На современном рынке товаров и услуг наблюдается активный переход предприятий к новым формам организации и управления. Предпосылками такого явления можно назвать: повышение уровня специализации компаний в условиях изменяющегося спроса, увеличение числа совершаемых заказов, гибкости производства, сокращение тиражей изданий, а также конкуренция с электронными средствами информации [1].
В рамках концепции развития предоставления полиграфических услуг поставлена цель, спроектировать веб-сервис c применением методов мониторинга и бизнес планирования, практической направленностью которого будет являться сбор всех участников рынка полиграфии России и стран СНГ, позволяющего найти интересующие предложения Поставщикам и Заказчикам полиграфических услуг.
Актуальность работы подтверждена тенденцией к постоянному росту количества пользователей Интернета, а также географии его покрытия. Использование интернет ресурсов в профессиональных целях дает преимущества, как потребителям, так и поставщикам товаров и услуг. Клиенты имеют возможность быстро находить нужную информацию, сравнивать товары и услуги конкурентов, вести диалог. Также, актуальность обуславливается тем, что в современном развитии рынков прослеживаются тенденции глобализации, интернационализации, роста конкуренции, расширение ассортимента предоставляемых услуг, повышение требований к качеству и стоимости готовых продуктов [3].
Перечисленные тенденции, а также развитие сетевых технологий, внедрение новых интернет-проектов, характеризуют необходимость появления и совершенствования новых форм организации и управления – веб-сервисов, располагающих большей управляемостью, возможностью быстро адаптироваться к переменам современного рынка, планировать и внедрять инновации.
Использование интернет технологий для оптимизации процесса предоставления полиграфических и рекламных услуг, позволяет Заказчикам полиграфической продукции, получить необходимую информацию для выбора подходящего Исполнителя полиграфического заказа, а типографиям и рекламным агентствам иметь доступ к публикации своих предложений на размещенные заказы клиентов, что в свою очередь, приведет к постепенному увеличению числа заказов.
В данной работе предлагается один из возможных подходов к проектированию интернет-сервиса «Биржа полиграфических услуг», основанный на применении инструментов веб-разработки и стратегического менеджмента, позволяющего учитывать характер параметров внешней среды и исследуемой производственной системы.
Концепция веб-сервиса «Биржа полиграфических услуг» имеет следующие преимущества:
- Доступность и оперативность в предоставлении услуг;
- Специализация, либо точное разделение специализаций в полиграфических услугах, оказываемых через Интернет;
- Возможность осуществления безопасных оперативных платежей за оказанные услуги через сеть интернет;
- Сочетание PR и маркетинговых средств в совокупности со средствами, использующимися для оказания услуг, в максимально корректных для посетителей пропорциях на сервисе;
- Использование нетрадиционных механизмов предоставления полиграфических услуг;
- Оперативная реакция на возможные изменения в потребительском спросе на полиграфические услуги (в зависимости от характера специализации фирмы).
Общая схема взаимодействия участников проекта, включая работу администраторов/модераторов сайта, приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Общая схема взаимодействия участников проекта
Для работы с функционалом сайта необходима авторизация, которой при первом посещении предшествует регистрация Пользователя. После успешной авторизации на сайте и прохождения всех формальностей Пользователь может приступать к работе с сайтом. Исполнителю и Заказчику присваиваются аккаунты различных типов, одновременное выполнение вышеприведенных ролей одним Пользователем в разных сделках невозможно.
Рассмотрим общий алгоритм поведения Пользователей на сайте.
Для того чтобы вступить в роль Исполнителя, Пользователю необходимо указать специализацию, выбрав ее из списка разделов сайта. Чтобы отыскать на сайте активные проекты, у Исполнителя существует два предусмотренных функционалом решения. Первое предполагает переход по разделам сайта и просмотр добавленных заказов в том порядке, в котором они были добавлены, или же в алфавитном порядке. Второе предполагает использование поиска заказов по ключевому слову. Исполнитель находит проект и принимает решение о целесообразности совершения сделки. В этом случае ему следует с помощью предусмотренного для этого функционала сайта отправить Заказчику, представляющему проект, заявку на сделку, указав допустимые значения необходимых атрибутов для совершения сделки по данному проекту, а именно указать бюджет, срок выполнения проекта. После чего Заказчик подтверждает или отклоняет сделку.
В Личном кабинете Исполнителя имеется доступ к активным проектам, службе личных сообщений, портфолио, архиву совершённых сделок.
Размещенный Заказчиком проект становится доступен для отображения в каталоге заказов и в результатах поисковых запросов по сайту. После подтверждения Заказчиком полученной заявки на сотрудничество от Исполнителя наступает момент непосредственно совершения сделки.
Управление заказами – редактирование и удаление, а также просмотр статистики заказов потенциальными Исполнителями осуществляется через Личный кабинет. Также в Личном кабинете Заказчика имеется доступ к службе личных сообщений, опубликованным проектам и архиву совершённых сделок.
Пользовательский интерфейс (рис. 2) разрабатываемого веб-сайта состоит из следующих разделов:
Главная страница.
Основным элементом пользовательского интерфейса каждого сайта является его Главная страница. Она незаменима для упорядочивания структуры сайта, а также организации остальных его элементов и возможности оперативного, удобного доступа к ним.
Главная страница веб-сервиса содержит:
-
Панель навигации, предназначена для перехода по разделам сайта;
-
Кнопки регистрации и авторизации;
-
Вкладка размещения и поиска заказов;
-
Форма размещения заказа на веб-сайте;
-
Список активных заказов, сортируемых по дате добавления;
-
Вкладка с краткой информацией о веб-сервисе;
-
Обратная связь;
-
Футер, содержащий контакты.
Форма регистрации и авторизации пользователя.
Рис. 2. Схема пользовательского интерфейса
Для Пользователя, который не авторизован в системе, на Главной странице доступны два основных элемента: авторизация, с помощью которой можно осуществить вход на сайт (если ранее им была пройдена процедура регистрации) и регистрация (если Пользователь на сайте впервые или процедура им ещё не была пройдена).
При переходе к регистрации пользователю предлагается выбрать роль – Исполнителя или Заказчика, после чего заполнить форму с данными: для частного лица: логин, имя и фамилия, адрес электронной почты и пароль, для компании: полное наименование, данные её представителя, адрес электронной почты и пароль.
Каталог Заказов.
Раздел веб-сайта, отображающий активные проекты, добавленные Заказчиками. Функционал сервиса, предоставляет возможность сортировать проекты по следующим параметрам:
-
Категория;
-
Дочерняя;
-
Порядок отображения проектов;
-
Территориальное расположение.
Каталог поделен на разделы по отраслевому принципу, которые в свою очередь содержат подразделы (полиграфия, дизайн, сувенирная продукция и пр.).
Из каталога Пользователь может перейти на страницу проекта и ознакомиться с полной информацией.
Личный кабинет пользователя.
На странице личного кабинета Пользователю доступно редактирование некоторых данных профиля (выбор специализации, изменение пароля, сведения о способах связи), просмотр активных проектов, просмотр входящих/исходящих заявок на сделки, доступ к портфолио и архиву ранее совершённых сделок.
Инструмент поиска.
Для его использования в поле поиска нужно ввести ключевое слово, по которому осуществляется поиск запроса в базе актуальных проектов. Результат поискового запроса будет отображён в виде списка (по аналогии со списком предложений/заказов по выбранному разделу) с последующим доступом на страницу каждого проекта.
Практическое применение данного проекта способно упростить решение проблем Заказчиков и Поставщиков полиграфических услуг, создав общее пространство в глобальной компьютерной сети и предусмотрев удобный и понятный функционал, который позволит Заказчикам экономить время на поиске Поставщиков, получить наиболее выгодные предложения, выяснить место на рынке той или иной типографии. Поставщикам – увеличить объем новых заказов, гибко планировать загрузку оборудования, снижать расходы на привлечение клиентов.
Библиографический список
- Фрэнк Романо. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли/ Фрэнк Романо. — М.: Принт-Медиа, 2006г. — 457с.
- Билл Скотт. Проектирование веб-интерфейсов/Билл Скотт, Тереза Нейл — Москва: Символ-Плюс, Переводчик А. Минаева, 2010г. — 352с
- Сэмюэл Грингард. Интернет вещей. Будущее уже здесь — Москва: Альпина Паблишер, 2016 г. — 188с