В настоящее время основной тенденцией развития мирового рынка туристских услуг является развитие доступной среды.
Понятие «безбарьерный туризм» в мире активно используется уже порядка 20 лет. В нашей стране это направление только начинает развиваться. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России сейчас 15 млн. человек имеют инвалидность (это 9,2 % населения страны) [6]. Специалисты прогнозируют рост этой цифры в связи с увеличением продолжительности жизни.
При этом, говоря о доступности среды, необходимо понимать, что данный вопрос касается не только людей на инвалидных колясках. К маломобильным группам населения (МГН) относятся:
- дети;
- беременные женщины;
- лица преклонного возраста;
- лица с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
Таким образом, к данной категории лиц относятся порядка 50% граждан Российской Федерации.
В настоящее время в России приходится пока говорить только о НЕдоступном туризме. Об этом говорят результаты опросов 15 миллионов инвалидов. В результате исследования было выявлено, что:
- 70% из них хотели бы путешествовать самостоятельно (10,5 млн человек);
- 3% путешествуют самостоятельно,
- 7% путешествуют с родственниками (1,05 млн человек);
- 9 млн. человек не путешествуют из-за того, что нет доступной среды, отмечают отсутствие информирования, доступности отелей, транспорта [4].
Сравнивая организацию доступного туризма с Европой, годовой доход от данного вида туризма которой составляет свыше 80 млрд. евро, можно выделить следующее:
- 7-8% туристов мирового туристского рынка имеют инвалидность;
- 11% гостей европейских гостиниц составляют люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие;
- 127 млн. жителей Евросоюза – потенциальные потребители доступного туризма [1].
Выделяя доступность как основную тенденцию развития мирового туризма, мы не имеем в виду благотворительную деятельность участников рынка туристских услуг. Речь идет о прямой коммерческой выгоде, а также о возможности избежать убытков в виде штрафов и других взысканий.
Российской Федерацией 3 мая 2012 года ратифицирована Конвенция ООН «О правах инвалидов». Соответствующие статьи существуют и в отечественном законодательстве. Так, за отсутствие доступной среды предусмотрена административная ответственность (согласно статьям 5,43, 9.13, 9.14, 11.24 КоАП РФ) [3]. К тому же, невнимательное отношение к вопросам доступности среды влечет за собой конкурентные и репутационные издержки.
Зачастую собственники или управляющие организаций – участников туриндустрии – искренне считают, что они создали все условия для маломобильных групп населения, но даже не задумываются о специальных требованиях к элементам доступной среды [2].
Так, самый распространенный пример – установка пандусов. В настоящее время пандусы можно встретить практически в каждом жилом здании, в организациях, отелях, кафе, ресторанах и т.п. Но какой процент из установленных пандусов РЕАЛЬНО удобен для использования?
Параметры правильного пандуса, согласно установленным нормам, должны быть следующие:
- уклон не круче 1:20,
- ширина между поручнями в пределах 0,9-1 м,
- максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должны превышать 0,8 м.
- перила обязательно должны закругляться вниз (острый край перил травмоопасен для людей, передвигающихся на колясках) [2].
Проведенные исследования в историческом центре Нижнего Новгорода в заведениях общественного питания, объектах исторической и туристической значимости выявили отсутствие пандусов, соответствующих выше перечисленным стандартам.
Таким образом, создавая доступную среду, облегчается жизнь не только маломобильных групп граждан, но и становится комфортнее жизнь всех граждан Российской Федерации. Создание доступной среды способствует увеличению конкурентоспособности туристской организации на рынке, следовательно, повышению уровня доходов и удержанию лидерства на рынке туристских услуг.
Библиографический список
- World Tourism Organization UNWTO// UNWTO Annual Report 2015. 2016. URL: http://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2015 (дата обращения: 11.04.2017).
- Евтухова Г.А., Перова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
- КонсультантПлюс// Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017). 1997-2016. URL: http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.04.2017).
- Перова Т.В. Качество как средство повышения конкурентоспособности туристской организации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015.№ 3 (32). С. 87-92.
- Перова Т.В. Реклама в туризме и гостиничном хозяйстве: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. 80 с.
- Положение инвалидов// Федеральная служба государственной статистики. 1999-2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 11.04.2017).