ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Акстинайте Анна Йоновна1, Мукомел Мария Вячеславовна1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, магистрант

Аннотация
Одной из ключевых проблем, сопровождающих расширение использования автомобильного транспорта, можно считать топливную, поскольку истощение нефтяных месторождений, ежегодное увеличение потребления моторного топлива, а также экономические и политические проблемы в мире приводят к дефициту, и, как следствие, повышению стоимости бензина и дизельного топлива. В данной статье рассматриваются проблемы, влияющие на развитие альтернативных источников топлива для автотранспорта.

Ключевые слова: конкуренция, рынок моторных топлив


BACKGROUND OF THE DEVELOPMENT OF COMPETITION ON THE MOTOR FUEL MARKET

Akstinayte Anna Yonovna1, Mukomel Maria Vyacheslavovna1
1St. Petersburg State University of Economics, master’s degree student

Abstract
One of the key problems accompanying the expansion of the use of road transport can be considered fuel, as a consequence of oil consumption, an annual increase in the consumption of motor fuel, as well as economic and political problems in the world, leading to a deficit and, as a result, an increase in the cost of gasoline and diesel Fuel. This article examines the problems affecting the development of alternative fuel sources for motor vehicles.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Акстинайте А.Й., Мукомел М.В. Предпосылки развития конкуренции на рынке моторных топлив // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81361 (дата обращения: 27.12.2024).

Конкуренция на рынке моторных топлив в России в настоящее время представляет собой соревнование между старым проверенным бензином и новым перспективным газомоторным топливом. Разработка альтернативного топлива уже многие годы является перспективным направлением науки.

Истощение нефтяных месторождений, ежегодное увеличение потребления моторного топлива, а также экономические и политические проблемы в мире приводят к дефициту, и, как следствие, повышению стоимости бензина и дизельного топлива. Таким образом, одной из ключевых проблем, сопровождающих расширение использования автомобильного транспорта, можно считать топливную. Необходимо отметить важное значение проблем развития инфраструктуры и безопасности, однако именно доступность топлива определяет темп развития рынка автомобилей и автоперевозок.

Необходимо так же отметить экологический аспект использования автомобильного транспорта. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ежегодно автомобильным транспортом в РФ выбрасывается 13 млн т вредных веществ, среди которых оксид углерода, оксиды азота, сажа и летучие органические соединения. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от автомобильного транспорта растут ежегодно на 3,7%. В крупных городах они достигают 90% и представляют собой серьезную экологическую угрозу.

Таким образом, повышение цен и как следствие ограничение доступности традиционного топлива, а также экологические проблемы влияют на развитие альтернативных источников топлива для автотранспорта. В долгосрочной перспективе в качестве источников моторного топлива рассматривают водород, электрическую энергию, биотопливо, спиртовые смеси, однако в среднесрочной перспективе особое место занимает сжатый природный газ, как наиболее технически подготовленный экономически эффективный вид альтернативного моторного топлива.

Потребление ГМТ в последние годы в России стабильно увеличивается. Предположительно к 2020 году половина всего общественного транспорта и коммунальной техники будут работать на СПГ, доля сельскохозяйственной техники на СПГ достигнет 20%, а легкой коммерческой и внутригородской грузовой — 30%.

Основными преимуществами использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива являются:

1. Сокращение затрат на моторное топливо.

Рисунок 1 - Среднегодовые потребительские цены на моторное топливо в Российской Федерации в 2019-2016гг., руб./лит.

Источник: Росстат

На рис. 1 представлены среднегодовые потребительские цена на моторное топливо в РФ с 2009-2016 гг. (данные по газовому моторному топливу представлены с 2014 года).

Таким образом, в 2016 году стоимость газомоторного топлива была ниже стоимости бензина и дизеля на 52,4 и 52,2 % соответственно.

Учитывая то, что расход газового топлива на 8% выше, чем расход бензина, среднемесячная экономия автовладельца при пробеге 3000 км в месяц составит 5012 руб. (при расходе бензина 10 литров на 100 км.) [1, c.145]. Согласно проведенным исследованиям, средняя стоимость для переоборудования легкового автомобиля газовым двигателем составит от 50 тысяч рублей, включая оборудование, и год гарантии. Окупаемость этих расходов составит полгода, при условии годового пробега не меньше 30 тысяч километров.

Таблица 2. Показатели динамики потребительских цены на моторное топливо в Российской Федерации

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Среднегодовой темп роста, %

Среднегодовой темп прироста, %

Газовое моторное топливо, л          

15,66

16,70

16,99

104,2

4,2

Дизельное топливо, л

18,71

19,52

25,14

28,51

31,61

33,56

34,70

35,60

111,3

11,3

Бензин автомобильный

20,05

22,01

25,26

27,67

29,87

32,21

34,11

35,75

110,1

10,1

* Данный о ценах на газовое моторное топливо представлены с 2014г.

За исследуемый период в наибольшей степени изменились цены на дизельное топливо, среднегодовой темп роста которых составил 111,3%, среднегодовой прирост – 11,3%. Необходимо так же отметить значительное изменение цен на автомобильный бензин, среднегодовой темп роста составил 110,1%, прирост – 10,1%.

Отдельное внимание заслуживает анализ цен на газовое моторное топливо, статистическое наблюдение которых началось лишь в 2014 году. С 2014-2016 г. среднегодовой темп роста составил 104,2 %.

2. Уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

В выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, вредных веществ существенно меньше, чем в случае машины с бензиновым двигателем. КПГ в настоящий момент являются наиболее экологически чистыми видами моторного топлива и уступает по уровню выбросов только электрическим и водородным двигателям.

Рисунок 2. Сравнение экологических характеристик моторных топлив

Источник: Министерство транспорта РФ 

(За 1 содержания токсичных компонентов в отработавших газах транспортных

двигателей принят бензин, по содержанию сажи – дизельное топливо).

При использовании природного газа вместо бензина выброс токсичных веществ, а именно оксида углерода в атмосферу сокращается в 8 раз, выброс углеводородов снижается в 7 раз, оксида азота в 4 раза, а также отсутствует образование сажи, выброс, который свойственен дизельным топливам.

Использование газомоторного топлива по сравнению с дизельным топливом и бензином с точки зрения воздействия на экологию характеризуется:

  • Отсутствием твердых частиц (сажи) в выхлопных газах;
  • Очень низкое содержанием оксидов азота;
  • Значительно менее шумным двигателем;
  • Наименьшим выхлоп CO.

Уже сейчас, относительно небольшой парк автомобилей России на КПГ позволяет сократить почти на 800 тысяч тонн выбросы вредных веществ в окружающую среду [2, с. 42].

3. Энергетическая безопасность

Одним из важнейших аспектов развития газового направления в сфере использования его в качестве моторного топлива является доступность сырьевой базы. На сегодняшний день, по данным второй по величине публично торгующей нефтегазовой компании в мире – BP, доказанные запасы газа в Российской Федерации составляют 32,6 трл.м3.

Рисунок 3. Распределение доказанных запасов природного газа по странам мира 2015г., %

OPEC Annual Statistical Bulletin 2016

Наибольшими разведанными объемами голубого топлива обладает Иран (34,0 трлн. куб. м, 18.2%), Российская Федерация (32,6 трлн. куб. м, 16.8%), Катар (24.5 трлн. куб. м, 13.3%), Туркменистан (17.5 трлн. куб. м, 9.4%) и США (9.8 трлн. куб. м, 5.0%). Запасы газа в Казахстане составляют 1,5 трлн. куб. м. (0,8% мировых запасов).

4. При использовании газа в качестве моторного топлива увеличивается срок эксплуатации транспортного средства, а также снижаются расходы на техническое обслуживание. Октановое число в газовом топливе достигает 100-105 единиц, обеспечивая легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси, что улучшает антидетонационные характеристики, в отличие от бензинового и дизельного топлив [3]. Из-за того, что газовая смесь сгорает полностью, не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, это, в свою очередь снижает нагрузку на двигатель, увеличивая срок его эксплуатации.

5. Доступное переоборудование двигателя. Активно развиваются и модернизируются сервисные центры по установке газобаллонного оборудования. Окупаемость газобаллонного оборудования, устанавливаемого в транспортное средство, составляет от 3 до 12 месяцев [4]. Помимо этого, сохраняется возможность использования в качестве топлива как на газ, так и на бензин.

Следует отметить, что реализация мероприятий по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, имеет значительный социально-экономический эффект. Например, способствует реализации национальных проектов в области здравоохранения за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду. Также способствует развитию агропромышленного комплекса и строительству доступного жилья за счет снижения затрат на топливо.

Таким образом, среди факторов, влияющих на формирование межпродуктовой конкуренции на рынке моторных топлив можно выделить основные, а именно, увеличение цен на нефтепродукты, и как следствие увеличение транспортных издержек (среднегодовой темп роста цены на бензин составил 12,2%, на дизельное топливо – 9,2%) и ухудшение экологической ситуации, связанной с выбросами в атмосферу вредных веществ.


Библиографический список
  1. Ерохов В. И., Бондаренко Е. В. Экспериментальные исследования режимов работы автотранспортных средств в городских условиях эксплуатации // Вестник ОГУ. 2004. №9 С.144-147.
  2. Стадник М. Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды // Научный диалог. 2013. №12 (24) С.38-47.
  3. Беляев С. В., Давыдков Г. А. Проблемы и перспективы применения газомоторных топлив на транспорте // Resour. Technol.. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-primeneniya-gazomotornyh-topliv-na-transporte (дата обращения: 30.03.2017).
  4. Саяпин Алексей Викторович, Кожевникова Татьяна Михайловна, Бельченко Ольга Александровна О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №2.
    URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii-i-roli-rynka-gazomotornogo-topliva-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-regionov (дата обращения: 30.03.2017).
  5. Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник/Росстат- M., 2016 – 543 с.
  6. BP Statistical Review of World Energy June 2015
  7. OPEC Annual Statistical Bulletin 2016


Все статьи автора «Акстинайте Анна Йоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: