Конкуренция на рынке моторных топлив в России в настоящее время представляет собой соревнование между старым проверенным бензином и новым перспективным газомоторным топливом. Разработка альтернативного топлива уже многие годы является перспективным направлением науки.
Истощение нефтяных месторождений, ежегодное увеличение потребления моторного топлива, а также экономические и политические проблемы в мире приводят к дефициту, и, как следствие, повышению стоимости бензина и дизельного топлива. Таким образом, одной из ключевых проблем, сопровождающих расширение использования автомобильного транспорта, можно считать топливную. Необходимо отметить важное значение проблем развития инфраструктуры и безопасности, однако именно доступность топлива определяет темп развития рынка автомобилей и автоперевозок.
Необходимо так же отметить экологический аспект использования автомобильного транспорта. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ежегодно автомобильным транспортом в РФ выбрасывается 13 млн т вредных веществ, среди которых оксид углерода, оксиды азота, сажа и летучие органические соединения. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от автомобильного транспорта растут ежегодно на 3,7%. В крупных городах они достигают 90% и представляют собой серьезную экологическую угрозу.
Таким образом, повышение цен и как следствие ограничение доступности традиционного топлива, а также экологические проблемы влияют на развитие альтернативных источников топлива для автотранспорта. В долгосрочной перспективе в качестве источников моторного топлива рассматривают водород, электрическую энергию, биотопливо, спиртовые смеси, однако в среднесрочной перспективе особое место занимает сжатый природный газ, как наиболее технически подготовленный экономически эффективный вид альтернативного моторного топлива.
Потребление ГМТ в последние годы в России стабильно увеличивается. Предположительно к 2020 году половина всего общественного транспорта и коммунальной техники будут работать на СПГ, доля сельскохозяйственной техники на СПГ достигнет 20%, а легкой коммерческой и внутригородской грузовой — 30%.
Основными преимуществами использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива являются:
1. Сокращение затрат на моторное топливо.
Рисунок 1 - Среднегодовые потребительские цены на моторное топливо в Российской Федерации в 2019-2016гг., руб./лит.
Источник: Росстат
На рис. 1 представлены среднегодовые потребительские цена на моторное топливо в РФ с 2009-2016 гг. (данные по газовому моторному топливу представлены с 2014 года).
Таким образом, в 2016 году стоимость газомоторного топлива была ниже стоимости бензина и дизеля на 52,4 и 52,2 % соответственно.
Учитывая то, что расход газового топлива на 8% выше, чем расход бензина, среднемесячная экономия автовладельца при пробеге 3000 км в месяц составит 5012 руб. (при расходе бензина 10 литров на 100 км.) [1, c.145]. Согласно проведенным исследованиям, средняя стоимость для переоборудования легкового автомобиля газовым двигателем составит от 50 тысяч рублей, включая оборудование, и год гарантии. Окупаемость этих расходов составит полгода, при условии годового пробега не меньше 30 тысяч километров.
Таблица 2. Показатели динамики потребительских цены на моторное топливо в Российской Федерации
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Среднегодовой темп роста, % |
Среднегодовой темп прироста, % |
|
Газовое моторное топливо, л |
15,66 |
16,70 |
16,99 |
104,2 |
4,2 |
|||||
Дизельное топливо, л |
18,71 |
19,52 |
25,14 |
28,51 |
31,61 |
33,56 |
34,70 |
35,60 |
111,3 |
11,3 |
Бензин автомобильный |
20,05 |
22,01 |
25,26 |
27,67 |
29,87 |
32,21 |
34,11 |
35,75 |
110,1 |
10,1 |
* Данный о ценах на газовое моторное топливо представлены с 2014г.
За исследуемый период в наибольшей степени изменились цены на дизельное топливо, среднегодовой темп роста которых составил 111,3%, среднегодовой прирост – 11,3%. Необходимо так же отметить значительное изменение цен на автомобильный бензин, среднегодовой темп роста составил 110,1%, прирост – 10,1%.
Отдельное внимание заслуживает анализ цен на газовое моторное топливо, статистическое наблюдение которых началось лишь в 2014 году. С 2014-2016 г. среднегодовой темп роста составил 104,2 %.
2. Уменьшение вредных выбросов в атмосферу.
В выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, вредных веществ существенно меньше, чем в случае машины с бензиновым двигателем. КПГ в настоящий момент являются наиболее экологически чистыми видами моторного топлива и уступает по уровню выбросов только электрическим и водородным двигателям.
Рисунок 2. Сравнение экологических характеристик моторных топлив
Источник: Министерство транспорта РФ
(За 1 содержания токсичных компонентов в отработавших газах транспортных
двигателей принят бензин, по содержанию сажи – дизельное топливо).
При использовании природного газа вместо бензина выброс токсичных веществ, а именно оксида углерода в атмосферу сокращается в 8 раз, выброс углеводородов снижается в 7 раз, оксида азота в 4 раза, а также отсутствует образование сажи, выброс, который свойственен дизельным топливам.
Использование газомоторного топлива по сравнению с дизельным топливом и бензином с точки зрения воздействия на экологию характеризуется:
- Отсутствием твердых частиц (сажи) в выхлопных газах;
- Очень низкое содержанием оксидов азота;
- Значительно менее шумным двигателем;
- Наименьшим выхлоп CO.
Уже сейчас, относительно небольшой парк автомобилей России на КПГ позволяет сократить почти на 800 тысяч тонн выбросы вредных веществ в окружающую среду [2, с. 42].
3. Энергетическая безопасность
Одним из важнейших аспектов развития газового направления в сфере использования его в качестве моторного топлива является доступность сырьевой базы. На сегодняшний день, по данным второй по величине публично торгующей нефтегазовой компании в мире – BP, доказанные запасы газа в Российской Федерации составляют 32,6 трл.м3.
Рисунок 3. Распределение доказанных запасов природного газа по странам мира 2015г., %
OPEC Annual Statistical Bulletin 2016
Наибольшими разведанными объемами голубого топлива обладает Иран (34,0 трлн. куб. м, 18.2%), Российская Федерация (32,6 трлн. куб. м, 16.8%), Катар (24.5 трлн. куб. м, 13.3%), Туркменистан (17.5 трлн. куб. м, 9.4%) и США (9.8 трлн. куб. м, 5.0%). Запасы газа в Казахстане составляют 1,5 трлн. куб. м. (0,8% мировых запасов).
4. При использовании газа в качестве моторного топлива увеличивается срок эксплуатации транспортного средства, а также снижаются расходы на техническое обслуживание. Октановое число в газовом топливе достигает 100-105 единиц, обеспечивая легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси, что улучшает антидетонационные характеристики, в отличие от бензинового и дизельного топлив [3]. Из-за того, что газовая смесь сгорает полностью, не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, это, в свою очередь снижает нагрузку на двигатель, увеличивая срок его эксплуатации.
5. Доступное переоборудование двигателя. Активно развиваются и модернизируются сервисные центры по установке газобаллонного оборудования. Окупаемость газобаллонного оборудования, устанавливаемого в транспортное средство, составляет от 3 до 12 месяцев [4]. Помимо этого, сохраняется возможность использования в качестве топлива как на газ, так и на бензин.
Следует отметить, что реализация мероприятий по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, имеет значительный социально-экономический эффект. Например, способствует реализации национальных проектов в области здравоохранения за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду. Также способствует развитию агропромышленного комплекса и строительству доступного жилья за счет снижения затрат на топливо.
Таким образом, среди факторов, влияющих на формирование межпродуктовой конкуренции на рынке моторных топлив можно выделить основные, а именно, увеличение цен на нефтепродукты, и как следствие увеличение транспортных издержек (среднегодовой темп роста цены на бензин составил 12,2%, на дизельное топливо – 9,2%) и ухудшение экологической ситуации, связанной с выбросами в атмосферу вредных веществ.
Библиографический список
- Ерохов В. И., Бондаренко Е. В. Экспериментальные исследования режимов работы автотранспортных средств в городских условиях эксплуатации // Вестник ОГУ. 2004. №9 С.144-147.
- Стадник М. Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды // Научный диалог. 2013. №12 (24) С.38-47.
- Беляев С. В., Давыдков Г. А. Проблемы и перспективы применения газомоторных топлив на транспорте // Resour. Technol.. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-primeneniya-gazomotornyh-topliv-na-transporte (дата обращения: 30.03.2017).
- Саяпин Алексей Викторович, Кожевникова Татьяна Михайловна, Бельченко Ольга Александровна О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №2.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii-i-roli-rynka-gazomotornogo-topliva-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-regionov (дата обращения: 30.03.2017). - Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник/Росстат- M., 2016 – 543 с.
- BP Statistical Review of World Energy June 2015
- OPEC Annual Statistical Bulletin 2016