УМЫШЛЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Куц Максим Андреевич
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления

Аннотация
Рассматриваются наиболее частые нарушения, связанные с финансовой отчетностью, а также показатели, на которые пользователь должен обращать особое внимание. Даются рекомендации по выявлению искажений в отчетности. Автор привел обзор часто совершаемых, умышленных ошибок при составлении бухгалтерской финансовой отчетности, которые позволяют ввести пользователя информации в заблуждение.

Ключевые слова: аудит, Бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс, вуалирование информации, фальсификация данных, финансовая отчетность


INTELLECTUAL DISTORTIONS IN THE PREPARATION OF FINANCIAL REPORTING

Kuс Maxim Andreevich
Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky
Institute of Economics and management

Abstract
Discusses the most common violations related to financial reporting and indicators, which the user must pay special attention. Recommendations for the identification of misstatements in the financial statements. The author provided an overview often make intentional mistakes in the preparation accounting of financial statements that allow you to enter user information misleading.

Keywords: accounting reporting, auditing, falsification, financial reporting, obfuscation of information, the balance sheet


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куц М.А. Умышленные искажения при составлении финансовой отчетности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81449 (дата обращения: 29.03.2024).

Научный руководитель – Джаферова Лилияр Рустемовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

В быстроразвивающимся мире, высоких технологий и корпораций, возникает необходимость в специальных инструментах для качественного управления компанией. Ведь в сильном бизнесе заинтересовано не только государство и собственники компании, но и рядовые граждане, которые выступают в роли  инвесторов. Одним из таких инструментов является финансовая отчетность, которая в век «глобализации» является неотъемлемой частью большинства компаний. Однако финансовая отчетность может не только давать руководству представление о существующем положении дел, хотя как раз её для этого составляют, но ещё и помочь компании привлечь средства инвесторов, которые в дальнейшем будут использованы на развитие компании. Именно поэтому основной целью составления и представления финансовой отчетности является отражение информации для всех заинтересованных пользователей, которая способствует принятию верных экономических решений. Как известно, качество информации зависит от её достоверности, чем она правдивее, тем более верные экономические решения будут принимать внутренние и внешние пользователи. Одной из глобальных проблем финансовой отчетности является искажение показателей отчетности, которые вводят пользователей в заблуждение. Фальсификация отчетности наблюдается не только в постсоветских странах, которые находятся на этапе становления квалифицированного сообщества бухгалтеров, но и в странах с развитой рыночной экономикой, где обычаи в области учета насчитывают более двух веков.

В отчетности, инвесторов и кредиторов интересуют три показателя, а именно, размер выручки, чистая прибыль и совокупные активы компании. Именно поэтому, большинство компаний пытаются исказить данный вид информации в отчетности. Анализ работ [1,2,3] позволил выделить искажения в сведениях о размере выручки и прибыли, в валюте баланса при составлении отчетности.

Искажения в сведениях о размере выручки и прибыли достигаются следующими способами:

1)                Досрочное признание выручки

Общепризнанно, что выручка и расходы, связанные с её получение должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они осуществлены. В конце отчетного периода компании осознанно идут на признание выручки в одном месяце, а расходы – в другом. Данная операция позволяет увеличить объем прибыли. На данном способе фальсификации была уличена именитая компания по производству программного обеспечения Applix Incorporated.

2)                Капитализация расходов

Компании прибегают к данному способу мошенничества в случае, расходов которые увязаны с получение выручки (недостоверное списание процентов на внеоборотные активы), что приводит к завышению прибыли. Приведенный способ использовали такие гиганты IT-индустрии, как WorldCom и Xerox.

3)                Расчеты через подставные фирмы

Осуществлений операций купли-продажи с фиктивной фирмой, при этом без участия реальных товаров. Движение реальных денежных средств подтверждалось поддельными документами о перемещении, в результате чего данные операции приводили к увеличению выручки и отображению её в подходящий момент. Похожая схема использовалась компанией AOL Time Warner и Boston Scientific Corporation.

Очевидной тенденцией являются разрывы во времени, которые приводят к отличию балансовой стоимости активов от рыночной цены. Многие компании используют несоответствие периодов в своих интересах, что приводит к вуалированию информации.

Что касается искажения валюты баланса при составлении отчетности, наиболее распространенными статьями для искажения являются:

1)                Дебиторская задолженность

Данный вид может вытекать из расчетов через подставные фирмы, то есть  не происходит реальное перемещение денежных средств и товаров. Нередко долги относят в конце отчетного периода для увеличения показателей валюты баланса.

2)                Внеоборотные активы

Довольно распространенным способом является постановка на учет формальных активов, как результат увеличение  собственного капитала и валюты баланса.

Компании пытаются исказить отчетность, только если остро нуждаются в денежных средствах, для высококвалифицированного специалиста ничего не стоит проверить правильность отражения дебиторской задолженности или принадлежности основного средства компании. В свою очередь, информация из отчетности уже может быть использована пользователем, который был введен в заблуждение, что приведет к неверной оценке ситуации и принятию соответствующих решений. Однако есть ряд средств для выявления такого рода искажений:

1)                Проведение независимого аудита

При аудите финансовой отчетности, проводимой в отечественной компании, аудитор руководствуется Международный стандарт аудита 240 “Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности”, в которых определяются действия аудитора при обнаружении существенных искажений финансовой отчетности. При данных проверках значительно увеличивается возможность обнаружить признаки мошенничества.

2)                Внутренний аудит

При включении в структуру организации службу внутреннего аудита, нередко помогает предотвратить злоумышленные действия заинтересованных лиц. Тем не менее, данного вида службы должны подчиняться совету директоров или собственника компании, дабы руководящее звено компании не могло повлиять на их независимость при выявлении фактов мошенничества.

3)                Информаторы

При «подкупе» определенных лиц в компании можно обнаружить до половины всех мошенничеств совершающихся в компании. Однако, данный метод вызывает неоднозначное мнение среди работников компании.

Отличить мошенничество от бухгалтерской ошибки довольно проблематично, однако, первое отличает умышленность действия. В российских компаниях наиболее часто встречающимися искажениями являются:

  • отражение ложной дебиторской задолженности подтвержденной фиктивными документами;
  • пристрастное определение резерва по сомнительным долгам с целью управления дебиторской задолженностью;
  • отображение в отчетности активов без правоустанавливающих прав компании на них.

Поэтому российским организациям следует уделять внимание обоснованности формирования резервов, правильность проведения операций по счетам бухгалтерского учета и начисления дополнительных расходов. Именно поэтому ведущие аудиторские компании – KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и Deloitee высказываются за принятие абсолютно новой парадигмы составления и представления отчетности. В частности, делается упор на представлении отчетности в настоящем времени посредством телекоммуникационных средств связи. Это позволит избежать наиболее частых способов фальсификации данных, что позволит пользователям не только извлекать достоверную информацию, но и получать её гораздо быстрее. В итоге, это приведет к совершенно новому «скачку» в области финансовой отчетности позволяющему обеспечить доступ пользователей к качественно новой информации.


Библиографический список
  1. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность (продвинутый уровень): учебник / Т.А. Мирошниченко, И.М. Бортникова, О.А. Зубарева. – п. Персиановский: изд-во ДонГАУ, 2015. – 257 с.
  2. Типичные ошибки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, выявляемые в ходе аудита : метод. Пособие / ЗАО АФ «Аудит-Классик». – Челябинск: Типография «Вензель», 2013 – 75 с.
  3. Типичные ошибки в бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс]. URL: http://www.ustena.ru/poleznaya-informatsiya/oshibki-v-otchetnosti/ (дата обращения: 07.04.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куц Максим Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация