Постфеминистская теория начала ХХ века сталкивается, на наш взгляд, с новыми вызовами социальной среды: эксплуатацией/подчинением женщин по другим основаниям (сексизм в этом отношении изобретателен и поэтому «вечно живуч», как и капиталистические отношения в целом [1]).
Культ женского тела (управляемое тело, управляющее сознанием) стал отныне «достойным» ответом вызовам (пост)феминистским теориям женской субъектности.
Феминистические практики как «освобождающие женщину», воплощаясь в социально-политических повседневных реалиях, имеют мощное теоретическое обоснование в виде рефлексий на тему женщины как субъекта.
Несмотря на различие многообразие подходов по вопросу «субъектности женщин» освобождающий пафос теорий очевиден, особенно ярко проявляясь в волюнтаристских теориях женской субъектности: «Моя позиция является моею в той степени, в которой «я» – и я не уклоняюсь от этого местоимения – переигрываю и переобозначаю выстроившие меня позиции, вырабатывая возможности их сходимости, и пытаясь вести счёт возможностям, что они систематически исключают. Но очевидно, что в этом случае «я» не господствует над выстроившими меня позициями, по-хозяйски снуя меж ними, отбрасывая одни, принимая другие, хотя какая-то часть моей деятельности и может принимать такую форму» [2, с. 95].
Аккумуляция интеллектуальных сил феминистических теорий в «реабилитации»/обосновании женщины как субъекта (активного агента социально-политических, повседневных социальных практик) привела к новому эволюционному витку сексистских теорий «порабощения» женщины, как всегда – латентных, то есть невидимо-добровольных.
Идеологемы политики культа тела, органично вписываясь в женские повседневные практики, сами по себе с трудом распознаются. Здесь необходима искусная философская аналитика. Примером такой тонкой аналитики культа тела как идеологического конструкта является работа Ж. Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры».
Тело (сексуальное тело) (особенно – женское) становится в обществе тотального потребления объектом беспощадной эксплуатации: классический репрезентативный мем общества потребления/культа тела – это нечто вроде «Худей, ешь правильную еду, занимайся в зале, развивайся, до такого состояния, чтобы смотреть в зеркало и хотеть саму себя» [3].
Тело/товар должно быть хорошо ухожено, упаковано в спортивно-косметические, медицинские формы: ухоженной тело становится статусной вещью, символически отделяясь от владелицы.
В конце концов тело у современной женщины в обществе потребления символически вытесняет душу: «потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным. Это принцип максимизации существования через умножение контактов, отношений, через интенсивное употребление знаков, объектов, через систематическое использование всех возможностей наслаждения» [4, с. 51].
В конечном счёте тело для современной женщины становится объектом спасения. социальной и даже экзистенциальной «реабилитации» – базисной основой осмысленного существования («Каждая тренировка делает тебя лучше!» [5]).
Культ женского тела – это культ красивого сексуального тела. Таким образом сделанное тело социально желанно, востребовано; оно становится предметом избрания, залогом женского социального триумфа и признания.
Так женская субъектность переводится в плоскость заботы о теле, благодаря которому она (женщина) сможет стать полноценным социальным субъектом, успешным «социальным агентом». И соответственно – желанным объектом социального потребления.
Бытие в качестве «одухотворённого тела» ввергает женщину в хорошо знакомые [6] и новые формы одиночества (само)отчуждённого «Я» [7].
Таким образом, в красивом эротическом женском теле наглядно «оседают», обнаруживая себя, стратегии сексистского социального порядка утончённого характера: «Особенностью утончённого сексизма является то, что он остаётся незамеченным, поскольку воспринимается как общепринятое и нормальное поведение, в связи с чем он может оставаться незамеченным как самим носителем предубеждения, так и его объектом» [8].
Библиографический список
- Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm.
- Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в гендерные исследования. Ч. II. – СПб., 2001. – 991 с.
- Идеальная девушка. Фитнес. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/id170022877?w=wall-31410893_165679 (дата обращения: 28.04.2017.)
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. – 269 с.
- Идеальная девушка. Фитнес. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-31410893_165003 (дата обращения: 29. 04.2017.)
- Александриди О.А., Пятилетова Л.В. Антропологическая экспертиза как необходимая составляющая общей диагностики одиночества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80623 (дата обращения: 29.04.2017).
- Адамченко В.А., Пятилетова Л.В. Одиночество мужское и женское: гендерные грани антропологической экспертизы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23601 (дата обращения: 29.04.2017).
- Комарова Е.А. Мета-анализ понятия сексистских установок и их видов [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49776/1/pages%2090-95%20Komarova.pdf (дата обращения: 29.04.2017).