Сложившиеся современные рыночные условия в России требуют от многих общественных, коммерческих организаций, представителей власти максимально вложенных усилий для пожертвования инвестиций с целью решения различных проблем национальных проектов образования, медицины, строительства и ЖКХ. Фандрайзинг – деятельность по сбору средств, образованию финансовых и денежных фондов для благотворительных или образовательных целей.
С точки зрения целей финансирования различают проектный и оперативный файндрайзинг. В первом собираемые денежные средства идут на реализацию конкретного проекта. Потенциальные финансовые партнеры лучше всего относятся именно к данному виду фандрайзинга, так как средства благотворителя расходуются на осуществление определенного проекта с хорошо выраженными целями и статьями расходов. Таким образом, и отчетность по нему будет более простая и понятная, так как за каждой суммой стоит своя доля выполненной работы. Несмотря на то, что проблема получения прибыли уходит в некоммерческих организациях на задний план, только проектный фандрайзинг более других его разновидностей подходит для ее извлечения в случае удачно завершенного проекта. Оперативный же фандрайзинг направлен не на завершение конкретных проектов, а на сохранение и продолжение благотворительной деятельности (заработная плата персоналу, медицинские службы, выплата аренды и т.д.). Он, как следствие, является в меньшей степени оформленным и оттого значительно менее эффективным. Практически каждый инвестор хочет знать, куда были отданы его средства и конечный результат своего взноса. С иной стороны, очаровательность оперативного фандрайзинга в том, что деньги будут вложены в долгосрочные проекты, работающие длительное время. Тогда факт целевой растраты средств может быть легко проверен, снижается процент инвестиционного риска.
Также фандрайзинг можно различать по способу осуществления: внешний и внутренний. Внешний фандрайзинг подразумевает, что для поиска инвесторов должны привлекаться специальные агентства или консультанты, которые не состоят в штате некоммерческой организации. Вероятно, что оплата услуг по поиску жертвователей в конечном результате будет относиться к оперативному фандрайзингу, так как часть имеющихся средств в конечном счете может пойти на заработную плату персоналу некоммерческой организации. В случае же внутреннего фандрайзинга привлечение потенциальных инвесторов (как и поиск проектов) под определенные проекты осуществляется работниками некоммерческой организации.
Внутренний фандрайзинг часто может быть очень эффективным. В качестве примера рассмотрим деятельность одного из фондов России, через который проходит финансирование большого числа проектов в сфере науки и искусства. Его грантовая часть состоит из 4 человек и руководителя. Каждый из работников имеет ученую степень в своей области, что позволяет такому небольшому отделу практически одновременно консультировать проект в разных сферах. В связи хорошо сложившейся связи с российскими/иностранными инвесторами, существует возможность поиска заманчивых для инвестирования проектов (и поиск инвесторов под перспективные направления), их экспертизы и последующего сопровождения даже до сдачи последнего отчета заказчику. И это осуществляется силами всего 5 человек[1].
В бизнес-процессе компания-фандрайзер осуществляет внедрение инноваций, использует лучший персонал для достижения цели маркетингового проекта благодаря выплатам высокой заработной платы исполнителям, организации коллективных событий, визитам к выгодным контрибуторам. Затраты на организацию и осуществление привлекательного бизнес-проекта фандрайзер рассчитывает как процент от размера собранных пожертвований. Например, кампанию фандрайзинга для завтра составляет 17% от всего объема полученных инвестиций. [2]
Источниками финансирования могут быть как собственные средства, так и поступления из бюджетных средств, привлеченные со стороны пожертвования в форме спонсорства и благотворительности. [3]
Привлеченные источники финансирования: благотворительные средства, а также спонсорские средства, заемные средства, гранты;
Государственные источники финансирования: прямое финансирование, косвенное финансирование;
Собственные источники финансирования: доходы от основной деятельности, доходы от предпринимательской деятельности.
Миссия фандрайзинга определяется развитием нашего общества в результате повышения качества и условий жизни человека. При выполнении определенной миссии фандрайзинга важно обосновать число компаний – контрибуторов, на долю которых приходится основная часть совокупных пожертвований.
В организации фандрайзинга главная роль отводится спонсорству.
Спонсирование – вклад физического или юридического лица, который в реализации проекта, в прямое или косвенное финансирование для стимулирования полезных начинаний инициативных групп и отдельных лиц.
К основным целям спонсорских программ относятся: создание высокой общественной и социальной репутации через оказании помощи нуждающимся в ней слоям общества; увеличение бизнеса за счет разнообразных льгот; набор квалификационных кадров для личных нужд через финансирование образовательных программ в регионе; косвенная реклама товаров, на прямую рекламу которых существуют ограничения или запреты (спиртные напитки, табак, оружие и т.д.)
Итак, Фандрайзинг как система совокупных моделей сбора денежных средств направлена на реализацию социально значимых для общества проектов. В более широком смысле фандрайзинг – это не только привлечение денежных средств, но и других источников потенциальных контрибуторов – интеллектуальных, научных, источников для решения общественных проблем. Привлечь дополнительные инвестиции в сферу, которая не является очевидно актуальной и жизненно необходимой, – чрезвычайно сложная задача. А чем эффективнее маркетинговые проекты, тем проще PR-специалисту найти компанию-фандрайзера для денежного финансирования проекта.
Библиографический список
- И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев Маркетинг торговли: учебник – М.:Издетельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 –с. 750.
- В.М. Маслова, И.М. Синяева, В.В Синяев Сфера PR в маркетинге: учебное пособие – М.: Юнити-Дана,2015 – с.384.
- Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник ред. И.М. Синяева– М.: Юнити-Дана, 2015 –с.504.
Количество просмотров публикации: Please wait