ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СООТНОШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЙ

Толстых Ольга Михайловна
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
студентка Института психологии и педагогики

Аннотация
В данной статье анализируется соотношение прикладной и теоретической этики. В ходе написания работы рассмотрены и описаны функции этики. Подробно проанализированы нормы морали. Также дано определение понятию нравственное воспитание, которое непосредственно отражает прикладное знание этики. Этика социальной работы обусловлена многими факторами объективного порядка (социально-экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами (личные склонности, убеждения и пр.).

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Толстых О.М. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83516 (дата обращения: 16.04.2024).

Для изучения соотношения теоретического и практического знания в этике социальной работы, считаем правильным обратиться к заключениям Н.П. Маховой и В.А. Филатова [4, с. 18].

С их точки зрения, область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладное и теоретическое знание.

Для изучения соотношения теоретического и практического знания в этике социальной работы, считаем правильным обратиться к заключениям Н.П. Маховой и В.А. Филатова [4, с. 18].

С их точки зрения, область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладной. Этика социальной работы может быть воспринята как прикладная, то есть практическим воплощением норм морали в профессиональной деятельности.

Нормы морали (от   лат.   norma –  руководящее   начало, правило, образец) – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования [2].

Также нормы морали носят обязательный характер, некоторые из них определяют поведение людей в типичных ситуациях, которые происходят ежедневно. В повседневной жизни, мы пользуемся ими, не задумываясь об их назначении и природе существования, но, когда норма нарушается – обращаем внимание.

Необходимо отметить, что нормы морали неоднородны, их содержание определяется различными факторами. В глоссарии этики и эстетики выделено 3 вида норм:

фундаментальные (первичные) нормы морали: характерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения человеческой общности. Они нередко входят в общественное моральное сознание в виде религиозных заповедей. Это известные нормы: не убий, не укради, не обмани и др. Нарушение фундаментальных моральных норм ведёт к более или менее быстрой деградации человеческого общества.

нормы данной исторической эпохи: конкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, то есть к достигнутому уровню культуры и к географической среде. Эти нормы всегда нечто новое в сравнении с предыдущей эпохой, их появление иногда связано с формированием нового общественного идеала (например, идеала гуманизма в эпоху Возрождения). В разные исторические эпохи возникают нормы, предписывающие уважение к чужой частной собственности, к законам государства, мужчины к женщине и др.

ситуационные (этикетные) моральные нормы: этикет – практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающими наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают

«моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы [3].

В рассматриваемой области знания должны содержать общие нормы моральных отношений, другими словами нормативную этику.

Нормативная, то есть теоретическая этика – фундаментальная этическая теория, отражающая сущность прикладной этики.

Прикладная этика – это комплекс междисциплинарных исследований, направленных на разрешение моральных конфликтов нашего времени. Он широко распространен во всем мире и является одним из важнейших компонентов современного гуманитарного образования. Прикладная этика направлена ​​на анализ моральных проблем, возникающих между людьми в особых практических ситуациях – как правило, профессионально и объективно определенными [3].

В особых видах деятельности рациональные и прагматические мотивы иногда настолько сильны, что они скрывают моральные критерии, или предмет и ситуации деятельности настолько специфичны, что требуют частичного ограничения существующих моральных принципов. Это многие проблемы научно-технического прогресса, использование новых технологий, особенно в медицинской практике, отношения с природой, применение силы в разрешении социально-политических противоречий и т. д.

В этом смысле этика социальной работы конкретизирует универсальные нравственные принципы и условия деятельности социального работника. В качестве прикладной области этических знаний этика социальной работы изучает конкретное проявление справедливости, совести, чести, ответственности и других моральных принципов в социальной работе. Сама этика социальной работы не «порождает» перечисленные принципы, но является одним из важнейших этапов развития этических знаний, поскольку она повышает практическую эффективность нормативной этики.

Нормативная этика является неотъемлемой частью этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, поддержания нравственного долга, добра и зла. Кроме того, теоретически обоснованные моральные принципы, идеалы и нормы. Все моральные учения и этические теории, выдвинутые на протяжении всей истории человечества, в конечном итоге были посвящены решению практических моральных проблем [4].

Следует также отметить, что этика социальной работы не только использует вышеупомянутые принципы морали для конкретных видов деятельности социальных работников, но также создает требования для выполнения служебного долга, исходя из специфики направления социального работника с клиентом, другими службами, учреждениями и организациями. Важно знать, что этика социальной работы – это наука о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, которые отражают суть профессии и регулируют отношения между социальными работниками и клиентами, коллегами и обществом.

Этика социальной работы призвана сыграть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формировании морально утвержденных мотивов профессиональной деятельности. Изучение этики социальной работы должно также способствовать развитию личностных качеств, которые позволяют нам оценивать профессиональные цели, задачи, используемые для их достижения, и сами действия и их результаты с точки зрения их соответствия моральным принципам. Действия, имеющие негативное моральное значение, должны приниматься во внимание при реализации следующих факторов. Прежде всего, необходимо определить определяющий мотив этого действия. Однако иногда бывает, что правдоподобный мотив может привести к неприличным результатам. Поэтому одинаково важно видеть результат действия: действие должно приносить пользу другим людям. Дайте оценку совершенного действия, то есть оцените средства, которые человек использует для достижения определенной цели.

Для более точного определения соотношения теоретического и прикладного знаний в этике социальной работы, мы считаем необходимым проанализировать функции, которые выполняет профессиональная мораль:

Регулятивная функция

Профессиональная этика, начиная с первых этических учений, носила характер практической морали. В более поздних профессиональных и этических учениях были сформированы универсальные принципы и нормы нравственности. Этика социальной работы, находящаяся на этапе ее формирования, не только отражает проблемы, в которых профессиональные и этические вопросы рассматриваются более подробно. Этика социальной работы формирует нормы морально обусловленные.

Функция оценки

Профессиональная этика не только описывает нормы профессиональной морали (морали), но и позволяет идентифицировать моральный аспект в профессиональной деятельности. Мораль не является особой сферой профессиональной деятельности социального работника, но пронизывает все ее разнообразие. Поэтому важным компонентом качества профессиональных действий социального работника является оценка ее профессиональной и этической составляющей. Моральные оценки применяются ко всем профессиональным действиям социального работника.

Оценка профессиональных действий основана на их соответствии профессиональным и этическим стандартам. Моральная оценка позволяет нам охарактеризовать навыки социального работника в профессиональном общении с клиентами и коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: утверждение, осуждение, согласие, отказ и т.д. Однако эти оценки могут стать основой для административных действий в отношении социального работника. Оценивая нравственные качества специалиста, часто прибегают к таким характеристикам: честный/несправедливый, честный/нечестный, трудолюбивый, скромный и т.д.

Воспитательная функция

Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определённостью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с таким мироощущением, такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для этого человека является и призванием.

Нравственное воспитание является сложным процессом. Эта сложность обусловлена многими факторами объективного порядка (социально-экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами воспитателей и тех, кого они воспитывают (личные склонности, убеждения и пр.). Нравственное воспитание является полем деятельности многих дисциплин: педагогики, психологии, эстетики и др. Но в этом процессе особая роль отводится морали, которая занимается выработкой стратегии нравственного воспитания.


Библиографический список
  1. Личностно-нравственные качества социального работника / сайт «Социальная работа» – [Электронный ресурс]:http://soc-work.ru/article/534 (дата обращения 14.12.2017.).
  2. Махова, Н.П., Филатов, В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие [Текст]/ Н.П. Махова,  В.А. Филатов – Омск: Изд-во ОмГТУ,  2003.- 90 с.
  3. Нормативная этика / Словари и энциклопедии на Академике – [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2837 (Дата обращения: 13.12.2017).
  4. Прикладная этика / МГУ им. М.В. Ломоносова / Философский факультет – [Электронный ресурс]: http://new.philos.msu.ru/edu/magister/prog/philos/etic/ (Дата обращения: 13.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Толстых Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация