На протяжении последнего времени одной из самых интенсивно исследуемых проблем является проблема самооценки (преимущественно в психологии зарубежья). Наиболее впечатляющим следствием развивающегося изучения данной проблемы является формирование такого восприятия самооценки, когда она становится важным психологическим ресурсом человека, его достоянием. Так, человек пытается достигнуть высокой оценки себя так же, как он стремится к своему благосостоянию и хорошему здоровью[1].
Самооценкой называется ценность, которой индивид наделяет как отдельные стороны своего поведения и своей личности, так и себя в целом.
Самооценка рассматривается как главный компонент Я-концепции и самосознания. Её формирование базируется на оценках окружающих, результатах собственной деятельности и на соотношении действительного и идеального представлений о себе[2].
Важно, чтобы сформировавшаяся и привычная самооценка стала потребностью для человека, что связано с такими самооценочными феноменами, как дискомфорт успеха (когда человек, который не привык к успеху, добившись его, стремится обесценить его, чтобы сохранить привычные представления о себе), аффект неадекватности (когда человек не желает признать себя виноватым в своём неуспехе и хочет сохранить завышенную самооценку) и т.д.[3].
Формирование самооценки:
Этот процесс начинается еще до школы, когда максимальное влияние на данный процесс оказывают и родители, и окружающие взрослые. Родители способны, сами того не осознавая, сформировать у своего ребёнка как заниженную самооценку, так и завышенную (если будут постоянно указывать на его недостатки или будут чрезмерно его хвалить).
Факторами, под воздействием которых происходит формирование самооценки ребёнка, являются:
-воздействие родителей, их личный пример;
-социальное окружение;
-СМИ;
-образовательные учреждения;
-личные особенности ребёнка, уровень его умственного развития[4].
Основные функции самооценки:
-регуляторная (отражает степень самоуважения, вследствие чего создает базу для восприятия личного успеха или неуспеха и постановки задач определенного уровня);
-защитная (обеспечивает относительную независимость и стабильность личности, однако может привести к искажению опыта, вследствие чего оказывать негативное влияние);
-развивающая (побуждает к совершенствованию и развитию).
Виды самооценки:
1) По уровню – низкая, средняя, высокая;
2) По реалистичности – адекватная, неадекватная;
3) По особенностям строения – конфликтная, бесконфликтная;
4)По временной отнесенности– актуальная, прогностическая, ретроспективная;
5) По устойчивости и др.
Наиболее эффективным для развития личности характером отношения к себе является тот, когда довольно высокая общая самооценка находится в гармонии с нормальными самооценками других её видов.
Устойчивая, но в то же время довольно гибкая самооценка (способная при необходимости изменяться под воздействием появляющейся информации, смены критериев, приобретения опыта) является самой приемлемой и для развития, и для плодотворности деятельности. Негативное воздействие оказывает не только слишком устойчивая самооценка, но и чрезмерно колеблющаяся. Её неустойчивость возрастает в переломные моменты развития, например, в подростковом возрасте[2].
Библиографический список
- Бороздина Л. В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией [Электронный ресурс]//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.-2011.-№1- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey#ixzz4gnj7xKJ1 (дата обращения: 13.05.2017)
- Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003.
- Защитные механизмы психики. [Электронный ресурс]/ URL: http://www.psychologov.net/view_post.php?id=1787 (дата обращения: 13.05.2017)
- Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции».2015. [Электронный ресурс]/ URL:http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samootsenka.html (дата обращения: 13.05.2017)