляет стрессовую ситуацию;
• выставляя оценку, кратко обосновать ее исключительно с точки зрения соответствия ответа требованиям программы экзамена;
• ни в какой форме и ни по какому поводу не унижать студента;
• владеть собой и своими эмоциями в любой ситуации;
• все неудачи во взаимоотношениях со студентами, в возникновении конфликтов считать своими собственными ошибками. [1]
Но студенты в свою очередь должны уважительно относится к преподавателям, как минимум потому, что они старше и уже имеют высшее образование.
В учебной группе мотивов для возникновения конфликта типа «студент – студент» достаточное количество: личная неприязнь, соперничество между обучающимися, материальная обеспеченность, борьба за внимание преподавателей или противоположного пола, неспособность нахождения общего языка со сверстниками из-за личностных особенностей и многое другое [2, c. 93].
Во избежании конфликтов с другими обучающимися студентам необходимо предпринять следующие меры:
1. Организовывать общие мероприятия – это объединяет, сплачивает любой коллектив;
2. Сохранять спокойствия и самообладание – если студент спокоен, значит он уверен в себе и своей правоте, и вопросов к нему сразу становится меньше.
3. Не обсуждать внешность, стиль одежды, поведение и привычки своих однокурсников в коллективе;
4. Не обсуждать свою личную жизнь с теми, кому недостаточно доверяешь, так как в последствии это может стать причиной осуждений или сплетен.
5. Контролировать свои эмоции, так как их выражение может задеть чувства других.
Библиографический список
- Шейнов В.П. Управление конфликтами
- Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.