ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна2, Мочалова Анастасия Сергеевна3
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
3ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В статье предоставляется возможность познакомиться с необычным творчеством Анны Андреевны Ахматовой. Гражданские мотивы поэтессы представлены очень трагично, конечно, это неотрывно связано и с самой биографией поэтессы. Но тем не менее в творчестве Ахматовой очень заметны мотивы любви и преданности своей родине.

Ключевые слова: Анна Ахматова, военное время, гражданские звучания, поэзия, поэма «Реквием», родина, творчество Анны Ахматовой


CIVIL SOUND IN THE POETIC WORKS OF ANNA AKHMATOVA

Toropova Anastasiya Igorevna1, Rotanova Valeriya Alexandrovna2, Mochalova Anastasiya Sergeevna3
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student

Abstract
Civil motives of the poet are presented very tragic, of course, is inseparably connected with the biography of the poetess. Nevertheless, in the work of Anna Akhmatova is very noticeable motives of love and devotion to his country.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Ротанова В.А., Мочалова А.С. Гражданское звучание в поэтическом творчестве Анны Ахматовой // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81017 (дата обращения: 19.04.2024).

Гражданские мотивы в творчестве Анны Ахматовой, пожалуй, звучат настолько преданно и реалистично, что задевают, как минимум, каждого второго. Объясняется это тем, что поэтесса жила в очень тяжелую и трагическую для России и для самой себя эпоху. В ужасные времена Первой мировой войны мужья, братья, сыновья оставляли свои дома и добровольцами уходили на фронт. Не был исключением и муж Ахматовой Н. Гумилёв, который ушел на одну из величайших войн в истории человечества.

Анна Ахматова была из тех женщин, которые понимали стихийный характер войн. В те годы ее поэзия приняла антивоенный характер. Но что делать женщине во время войны? Поэтесса призывала всех их молиться и верить. Образ молящейся, горюющей  женщины можно увидеть в стихотворении «Молитва». Она мечтает, чтобы чьи-то мужья, сыновья вернулись целыми и невредимыми, и готова принести самую страшную жертву, восклицая: «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар». Под этими строками подразумевается, что Ахматова готова отдать все дорогое, что есть у нее: мужа и творчество. Кроме того, она готова пожертвовать своим собственным здоровьем и, возможно, жизнью, прося взамен лишь только одного – «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Можно предположить, что Господь услышал молитву Ахматовой и других женщин. Война действительно была завершена, однако на судьбу поэтессы пришло немало жертв: был расстрелян Николай Гумилев, её сын Лев Гумилев дважды побывал в тюрьме.

Стоит отметить, что во время войны в стране царили страшный голод и разруха. Многие поэты, писатели оставляли Россию и ехали за границу. Однако даже такие страшные бедствия не ослабили патриотизма поэтессы. В Стихотворениях «Мне голос был…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» и отображается весь патриотизм и мужество поэтессы. Она была одной из немногих стойких людей, кто не понимал, как можно оставить свой родной край в такой трудный и жуткий момент, подавшись в бега. Своими гражданскими строками она, возможно, действительно помогала верить и надеяться до конца, а самое главное – бороться за независимость и несокрушимость России.

И, наконец, «Реквием» – поэма о том, как жестокие репрессии 30-х годов отобразились на русском народе и разрушили семью поэтессы. Опять же бросается в глаза упрек тем, кто оставил родину, и радость, гордость за тех, кто, как и она, в самый жуткий час был там, где должен был быть. За тех, кто пережил все гонения и победил.

 

Нет и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

Здесь прослеживается тема гражданского выбора. Выбора отчизны или свободы. Мы знаем (еще из стихотворения Анны Ахматовой 1917 года «Мне голос был. Он звал утешно»), что Ахматова решительно и демонстративно сделала свой выбор между родиной и свободой: родина! И от этого выбора она, бесспорно, не отрекается, даже говоря о всероссийском терроре. Что ж, осознанный выбор родины, а не свободы, сделанный еще в 1917 году, в момент предельной осатанелости родины, надо признать героическим [1].

Не менее героичен, но более печален был выбор другой русской поэтессы — Зинаиды Гиппиус. Она тогда же выбрала: разрыв с родиной во имя свободы. Полемика с позицией Ахматовой, борьба за свою правоту была продолжена Р. Гулем в его книге «Я унес Россию. Апология эмиграции». Он восклицает: «Я стал эмигрантом без моей воли. Выслала меня Украинская Директория под немецко-украинским отрядом. Но когда мне было дозволено переехать границу всей этой всероссийской мерзости, называющейся революцией: я вздохнул с чувством истинного облегчения… Слава тебе, Боже! … Я же уходил (может быть на всю жизнь!). И передо мной, конечно, как перед всяким «изгнанником» (по Ахматовой) вставал выбор между двумя ценностями: родина или свобода? Не задумываясь, я выбрал свободу, ибо родина без свободы уже не родина, а свобода без родины, хоть и очень тяжела, может быть даже ужасна, но все-таки — моя свобода. Так что надменные строки Ахматовой о каком-то «изгнаннике» меня всегда необыкновенно отталкивали» [2].

Георгий Адамович – один из тех немногих людей, кто действительно оценил подвиг Анны Ахматовой. Он пишет о ней: «Она своего убеждения и своих антиэмигрантских убеждений не изменила. Ни возражать Ахматовой, ни спорить с ней я не буду. Единственное, что представляется мне необходимым сказать, это, что в исторической драме, участниками или свидетелями которой нам довелось быть, каждый вправе был истолковать свой долг по-своему, а суд над всеми нами принадлежит будущему». И уже после смерти Ахматовой Адамович и многие другие люди вспоминали это героическое произведение и считали, что остаться с «моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был», это позиция, которая достойна огромного уважения.


Библиографический список
  1. Коваленко С.А. Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)// Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001 – С. 47-55.
  2. Гуль Р. “Реквием” Анны Ахматовой// НЖ. 1964. № 77. С. 293.
  3. Мандельштам, Н.Я. Об Ахматовой / Н.Я. Мандельштам ; сост. П. Нерлер. – М. : Новое издательство, 2007. – С. 444.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация