НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

Смирнова О.В.1, Долганова С.Л.2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, к.п.н., доцент, учитель географии МАОУ "Школа № 81" г. Нижний Новгород
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрантка, учитель географии МБОУ «Гимназия №13» г. Нижний Новгород

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе изучения географии 6 класса. Обозначена стратегическая цель нравственно-эстетического воспитания, связанная с формированием этической и эстетической культуры. Представлены важнейшие функции нравственно-эстетического воспитания в школьной географии: познавательная, эмоционально-ценностная и деятельностная. Раскрыта последовательность становления нравственно-эстетических качеств школьников и обоснованы этапы: мотивационный, оценочно-образный, оценочно-смысловой и поступочно-творческий.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова О.В., Долганова С.Л. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения школьной географии в 6 классе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82664 (дата обращения: 20.04.2024).

Модернизация российского образования предполагает формирование и развитие культурной личности, обладающей системой ценностных ориентиров, нравственной и гражданской ответственностью. Духовность и нравственность личности рассматриваются как важнейшие социально значимые качества, составляющие мировоззренческую основу современного подрастающего поколения. Важнейшим аспектом формирования нравственности при этом является эстетическое воспитание, направленное на познание прекрасного в жизни, природе, нравственном облике,  поведении людей. Отмечая значение развития в человеке нравственных качеств на основе эстетического восприятия действительности,  А.М. Горький писал, что эстетика и эстетические отношения по сути составляют “этику будущего” и являются могучим средством духовного возвышения человека. Таким образом, целью нравственно-эстетического воспитания является развитие духовной красоты учащихся на основе эмоционального восприятия окружающего мира, формирование их этической и эстетической культуры, проявляющейся в реальной жизнедеятельности.

В школьном географическом образовании проблемам нравственного и эстетического воспитания уделяют большое внимание И.А. Алексеев, И.А. Баринова,Н.Ф. Винокурова, И.В. Душина, В.В. Николина, Е.А. Смирнов, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров и др. Методисты-географы отмечают, что нравственное и эстетическое воспитание необходимо осуществлять в русле процесса экологизации школьной географии, что подразумевает проникновение эстетики во все сферы жизни человека с целью создания гармонии и красоты окружающего мира, сотворчества человека и природы, бережного отношения к природным ценностям. Нравственно-эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования творчески активной, эмоционально-нравственной личности, способной чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизненной среде. Эстетические чувства и переживания закладывают фундамент нравственного восприятия географических объектов и явлений, а также моральных поступков школьников.

Содержательным “ядром” нравственно-эстетического воспитания в школьной географии являются такие понятия как культурный ландшафт, эстетика ландшафта (прекрасное и безобразное в ландшафте), геоэкологическая проблема, природное и культурное наследие. Данные понятия в формировании нравственно-эстетических качеств учащихся, выполняют познавательную, эмоционально-ценностную и деятельностную функции. Познавательная функция связана с познанием географических объектов и явлений “мыслью и сердцем” на основе науки и различных видов искусства (литературы, музыки, живописи). Эмоционально-ценностная функция направлена на развитие эмоций и ценностных отношений учащихся с природой, нравственного этикета. При этом большое значение имеет так называемая эмпатия – перенесение себя в состояние другого человека или природного объекта, наделение его человеческими качествами, побуждение к сопереживанию. Деятельностная функция предполагает формирование культуры и эстетики поведения учащихся на основе сотворчества с природой, что позволяет учащимся творить прекрасное и в соответствии с этим преобразовывать мир, развивать и укреплять моральную чистоту мыслей и поведения, стремление следовать красоте мужественных патриотических поступков выдающихся личностей.

Процесс формирования нравственно-эстетических качеств учащихся при изучении школьной географии реализуется последовательно. В шестом классе в процессе изучения начального курса школьной географии, на основе исследований А.И. Шемшуриной [7] и В.А. Сластенина [6], нами выделены следующие этапы становления нравственно-эстетических  качеств: мотивационный, оценочно-образный, оценочно-смысловой и поступочно-творческий.

1 этап мотивационный – на основе эстетических переживаний и чувств происходит мотивация учащихся к познанию красоты окружающей среды. На данном этапе используются методы создания ситуаций нравственно-эстетического восприятия культурных и деструктивных ландшафтов как нравственно-эстетических антиподов, эвристическая беседа, составление фото-коллажей и др. Важное значение имеет эмоциональная окраска изучаемого материала, форма его подачи, стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, которые впоследствии перейдут в устойчивые чувства и будут определять заинтересованность школьников в изучении материала;

2 этап оценочно-образный –  ориентирован на конкретизацию знаний об эстетике окружающей среды, понимания ее значимости, изучении гармоничных канонов природы. Оценка эстетического состояния окружающей среды наглядно дает учащимся дальнейший мотив в ее изучении и улучшении, ее духовном освоении. Создание образа среды позволяет воздействовать на эмоционально-ценностную сферу школьников, наметить пути ее улучшения. Основной целью восприятия образа среды является поиск гармонии, красоты, совершенства. При этом большое значение уделяется методам и технологиям развития личностных качеств школьников, так как именно способность индивида адекватно чувственно осваивать окружающую среду является своего рода “магическим кристаллом” (по выражению В.А. Николаева) [4], сквозь призму которого каждый человек видит прекрасное.

3 этап нравственно-эстетического осмысления – происходит дальнейшее приобретение социально-экологических знаний, осмысление и осознание эстетического отношения к окружающей среде на основе ситуаций нравственного выбора и опоры на общественное мнение, “переоценка ценностей”; опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой. Включение в ситуацию реализуется на основе методов побуждения эмоций учащихся. Этап связан с нравственным и эстетическим становлением, развитием ценностного отношения к природе. Нравственное становление характеризуется формированием нравственного опыта учащихся [5]. Поэтому в качестве методического инструментария на данном этапе используются ситуации нравственного выбора, включение в которые осуществляется посредством метода эмоционально-ценностных противопоставлений. Данный прием позволяет учащимся осмыслить значение эстетики окружающей среды и нравственные “механизмы” жизни в ней.

4 этап нравственно-эстетического поступка и творчества – этап направлен на осуществление нравственно-эстетических поступков, получение опыта самостоятельной социальной деятельности, направленной на создание красивой и комфортной окружающей среды, опыта, ведущего к эстетическому и нравственному саморазвитию; школьник проявляет самостоятельные действия в общественной жизни, преобразуя ее. Этап реализуется также посредством ситуаций нравственно-эстетической рефлексии, направленных на рефлексию и оценку деятельности с выработкой своей эстетической и нравственной позиции. Данный этап предполагает самоопределение, принятие решения о значимом нравственно-эстетическом поступке, критическую оценку нравственно-эстетической ситуации. Важное значение имеют примеры нравственно-эстетических поступков предшествующих поколений, а также обычаи, традиции, ценности с ними связанные.

Представленные методические идеи вызывают большую заинтересованность у учителей и учащихся и успешно проходят апробацию в школах г. Н. Новгорода и Нижегородской области.


Библиографический список
  1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001, № 1.
  2. Винокурова, Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. – СПб, 2004. – С. 12-15.
  3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10-11 классов профильной школы. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Николаев В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2003.
  5. Смирнова О.В., Смирнова Е.Г. Реализация духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности //Теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания школьников во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. В. Николиной. – Н. Новгород, 2014, с. 154-159
  6. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М., 2003. – Ч.2. – 192 с.
  7. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2008, №5. – С. 5-40.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Snezhana92»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация