РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Иванова Светлана Юрьевна
ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»
магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются понятие конкурентоспособности товара, факторы конкурентоспособности, влияние инноваций на конкурентоспособность организации, риски внедрения инноваций на предприятии.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова С.Ю. Роль инновационных технологий в обеспечении конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83385 (дата обращения: 17.03.2024).

Научный руководитель:
Смирнова Ю.В., к.ф.н., доцент кафедры “Технологии рекламы и связей с общественностью”
Московский политехнический университет

 

Изменения в любое время толкали общество к развитию. И неважно, являются они чем-либо абсолютно неизвестным или старым приемом, который вновь стал актуален по какой-либо причине. Использование новых материалов и технологий приводит к появлению улучшенных товаров и услуг. Новаторство в производстве или социальной сфере всегда востребовано и чаще всего экономически обосновано. Инновации могут проявляться как в незначительной и внешне незаметной перемене, так и в расширении ассортимента предлагаемой продукции.

В современном мире положение на рынке услуг и товаров любого предприятия и залог его финансовой устойчивости зависит от уровня конкурентоспособности его продукции.

Конкурентоспособность продукции – это уровень ее технических, экономических и эксплуатационных параметров, позволяющих соперничать (конкурировать) на рынке с другой аналогичной продукцией[1]. Иначе говоря, это способность той или иной продукции соответствовать требованиями рынка в определенный временной период в сравнении с аналогами-конкурентами.

На конкурентоспособность товара оказывают действие факторы, которые не только способствуют устойчивому производству, но так же и организации высокой конкуренции товаров на рынке. Эти факторы делятся на три группы:

- Уровень качества выпускаемой продукции;

- Стоимость выпускаемого товара;

- Сервисное обслуживание товаров, разнообразные виды бесплатных услуг и т.п.

Наряду с конкурентоспособностью важную роль в развитии любого современного предприятия играет качество продукции. Под качеством понимается совокупность характеристик и свойств товара (или любого другого объекта), придающих ему способность удовлетворять предполагаемые и обусловленные потребности.

Следует отметить, что качество и конкурентоспособность продукции – это два тесно взаимосвязанных понятия. И то, и другое является средством оценки конечных результатов труда, в том числе и его полезности.

Общими для двух понятий является и то, что они представляют собой динамические характеристики товара, которые постоянно изменяются ввиду развития технического прогресса и общественных потребностей. Но даже несмотря на это, полностью отождествлять эти понятия не стоит, так как конкурентоспособность товара все же определяется совокупность лишь тех свойств, которые являются полезными (интересными) для покупателя и обеспечивают удовлетворение всех потребностей. Остальные же характеристики изделия, которые выходят за рамки обозначенных интересов, не имеют никакого отношения к оценке конкурентоспособности.

В целом конкурентоспособность товаров показывает умение довольно полно удовлетворять спрос покупателей по сравнению с подобными товарами на конкурентном рынке.

В процессе управления конкурентоспособностью продукции  предприятию следует произвести оценку конкурентоспособности товаров.

Оценка конкурентоспособности товаров – это комплекс действий по выбору показателей конкурентоспособности, а также формирования объективных данных для конкурентных товаров[2].

Конкурентоспособность в зависимости от целей оценки бывает прогнозируемой  и реальной.

Прогнозируемая конкурентоспособность  – это ожидаемое умение товаров возмещать потребности. Для нахождения данного вида конкурентоспособности применяются показатели, предусмотренные при планировании или характерные товарам,  которые занимают основное положение на рынке.

Реальная конкурентоспособность  – это практическое умение товаров возмещать потребности. Для анализа реальной конкурентоспособности определяются фактические значения данных при помощи экспериментальных методов, эмпиричных оценок.

Рассмотрим принципы конкурентоспособности товаров[3]:

  • комплексность – при анализе конкурентоспособности товаров необходимо учитывать множество условий, которые определяют специфику конкурентных товаров.
  • относительность – условный характер оценки конкурентоспособности товаров, когда выделенные критерии основой продукции сравниваются с критериями других аналогов. Для того чтобы установить степень конкурентоспособности какого-нибудь товара, необходимо  не только сравнивать его по уровню  соответствия определенной потребности, но и учитывать расходы покупателя и его последующее использование.

Основой оценки конкурентоспособности является изучение необходимости продукции для покупателя. При осуществлении покупки каждый из потребителей совершает выбор желаемого ему товара среди группы подобных, которые предлагаются на рынке, и покупает тот из них, который по большой степени  удовлетворяет его необходимость.

Таким образом, исходя из вышесказанного, оценка конкурентоспособности товара состоит из:

  • исследования рынка (его специализация, объем, географическое положение);
  • изучения конкурентов (продукция товаров конкурентов, их оригинальность, специфика упаковки товаров, методы сбыта, рекламные действия);
  • анализа потребностей покупателя (мотивы покупки данной продукции, факторы формирования покупательских предпочтений, неудовлетворение товарами);
  • формулировки параметров анализа товара (экономические, технические). На основании анализа рынка и спроса покупателей выделяется продукт, по которому будет осуществляться изучение, а дальше определяется список параметров, которые подлежат оценке;
  • систематизации факторов конкурентоспособных товаров;
  • определения подходов к численной оценке конкурентоспособности товаров.

Необходимо отметить, что главным  критерием конкурентоспособности товаров является уровень удовлетворения ими фактических требований. Зачастую раскрученные товары с небольшими потребительскими качествами воспринимаются покупателями лучше, чем не разрекламированные товары с аналогичными или даже лучшими потребительскими свойствами.

Современные экономические реалии свидетельствуют, что достижение успеха и целей предприятия возможно лишь при условии целенаправленного новаторства, внедрения новых технологий, реализации которых создаст возможность для повышения эффективности деятельности предприятий и роста их конкурентоспособности на рынке.

Данные обстоятельства актуализируют необходимость в развитии инновационной деятельности, в том числе совершенствование и реорганизация деятельности, обновление производства, замена одних структурных элементов другими, а также дополнение имеющихся технологий новыми.

Основными элементами инноваций на предприятиях выступают средства производства, организационное развитие, технологические процессы, человеческий потенциал, а также производимая продукция и ее качество.

Если инновационное развитие организации становится приоритетной задачей, то для её воплощения необходимо проведение изменений в производственной и сбытовой деятельности, в распределении финансовых и инвестиционных ресурсов и в проведении маркетинговой политики.

Данные изменения должны основываться на двух принципах:

- должен соблюдаться баланс интересов потребителя и производителя, то есть внедряемый инновационный продукт должен отвечать как требованиям рынка, так и соответствовать потребностям развития предприятия;

- инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться непрерывно.

При внедрении инноваций предприятия должны учитывать, что данной деятельности присущ высокий риск, который необходимо своевременно определить, адекватно оценить и разработать эффективные меры управления.

В связи с тем, что в инновационном процессе несколько участников возникает необходимость четкого распределения функция и обязанностей между ними, а также определение степени ответственности между ними за принятые решения. Возникает необходимость четкой постановки задач каждому из участников по вопросам сроков реализации и внедрения инновационных решений, лимитов расходования денежных средств на внедрение инноваций.

Все это обуславливает необходимость четкой координации и контроля осуществления инновационной деятельности, и особое внимание следует уделять разработке юридически грамотных договоров.

Таким образом, на сегодняшний день инновации демонстрируют ориентацию организации на перспективное развитие, а, следовательно, инновационная и стратегическая деятельности организации полностью объединяется с развитием рынка.

При условии успешного внедрения инновационной деятельности в процессе функционирования предприятия появляются новые идеи, усовершенствованные продукты, технологические процессы, возникают более усовершенствованные формы организации и управления предприятиями и различными сферами экономики и ее структурными элементами.

Однако следует учитывать, что способы и масштабы решения конкретных задач инновационной деятельности будут определяться ресурсными возможностями самой организации.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешное ведение бизнеса возможно только при условии постоянного внедрения инноваций, как в создании продуктов, так и в корпоративном управлении. Это в одинаковой степени касается как вертикально, так и горизонтально интегрированных компаний. Также инновации во многих случаях позволяют минимизировать издержки.

В первую очередь надо научиться отличать инновации от незначительных изменений в цвете или форме продукта, изменения его названия со сменой обещаний бренда (ребрендинг), незначительного изменения технической части изделия или его модернизации.

Так же инновацией не является освоение предприятием производства нового продукта, который уже известен на рынке и предлагаемый конкурентами.


Библиографический список
  1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – № 4. – 2015.  С. 23-27
  2. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. – СПб: Ниу итмо, 2014. – 227 с.
  3. Лобанов М.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – № 6. – 2015 – С. 33-35
  4. Логунова Н. А. Экономика и организация инновационной деятельности: учебн. пособие / Н А. Логунова, Л. В. Алексахина, Н. А. Красовская. – К.: Кондор-Издательство, 2014. – 278 с.
  5. Суворова А.Л. Инновационный менеджмент / Суворова А.Л. – СПб: Питер , 2014 – 123 с.
  6. Тебекин А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 476 с.
  7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. / Фатхутдинов Р.А. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с.
  8. Шаренков С.Б. Формирование процессных инновационных проектов предприятиями РФ / Шаренков С.Б., Черкасов М.Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 201-205.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иванова Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация