СУЩНОСТЬ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Кондратенко Елена Валентиновна1, Антощенко Елена Юрьевна2
1Марийский государственный университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
2Марийский государственный университет, студентка 1 курса магистратуры

Аннотация
Статья посвящена интерактивным технологиям обучения на уроке иностранного языка. Подробно раскрываются дидактические характеристики использования интерактивного обучения в системе школьного образования. Интерактивное обучение рассматривается как один из способов повышения мотивации на уроке иностранного языка. При интерактивном обучении происходит подготовка к межкультурному взаимодействию, так как каждый учебный материал приближен к реальности. Интерактивное обучение направлено на активизацию жизненного опыта ученика и побуждение учащегося к поиску новых знаний.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кондратенко Е.В., Антощенко Е.Ю. Сущность и дидактические характеристики интерактивного обучения на уроке иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83293 (дата обращения: 24.03.2024).

В рамках модернизации  школьного образования главной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.  Многие педагоги на современном этапе уверены, что знание и использование интерактивного обучения – это успешное развитие коммуникативных навыков на иностранном языке. Интерактивное обучение увеличивает работоспособность в несколько раз, улучшает результативность самого процесса обучения, развивает самостоятельность обучаемых.

Для того чтобы ученики вступали в процесс коммуникации необходимо мотивировать учащихся к активной деятельности. Проблема мотивации обсуждается на протяжении всей истории развития дидактики и является одной из главных тем современных методических дискуссий. В настоящее время приоритет отдается принципу интерактивности, эффективность которого основывается на психологической теории деятельности.

Само слово “интерактивный” происходит от английского слова interact, где inter – взаимный, act – действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.). В современной практике преподавания отлично используется ряд интерактивных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения иностранным языком.

Согласно статистике, приведенной немецкими методистами М. Бринитцер, Х-Ю. Хантшель, С. Крёмер, М. Мёллер-Фрорат, Л. Рос большую часть времени (примерно 70%) на уроке с фронтальным режимом работы иностранного языка говорит учитель. Учащимся отводится лишь 30% времени на говорение. Урок длится 45 минут, в среднем в группе 15 человек, следовательно, на каждого человека отводится всего лишь 1 минута для устного высказывания. Учитывая полученные данные, следует вывод, что учащиеся практически не говорят на уроке.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован таким образом, что почти все обучающиеся становятся вовлеченными в процесс познания, они начинают понимать и рефлектировать о том, что они знают и умеют. Исключается значительное превосходство какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. К тому же, это осуществляется в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только охватывать новые области знания, но и развивать познавательную деятельность, переводить ее на более высокие уровни кооперации и взаимопомощи. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы с помощью анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать четко продуманные решения, участвовать в дискуссиях, взаимодействовать с другими людьми.

Интерактивное обучение реализует решение нескольких задач:

- вырабатывает коммуникативные умения и навыки, способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, так как снабжает учащихся необходимой информацией, без которой не предоставляется возможным осуществлять совместную деятельность;

- формирует универсальные учебные действия (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;

- обеспечивает решение воспитательных задач, так как приучает работать в команде, уважать и прислушиваться к мнению окружающих.

Интерактивное обучение также решает еще одну немаловажную задачу. Речь идет о снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В данном понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно оптимизировать сущность, содержание и структуру интерактивных взаимодействий: преподаватель – класс, ученик – ученик, ученик – текст и т.д.

Преимущество использования интерактивных режимов в том, что групповое взаимодействие повышает качество и количество выполненной работы. Во-первых, наблюдается высокий уровень активности на уроке, так как учащихся объединяет общая цель, достижение которой является залогом успеха активной деятельности. Во-вторых, в процессе групповой работы учащиеся ощущают комфортную для себя атмосферу: не боятся сделать ошибку, высказать свое мнение, которое услышано и принято всей группой.  В-третьих, в командной работе положительно развиваются личностные качества учащихся. В-четвертых, что важно для нашего исследования, в процессе группой работы учащиеся учатся высказывать свое мнение, работая с различными материалами.

С точки зрения психологии интерактивное обучение представляет собой тип обучения, в основе которого находится психология человеческих взаимоотношений. При интерактивном обучении акцентируется внимание на психологическом состоянии учащегося. Например, ролевая игра – интерактивная форма работы, которая приближена к реальности, предоставляет учащимся возможность проявить себя, попробовать применить предлагаемую стратегию поведения и научиться преодолевать трудности, которые могут возникнуть в реальной жизни.

Важно учитывать, что только та учебная информация, которая стала предметом деятельности учащегося, усваивается им сразу и запоминается надолго, поэтому в процессе обучения ученик должен действовать – думать, говорить, манипулировать содержанием учебного процесса. Таким образом, еще одним признаком интерактивного обучения  следует считать непосредственность, самостоятельность взаимодействия учащихся с учебной информацией.

Если преподаватель затрудняется определить, использует ли он на своих занятиях интерактивные формы работы или является ли его система обучения интерактивной, то он может проанкетировать себя по следующим признакам успешной организации учебной деятельности:

– присутствует активизация познавательной деятельности обучаемых;

– происходит самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

– создается эмоциональный фондля активной деятельности;

– попеременно действуют прямые и обратные связи между обучающей системой и обучаемыми;

– роль учителя идентична роли менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

– наблюдаются субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником, как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер);

– при выполнении любого задания учащиеся опираются на личный опыт;

– учащиеся с интересом анализируют и рефлектируют выполненную работу.

Таким образом, интерактивное обучение формирует у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа и оценки, что является главной составляющей формирования иноязычных коммуникативных компетенций. Высокие результаты выполненной работы в большинстве случаев мотивируют на дальнейшее изучение языкового материала.  Учащиеся не боятся высказать свое мнение, внести свои предложения, в данном случае речь идет о естественном процессе коммуникации, так как ученики не боятся сделать ошибку при выражении своего мнения.


Библиографический список
  1. Руденко И.В., Профессиональное образование: теория, методика, практика: сборник материалов международного научного e-симпозиума, Россия, 27-30 июня 2013г. – М.: МЦНИП, 2013. – 127 с.
  2. Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2013. –  №10. – С. 26 – 29.
  3. Schweer, M.Lehrer-Schüler-Interaktion: Pädagogisch-psychologische Aspekte des Lehrens und Lernens in der Schule. – Wiesbaden: Springer, 2013. – 258 S.
  4. Brinitzer, M.,  Hantschel, H-J., Kroemer, S., Möller-Frorath, M., Ros, L. DAF unterrichten. Basiswissen Didaktik. Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2013. – 184 S.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юркина Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация