Педагогика – это самостоятельная наука, которая изучает развитие человека и рассказывает процесс образования, включающий в себя воспитание личности, развитие и обучение.
Педагогика совершенствует образовательный процесс и взаимодействует с другими науками. Посредством образовательного процесса готовятся специалисты для научно-исследовательской деятельности и к другому поколению передаются знания, накопленные человечеством.
Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы учебный процесс по конкретной дисциплине был спланированным, нужно изучить её особенности, приспособить научные знания для наилучшего усвоения, разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.
Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.
Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, она также заимствовала из философии построение рассуждений и правильная формулировка умозаключений. Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.
Тесно связана педагогика с гуманитарными науками, например эстетика, этика и социология. Это помогает определить социальные потребности человека в образовании.
Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Ведь психологические знания о состоянии ребёнка помогают более правильно организовать педагогический процесс.
Немаловажную роль играют физиологические особенности обучающихся. Помогает в этом физиология, медицина и гигиена. Связь педагогики с данными науками помогает построить процесс обучения более комфортным для обучающихся, которые имеют отклонения в здоровье. Определяется учебная нагрузка и оптимальные гигиенические условия.
Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.
Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.
Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.
Подводя итог меж предметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.
Библиографический список
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие.— М., 1998.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.