Россия и Япония имеют свои исторические пути развития, которые в корне различаются. Логично предположить, что данный факт является аргументом к тому, что школьные образовательные системы России и Японии также сильно различаются, как и их пути развития. Наиболее интересным является исследование того, как образование рассматриваемых стран адаптируется к современным реалиям. Этим обусловлена актуальность статьи. Новизна статьи обусловлена тем, что данные о том, что происходит в сфере образования в рассматриваемых странах, взяты из статей написанных совсем недавно.
Выполнив задачи исследования, а именно проведя сравнительный анализ достоинств и недостатков образовательных систем России и Японии и проанализировав актуальную информацию об их развитии, можно будет сделать вывод о том, какая система в современных реалиях наиболее эффективна для профессионального обучения и развития интеллектуальных способностей человека, что и является целью исследования.
Достоинства и недостатки школьных образовательных систем России и Японии.
Достоинства | Недостатки | |
Япония | Учебный процесс в японских школах организован как постоянная подготовка к очередным экзаменам, что побуждает школьников как можно сильнее стараться и уделять больше времени подготовке к ним. В России в последнее время происходит похожая ситуация, но в Японии она выражена более ярко. | Вследствие постоянной подготовки к очередным экзаменам, дети вынуждены безустанно заучивать материал, который мог бы пригодиться в тестах. К России также можно отнести этот недостаток, но в меньшей мере. |
Трудолюбие является первоочередной из поощряемых черт школьника. | Японское трудолюбие направлено не на развитие, а скорее на успешное выполнение шаблонной деятельности. Данный недостаток можно также отнести и к российским школам после введения ЕГЭ и ГИА. | |
Воспитание подразумевает почтительное отношение к вышестоящим людям, учителям. Данное достоинство можно написать и России. | Непрестанное заучивание материала приводит к эмоциональной нагрузке и напряжению, что несомненно психологически влияет на детей. | |
Обучающиеся в платных японских школах дети понимают, что им не выгодно оставаться на второй год, соответственно, это побуждает их к более старательному изучению материала. | Все старшие и некоторые средние школы являются платными, что в некоторой мере противоречит глобальной тенденции, наблюдающейся в сфере образования наиболее развитых стран, которая заключается в бесплатном образовании до какого-либо минимального уровня. | |
Ежегодно школы в обязательном порядке проводят школьные культурные фестивали. | Творческое и постепенное овладение знаниями полностью исключено. Это и является одной из индивидуальных историко-культурных черт школьного образования в Японии. | |
Поощряется и финансируется правительством школьная клубная деятельность. | Не поощряется свободомыслие и споры с учителями. | |
Россия | В отличие от Японии, школьное образование в России является полностью бесплатным. | В данной статье идёт речь о школьном образовании, но не следует забывать, что высшее образование в России не является полностью бесплатным. В данном случае речь идёт не о финансовой проблеме, а о том, что люди, набравшие относительно небольшое количество баллов могут платно поступить в высшее учебное заведение, а те, у кого относительно много баллов, но недостаточно для поступления из-за маленького количество бюджетных мест и вследствие этого высокого проходного порога, не могут поступить туда, куда они хотят. |
В России не так давно появились новые формы проверки знаний школьников, а именно ГИА и ЕГЭ. Каждый год они подвергаются реформам, их стараются сделать как можно лучше и эффективнее и это несомненно плюс. | Как уже говорилось ранее, ЕГЭ и ГИА пока-что совсем не идеальны и приучают ребёнка к шаблонному мышлению. |
После проведения сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что российская и японская школьные образовательные системы и вправду различаются, но также имеют и общие черты. Что же происходит в настоящее время с образованием в Японии и России? В Японии в настоящее время премьер-министром является Синдзо Абэ. Не так давно он попал в скандал из-за образовательного фонда Moritomo Gakuen. Частный детский сад Цукамото, также принадлежащий фонду, на первый взгляд похож на любой другой в Японии, но образовательная программа детей в нем, показанная японскими СМИ, напомнила репортёрам о довоенной идеологии Страны восходящего солнца. Учреждение дошкольного образования стремится привить воспитанникам от трех до пяти лет чувство патриотизма с помощью программы, ориентированной на японские традиции и культуру. Каждое утро дети поют японский гимн, а после цитируют имперский эдикт об образовании, содержащий заповеди, написанные в 1890 году императором Мэйдзи. Трудно сказать, что данные нововведения образовательного фонда отлично сочетаются с современными реалиями мира, существующими в сфере образования. Если говорить о проблемах, то в России же существует некое недопонимание между образовательными законодателями и преподавателями, обучающимися. Это можно доказать тем, что существует большое количество статей, видео с критикующими высказываниями о нововведениях и просто неположительные высказывания со стороны как преподавателей, так и обучающихся, которые можно прочитать в интернете или услышать в реальной жизни.
Так какая школьная образовательная система наиболее эффективна в современности, России или Японии? Видимо, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Как говорилось ранее, школьные образовательные системы этих стран различаются на историко-культурном уровне и имеют как свои недостатки, так и свои достоинства. Можно лишь сказать о том, что система Японии более направлена в сферу профессионального обучения, так как шаблонная деятельность позволяет создавать хороших работников. Россия примерно также, но в меньшей мере. Не стоит забывать о том, что в российской школьной образовательной системе предусматривается всестороннее развитие ребёнка, ведущее к развитию его интеллектуальных способностей. Образовательные системы не просто так развиваются по какому-либо принципу, присущему определённому государству, стране, нации. В современной действительности какая-либо образовательная система будет эффективнее именно там, где современные стандарты образования будут хорошо сочетаться с тем культурным, историческим принципом развития, присущим данной стране.
Библиографический список
- Система образования в Японии // Неофициальный сайт факультета ВолгГТУ ФЭВТ. 2013. URL: http://fevt.ru/publ/obrazovanie_v_japonii/26-1-0-335
- Данилова А.В., Быкасова Л.В. Сравнительный анализ системы высшего образования в России и за рубежом. 2015 // URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/xxiii/6738
- Мазурина Н. Вокруг японского премьера разгораются сразу два скандала // Новостной портал Вести.ru. 2017. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2867316