В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное изречение Аристотеля: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» [4, с. 41].
Соприкосновение религиозной и светской культуры является одной из важнейших «практических» проблем мировой истории на протяжении тысяч лет. Но наиболее остро этот вопрос ставится в ситуации секуляризации культуры в эпоху Нового времени, когда и в Европе, и в России произошел социокультурный раскол, породивший внутри цивилизационных систем собственно светскую и религиозную культуры как две относительно независимые сферы, определившие утверждение ценностей свободы совести, веротерпимости и толерантности [6, 2004,с.25]. Однако острыми эти вопросы остаются и в нашей российской действительности. Об их актуальности показывают ожесточенные споры, возникающие вокруг попытки ввести в школьное образование курс «Основы православной культуры», а в высшее – такую светскую специальность как «Теология» [3, с.41; 6, 2004,с.25].
Прежде чем говорить о настоящей проблеме, необходимо разобраться с основными ее понятиями. Если открыть Толковый словарь русского языка В.И. Даля, то можно найти следующее определение слова «светский» — к свету (миру) в разных значениях относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский [2, 2007]. В противовес данному понятию существует еще одно – «духовный», определение которому дано в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова как «относящийся к религии, к церкви» [8, 2007, с.1200].
Философско-антропологический анализ поляризации религиозно-духовной и светской традиций в развитии русской культуры на рубеже XVII-XVIII вв. показал, что начиная с конца XVII века в русской культуре, как и в культуре других европейских народов, начинается процесс секуляризации [5, с.20].
В современном мире остается проблема социальной секуляризации, которая была основным содержанием петровских реформ. «Происходит некая поляризация душевного бытия России. Русская душа раздваивается и растягивается в напряжении между двумя сосредоточениями жизни, церковным и мирским» [10, с.82]. Что же такое секуляризация? В Новой философской энциклопедии под редакцией В.С.Степина дается следующее ее определение – от лат. saeculum – человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; в социологии – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии [1, 2001].
К сожалению, в современном мире прослеживается тенденция к развитию секуляризации — постепенно происходит процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности религиозных организаций [7, 1995, с.263].
Цель данной работы: определить возможные области взаимодействия и сотрудничества духовной и светской науки на современном этапе развития общества.
Материалы и методы: метод социологического опроса путем анкетирования респондентов – молодых ученых представителей светских и духовных учебных заведений.
Результаты исследования. Методом социологического опроса среди студентов и молодых ученых во время международного молодежного лагеря студенческого актива «Славянское содружество» проведен опрос с использованием анкет на бумажном носителе.
Всего в исследовании было проанкетировано 178 респондентов. Из них 142 участника составили первую (светскую) группу студентов и молодых ученых светских учреждений (79,8%), а 36 опрошенных – вторую (духовную) группу учащихся религиозных общин (20,2%).
В первой группе 90,1% проанкетированных – студенты и молодые ученые вузов и 9,9 % – респонденты из ссузов. Во второй группе 33,3% участников – семинаристы, а 66,7% – студенты духовных академий.
По результатам проведенного статистического анализа нами установлено, что 50,6% всех опрошенных лиц – женщины и 49,4% – мужчины. При этом в группе студентов и молодых ученых светских учреждений женщин в 1,6 раз больше (62,0%), чем мужчин (38,0%). В группе же духовных лиц мужчин в 16,9 раз больше (94,4%), чем женщин (5,6%). При сравнении обеих групп между собой мужчины значительно преобладают среди учащихся духовных академий и семинарий (94,4%) над респондентами светских вузов и ссузов (38,0%) в 2,5 раза; а женщин, наоборот, больше в светской группе (62,0%), нежели в духовной (5,6%) в 11,1 раз.
Возраст участников молодежного лагеря варьировал в пределах от 17 лет до 31 года, средний возраст – 22,6±4,8 года. От 17 до 30 лет принимали участие студенты и молодые ученые светских учебных заведений, средний возраст этой группы 22,1±5,3 года. Участники из духовных академий и семинарий были в возрасте от 19 до 31 года, средний возраст 23,2±5,7 года. Таким образом, существенного различия в среднем возрасте респондентов обеих групп не было (р>0,5).
Научные исследования проводили 78,8% проанкетированных. В первой (светской) группе заняты научной деятельностью 76,1% опрошенных: 66,7% –выполняют прикладные исследования, 33,3% – фундаментальные. Во второй (духовной) группе проводили только фундаментальные научные исследования –88,9% студентов и молодых ученых группы. Процент респондентов, занятых научной деятельностью в обеих группах различается не значительно (разница составляет 12,8% в пользу семинаристов и студентов духовных академий).
Мы предлагали респондентам ответить на следующие вопросы:
- Может ли ученый быть верующим? Положительно на данный вопрос отвечали все студенты и молодые ученые семинарий и духовных академий (100%) и 97,2% опрошенных светских специальностей (это на 2,8% меньше, чем в духовной группе).
- Препятствуют ли религиозные убеждения ученого осуществлению его профессиональной деятельности? Ответ «Да» на данный вопрос выбрали лишь 5,5% студентов и молодых ученых религиозных общин и 11,3% участников из вузов и ссузов светских специальностей. Необходимо отметить, что в светской группе количество положительных результатов было в 2,1 раза больше, чем в духовной.
- Является ли на Ваш взгляд богословие (теология) наукой? Утвердительно ответили 88,9% респондентов духовной группы, а это на 19,9% больше, чем в светской группе проанкетированных (69,0%).
- Нужна ли интеграция духовной науки со светской? На этот вопрос утвердительно ответили 61,9% студентов и молодых ученых светских учебных заведений, что в 11,3 раз больше, чем учащихся семинарий и духовных академий.
Таким образом, большинство участников международного молодежного лагеря студенческого актива «Славянское содружество» (97,8%) допускают, что ученый может быть верующим; 86,5% респондентов полагают, что религиозные убеждения ученого не препятствуют осуществлению его профессиональной деятельности.
Учитывая это, мы провели несколько конференций Международного Форума студенческих научных обществ и молодых ученых духовных и светских учебных заведений, первая из которых состоялась в 2007 году в рамках международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество».
Темами для проведения таких конференций служат актуальные проблемы духовной и светской науки. Так, в 2008 году форум был посвящен 1020-летию Крещения Руси «Основы духовного единства славянских народов», а в 2013 – «Наука, человек и общество в год 1025-летия Крещения Руси: духовность – основа единства и развития».
Цель проведения очередного научного форума – развитие международного молодежного сотрудничества в научной сфере; привлечение студентов и молодых ученых к изучению проблем духовно-нравственного становления молодежи и выработка предложений по формированию межнационального и религиозного диалога молодежи.
В работе форума его организаторы основными задачами ставят обмен опытом, сопоставление результатов исследований, систематизацию имеющихся материалов, посвященных изучению проблем духовно-нравственного становления молодежи и межнациональной и религиозной толерантности.
В рамках проводимого форума участники представляют проекты и доклады, которые наглядно показывают, что возрождение славянских традиций во всех сферах жизнедеятельности общества возможно и осуществимо, а для этого необходимы: всесторонняя поддержка со стороны ректоров ВУЗов, просветительская работа среди молодежи, поддержка молодежных организаций соответствующей направленности, работа с молодыми семьями, финансирование социальных проектов.
Важно, чтобы на каждом из обозначенных направлений велось сотрудничество и совместная работа духовных и светских учебных заведений. В ходе такого сотрудничества обе стороны получают в первую очередь обмен опытом работы в разных проектах, студенты светских учебных заведений могут по настоящему познакомиться с духовной и культурной традициями своего народа. Участники отмечают позитивные формы сотрудничества: проведение очных и интернет-конференций, круглых столов, реализация совместных проектов.
В ходе конференции участники решают существующие проблемы, находят пути их решения и обращаются с выработанными предложениями к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, руководителям субъектов Российской Федерации, руководителям высших учебных заведений, учебному Комитету Русской Православной Церкви. Также участники форума обращаются к полномочному представителю президента Российской Федерации в ЦФО с целью оказать содействие в доведении итогового заявления форума до руководства федеральных и региональных органов власти.
Над настоящей проблемой продолжают работать многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее десятилетие появились работы Е.Г. Аванесовой, В.А. Гуры, Н.В. Володиной, Э.В. Даниловой, Д.П. Ерисова, А.Г. Лаврова, С.С. Лукашовой, О.С Рудневой, Сухейля Фараха, O.K. Шиманской, затрагивающие некоторые аспекты диалога светской и религиозной культур [6, 2004, с.25].
Но, к сожалению, до сих пор нет обобщающего труда, в котором был бы проведен анализ мнений различных авторов по данному вопросу, а также не проведено объемное исследование, которое позволило бы найти пути решения настоящей проблемы.
В заключение хотелось бы привести выдержку из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года, где было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [9, 2007].
Библиографический список
- Гусев С. С. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина в 4 т. // М.: Мысль. – 2001.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. – Москва: Эксмо. 2007.
- Казанцева Д.Б., Брызгунова О.В. К вопросу о необходимости духовно-нравственного развития детей и и включения в школьную программу курса “Основы религиозных культур и светской этики” // Социосфера. 2010. №4. С. 41-45.
- Кобычева С.Б. Формирование духовной нравственности учащихся посредством курса “Основы религиозной культуры и светской этики” (ОРКСЭ) // Ямальский вестник. 2015. №1 (2). С. 14-17.
- Ковалева Н.Л. Философско-антропологический анализ поляризации религиозно-духовной и светской традиций в развитии русской культуры на рубеже XVII-XVIII вв. // Гуманитарные и социальные науки. 2009. №4. С. 20-25.
- Ковальчук О.В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культуры: автореф. дис. … канд. философ.н. наук: 24.00.01. Белгород. 2004. 25 с.
- Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте / пер. с англ. О. Боровой и К. Гуровской. М.: Восточная литература РАН. 1995. 263 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр.. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. № 90. 2007. 27 апреля.
- Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж. 1937. С. 82-83.