СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Карпова Мария Александровна1, Масленникова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Юрина Виктория Михайловна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье говорится о том, что ни одна наука не может существовать в вакууме. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, например данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карпова М.А., Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Связь педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85285 (дата обращения: 26.12.2024).

Педагогика – это самостоятельная наука, которая изучает развитие человека и рассказывает процесс образования, включающий в себя воспитание личности, развитие и обучение.

Педагогика совершенствует образовательный процесс и взаимодействует с другими науками. Посредством образовательного процесса готовятся специалисты для научно-исследовательской деятельности и к другому поколению передаются знания, накопленные человечеством.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы учебный процесс по конкретной дисциплине был спланированным, нужно изучить её особенности, приспособить научные знания для наилучшего усвоения, разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, она также заимствовала из философии построение рассуждений и правильная формулировка умозаключений. Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.

Тесно связана педагогика с гуманитарными науками, например эстетика, этика и социология. Это помогает определить социальные потребности человека в образовании.

Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Ведь психологические знания о состоянии ребёнка помогают более правильно организовать педагогический процесс.

Немаловажную роль играют физиологические особенности обучающихся. Помогает в этом физиология, медицина и гигиена. Связь педагогики с данными науками помогает построить процесс обучения более комфортным для обучающихся, которые имеют отклонения в здоровье. Определяется учебная нагрузка и оптимальные гигиенические условия.

Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.

Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.

Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.

Подводя итог меж предметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.


Библиографический список
  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие.— М., 1998.
  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.


Все статьи автора «Чихутова Анастасия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: