Активно идущие в образовании процессы модернизации в значительной мере связаны с информатизацией общественного развития, при которой доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современной микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена (И.В.Роберт). В концепции информатизации сферы образования в Российской Федерации отмечается, что главная цель информатизации образования заключается в подготовке обучаемых к эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Данное обстоятельство актуализирует проблему теоретического осмысления и практической реализации информационного подхода в системе образования.
Прежде всего, следует уяснить смысл методологической категории «подход», на определение понятия которого существуют разные точки зрения (Р.Ф.Абдеев, В.А.Штофф и др.). Обобщенный анализ авторских позиций раскрывает сущность научного понятия подхода, выражающуюся через комплекс парадигматических (картина мира), синтагматических (способы, методы познания) и прагматических (ценности, цели, формы использования) структур и механизмов в познании и практике. Он характеризует, по мнению авторов, либо конкурирующие между собой, либо сменяющие друг друга стратегии в науке, политике, организации жизнедеятельности[1,6]. Вместе с тем, следует отметить, что подходы могут не только конкурировать, но и, дополняя друг друга, сосуществовать сопряжено. Так, в современном образовании на принципах комплементарности функционируют компетентностный и культурологический подходы, личностно-ориентированный и деятельностный. Важно, что подход означает специальное исследование объекта под определенным углом зрения, в нашем случае – это вектор информатизации, поскольку именно информационный подход в мировоззренческой парадигме ХХIвека играет фундаментальная роль. Поэтому растет его роль и значение в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Н.П.Абаскалова, С.В.Абрамова, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, П.В.Станкевич, О.Н.Русак).
Информационный подход представляет собой абстрактно-обобщенное описание и изучение информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений на языке теории информации (В.И.Штанько). Исходя из этого, основной категорией информационного подхода является категория «информация», включающая массив сведений, находящихся в постоянном движении и использовании педагогическими системами. Именно специально подготовленная информация лежит в основе содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, успешность усвоения, которого обеспечит требуемое действующими стандартами качество подготовки обучающихся.
Становится очевидным, что поиск информации в сети Интернет из-за доступности, и удобства извлечения все более заменяет использование традиционных носителей.
Обосновывая необходимость реализации информационного подхода в образовании, И.А.Колесникова акцентирует внимание на различие в смыслах понятий: «информация» и «знание». Знание в психолого-педагогических представлениях означает особую систему его психического представления и речевого выражения, поэтому, как считает автор, чтобы стать личностным знанием информация должна подвергнуться осмыслению[4]. В этой связи информация, чтобы стать знанием обучающегося должна приобрести для него смысл.
В научной литературе разрабатываются понятия о количестве и качестве учебной информации. Количество информации определяется через семантическую (смысловую) и прагматическую (ценностную и целевую) характеристики конкретной образовательной системы: насколько данный объем информации обеспечивает достижение образовательной цели (А.Д.Урсул). Данная задача решается каждым преподавателем пока на эмпирическом уровне путем следующих процедур: а) фильтрации информации путем преимущественно субъективного отбора необходимых сведений базового и углубленного содержания образования; б) генерализации информации на основе отбора и обобщения наиболее существенных материалов; в) переход с преимущественно эмпирического способа подачи содержания на абстрактно-концептуальный; г) редактирование и представление информации в разной форме (текст, таблица, схема). Понятно, что при этом обращается внимание на научную достоверность учебного материала, максимальную полноту и точность, современность, уровень систематизированности, необходимой лаконичности, субъективной ценности[7].
Созданная в Нижегородском педагогическом университете им.К.Минина (НГПУ) электронная образовательная среда, направленна на включение обучающихся в электронное обучение на базе широкого использования ИКТ. Главным направлением работы является система управления на основе LMS Moodle: http://moodle.mininuniver.ru. Для современного этапа реализации информационного подхода отмечается увеличение интеграционных процессов в объединении различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ. Это выражается, в частности, в создании авторских электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам подготовки, созданных в компетентностном формате[2,3]. Они включают систему взаимодополняющих компонентов целостного сценария освоения курса, направленного на формирование творческой личности будущего педагога, обладающего высокой информационно – коммуникационной компетентностью, как в плане профильной научной, так и методической подготовки. При их разработке активно использовалась гипертекстовая технология, обеспечивающая вариативность обучения и создания индивидуального образовательного маршрута, упрощение навигации. Применение в гиперссылках текста, графики, мультимедиа придает образовательной среде и содержанию образования яркую наглядность, эмоциональность, способствует глубокой внутренней мотивации обучения, осознанности и прочности самостоятельного усвоения содержания. В структуру ЭУМК, кроме теоретического и практического учебного материала, выстроенного в лекционной и семинарско-практической формах, включаются диагностические элементы текущего, промежуточного, итогового форм контроля, содержащего как выполнение тестовых заданий, так и творческих работ: компьютерные презентации («Глобальное потепление климата: миф или реальность», «Урбанизированная среда мегаполиса: проблемы детской безопасности»), показательное деловое портфолио студии веб-дизайна «Стратегия развития инновационной парадигмы оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности».
Информационный подход расширил понимание важной для личностно-профессионального становления педагога сферы межсубъектного взаимодействия. В научной литературе обращается внимание на развитие инновационной парадигмы информационного взаимодействия (И.В.Роберт), при котором активными являются три участника: обучающийся, обучающий и интерактивный источник учебной информации[5]. Коммуникативная сторона информационного подхода делает акцент на интерактивный диалог, осуществляемый с помощью ИКТ, которые направлены на синхронное и асинхронное учебное взаимодействие. Видеоконференции, форумы, электронная почта, блоги, вебинары являются обязательной принадлежностью электронной образовательной среды НГПУ. Хорошо себя зарекомендовали систематически проводимые вебинары. Организованные на основе web-технологий в режиме on-line, они охватывают широкую заинтересованную аудиторию обучающихся, независимо от места их проживания. Единение «виртуального» сообщества достигается общими интересами и целями, готовностью к постижению смысла рассматриваемой проблемы, возможностью постановки вопросов, свободным выражением собственного мнения. Вебинары, благодаря многообразию форм, решают разные задачи и применяются как при изложении нового сложного материала в учебном процессе-on-line-лекции («Использование SWOT-анализа при оценке безопасности образовательной среды»); обсуждения актуальных проблем- on-line-конференции («Человек и его здоровье»), виртуальные презентации («Экологический дизайн урбанизированной среды как средство гармонизации взаимоотношений человека и природы»). В процессе усвоения различных умений и способов деятельности (первая помощь, экологический мониторинг) применяются видеотренинги; на контрольно-оценочном этапе обучения – видеособеседования. Педагогическая ценность вебинаров, состоит не только в доступности приобщения любого желающего к взаимодействию в режиме on-line, интерактивном диалоге, решении разнообразных учебных задач, использовании презентаций и мультимедиа, текстовый чат, демонстрации экрана компьютера ведущего участникам; использование обычного браузера (Google Chrome, Firefox, Opera, Safari). Весьма важным является приглашение на роль ведущих бакалавров, магистрантов, аспирантов, которые выступают с результатами своей исследовательской деятельности («Интересное научное исследование»), демонстрируют на актуальном содержании перспективные методические разработки.
Об успешности реализации информационного подхода в образовательную практику в обучение безопасности жизнедеятельности свидетельствует положительная динамика уровня интерактивности обучающихся.
Библиографический список
- Абдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации.-М:ВЛАДОС,1994.-336с.
- Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности/ Г.С.Камерилова, М.А.Веряскина, А.С.Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 13.10.2015).
- Камерилова Г.С. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании /Г.С.Камерилова, И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева, Э.Н. Баталова// Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12) http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии.-СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.-288с.
- Роберт И.В.Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования/И.В.Роберт, Т.А.Аронова и др.-М.:ИИО РАО,2009.-96с.
- Яковлева О.Н. Инфрмационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации. – Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.Образование. Педагогические науки.-№1(134),2009.