Каждый человек в своей жизни проходит основные этапы, благодаря которым он адаптируется в обществе, знакомится с духовными ценностями и нормами поведения. Данный процесс называется социализацией личности. Социализация делится на два этапа: первичный и вторичный.
Первичный этап включает в себя детские и подростковые годы жизни. В данный период на человека оказывают влияния определённые социальные группы, за счёт которых он получает начальные знания и навыки. Например, семья, дошкольные учреждения, школа, друзья и сверстники.
Вторичный этап включает в себя юность, зрелость и старость. В это время на личность влияют второстепенные факторы: образование, средства массовой информации, работа и другое.
Самыми важными периодами в жизни человека являются школа и поступление в ВУЗ. Происходит смена обстановки, знакомство с новыми людьми, изменение процесса обучения. Ещё более сложным периодом является переход из среднего общего образовательного учреждения в высшее образовательное учреждение, или, иными словами, социальная адаптация студентов первого курса.
Но что такое социальная адаптация? Социальная адаптация – это процесс и результат приспособления индивида к постоянно изменяющимся условиям социокультурной среды и воздействие на эту среду таким образом, чтобы по возможности приспособить её к себе. [1, с 9]
Поступление в ВУЗ это процесс очень важный и ответственный, так как именно от этого зависит дальнейшая жизнь человека, а именно какую профессию получит, кем будет работать и так далее. Поэтому студенту необходимо на ранних этапах быстро влиться в образовательный процесс и общественную жизнь, чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем.
После зачисления на первый курс высшего образовательного учреждения и начала учебного процесса у студентов возникает немало вопросов: какие существуют студенческие организации на базе ВУЗа, какие проходят мероприятия, как собрать рейтинг для повышенной стипендии, как проводится практика, ну и самое главное, как проходит сессия, и из чего она состоит. Именно это и интересует только что поступивших учащихся.
По данным опроса среди студентов первого курса выяснилось, что больше половины опрошенных (66,7%) не испытывали трудности в первые месяцы учебы. Но, несмотря на это, присутствовали и те, у кого проблемы всё же возникали (33,3%).
Рис. 1. Мнения студентов о возникновении трудностей в первые месяцы обучения
В основном сложность заключается в трудностях с учёбой и знакомством с группой и педагогическим составом. В целом, всё это оправданно, так как человек приходит в неизвестное ему учреждение, не зная, как именно будет проходить его обучение, коллектива, в котором он будет существовать ещё несколько лет. Для некоторых людей все эти проблемы являются настоящей пыткой. Но на любой вопрос есть ответ, так и здесь, на любую проблему находится своё решение.
По данным опроса, люди, у которых возникали трудности, справлялись с ними благодаря взаимодействию с одногруппниками. Студенты пытались подстроиться под новые условия обучения, поэтому старались наладить контакты в группе.
Чтобы избежать возникновения данных проблем, кураторам первокурсников на начальных этапах следует сформировать профессиональный интерес у студентов посредством выявления причин поступления в данное образовательное учреждение, определения сознательности выбора места обучения и профессии. Всё это можно осуществить с помощью определённых методик по адаптации первокурсников.
Например, в методических рекомендациях Волошиной Р. Г. и Гомозовой И. С. говорится, что в первые недели учебного процесса с первокурсниками нужно проводить беседы о правильном слушании лекции, стрессогенные опросы, использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента.
Таким образом, можно сказать, что адаптация студентов является одной из ведущих проблем в сфере образования. Решить данный вопрос можно с помощью создания благоприятных условий, поддержания доверительных отношений внутри коллектива и применения на практике существующих методик по адаптации студентов. По данным опроса, больше половины студентов прошли данный период без каких-либо затруднений, а это значит, что в настоящее время молодёжь является коммуникабельной и открытой, следовательно, период адаптации заметно сократится, и первокурсники быстрее смогут влиться в образовательную среду ВУЗа.
Библиографический список
- Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: Издательство «Флинта», 2012. С. 9.
- Морозов В. В. Образовательная система России как путь социализации личности // Монография. Красноярск, 2015.
- Барболин М. П. Социализация личности: методика, теория, практика. Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2008.
- Волошина Р. Г., Гомозова И. С. Методические рекомендации социально-психологической службы для классных руководителей групп 1 курса по адаптации студентов к учебно-воспитательному пространству. Макеевка, 2010.