ФАНДРАЙЗИНГ – МЕТОД ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Иванова Дарина Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В статье можно познакомиться с основными аспектами фандрайзинга. Рассмотрены виды фандрайзинга: проектный, оперативный, внешний и внутренний, а также выбран наиболее эффективный из них. Выделены различные источники финансирования в фандрайзинге.

Ключевые слова: внешний фандрайзинг, внутренний фандрайзинг, оперативный фандрайзинг, проектный фандрайзинг, спонсирование, фандрайзинг, финансирование


FUNDRAISING IS THE METHOD OF ATTRACTING THE MEANS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Toropova Anastasiya Igorevna1, Domnina Anna Ivanovna1, Ivanova Darina Sergeevna1, Rotanova Valeriya Aleksandrovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student

Abstract
In this article you can get acquainted with the main aspects of fundraising. The types of fundraising are considered: project, operational, external and internal, and also the most effective one is chosen. Various sources of financing in fundraising have been singled out.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Иванова Д.С., Ротанова В.А. Фандрайзинг – метод привлечения средств некоммерческих организаций // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80912 (дата обращения: 29.03.2024).

Сложившиеся современные рыночные условия в России требуют от многих общественных, коммерческих организаций, представителей власти максимально вложенных усилий для пожертвования инвестиций с целью решения различных проблем национальных проектов образования, медицины, строительства и ЖКХ. Фандрайзинг – деятельность по сбору средств, образованию финансовых и денежных фондов для благотворительных или образовательных целей.

С точки зрения целей финансирования различают проектный и оперативный файндрайзинг. В первом собираемые денежные средства идут на реализацию конкретного проекта. Потенциальные финансовые партнеры лучше всего относятся именно к данному виду фандрайзинга, так как средства благотворителя расходуются на осуществление определенного проекта с хорошо выраженными целями и статьями расходов. Таким образом, и отчетность по нему будет более простая и  понятная, так как за каждой суммой стоит своя доля выполненной работы. Несмотря на то, что проблема получения прибыли уходит в некоммерческих организациях на задний план, только проектный фандрайзинг более других его разновидностей подходит для ее извлечения в случае удачно завершенного проекта. Оперативный же фандрайзинг  направлен не на завершение конкретных проектов, а на сохранение и  продолжение благотворительной деятельности (заработная плата персоналу, медицинские службы, выплата аренды и т.д.). Он, как следствие, является в меньшей степени оформленным и оттого значительно менее эффективным. Практически каждый инвестор хочет знать, куда были отданы его средства и конечный результат своего взноса. С иной стороны, очаровательность оперативного фандрайзинга в том, что деньги будут вложены в долгосрочные проекты, работающие длительное время. Тогда факт целевой растраты средств может быть легко проверен, снижается процент инвестиционного риска.

Также фандрайзинг можно различать по способу осуществления: внешний и внутренний. Внешний фандрайзинг подразумевает, что для поиска инвесторов должны привлекаться специальные агентства или консультанты, которые не состоят в штате некоммерческой организации. Вероятно, что оплата услуг по поиску жертвователей в конечном результате будет относиться к оперативному фандрайзингу, так как часть имеющихся средств в конечном счете может пойти на заработную плату персоналу некоммерческой организации. В случае же внутреннего фандрайзинга привлечение потенциальных инвесторов (как и поиск проектов) под определенные проекты осуществляется работниками некоммерческой организации.

Внутренний фандрайзинг часто может быть очень эффективным. В качестве примера рассмотрим деятельность одного из фондов России, через который проходит финансирование большого числа проектов в сфере науки и искусства. Его грантовая часть состоит из 4 человек и руководителя. Каждый из работников имеет ученую степень в своей области, что позволяет такому небольшому отделу практически одновременно консультировать проект в разных сферах. В связи хорошо сложившейся связи с российскими/иностранными инвесторами, существует возможность поиска заманчивых для инвестирования проектов (и поиск инвесторов под перспективные направления), их экспертизы и последующего сопровождения даже до сдачи последнего отчета заказчику. И это осуществляется силами всего 5 человек[1].

В бизнес-процессе компания-фандрайзер осуществляет внедрение инноваций, использует лучший персонал для достижения цели маркетингового проекта благодаря выплатам высокой заработной платы исполнителям, организации коллективных событий, визитам к выгодным контрибуторам. Затраты на организацию и осуществление привлекательного бизнес-проекта фандрайзер рассчитывает как процент от размера собранных пожертвований. Например, кампанию фандрайзинга для завтра составляет 17% от всего объема полученных инвестиций. [2]

Источниками финансирования могут быть как собственные средства, так и поступления из бюджетных средств, привлеченные со стороны пожертвования в форме спонсорства и благотворительности. [3]

Привлеченные источники финансирования: благотворительные средства, а также спонсорские средства, заемные средства, гранты;

Государственные источники финансирования: прямое финансирование, косвенное финансирование;

Собственные источники финансирования: доходы от основной деятельности, доходы от предпринимательской деятельности.

Миссия фандрайзинга определяется развитием нашего общества в результате повышения качества и условий жизни человека. При выполнении определенной миссии фандрайзинга важно обосновать число компаний – контрибуторов, на долю которых приходится основная часть совокупных пожертвований.

В организации фандрайзинга главная роль отводится спонсорству.

Спонсирование – вклад физического или юридического лица, который в реализации проекта, в прямое или косвенное финансирование для стимулирования полезных начинаний инициативных групп и отдельных лиц.

К основным целям спонсорских программ относятся: создание высокой общественной и социальной репутации через оказании помощи нуждающимся в ней слоям общества; увеличение бизнеса за счет разнообразных льгот; набор квалификационных кадров для личных нужд через финансирование образовательных программ в регионе; косвенная реклама товаров, на прямую рекламу которых существуют ограничения или запреты (спиртные напитки, табак, оружие и т.д.)

Итак, Фандрайзинг как система совокупных моделей сбора денежных средств направлена на реализацию социально значимых для общества проектов. В более широком смысле фандрайзинг – это не только привлечение денежных средств, но и других источников потенциальных контрибуторов – интеллектуальных, научных, источников для решения общественных проблем.  Привлечь дополнительные инвестиции в сферу, которая не является очевидно актуальной и жизненно необходимой, – чрезвычайно сложная задача. А чем эффективнее маркетинговые проекты, тем проще PR-специалисту найти компанию-фандрайзера для  денежного финансирования проекта.


Библиографический список
  1. И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев Маркетинг торговли: учебник – М.:Издетельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 –с. 750.
  2. В.М. Маслова, И.М. Синяева, В.В Синяев Сфера PR в маркетинге: учебное пособие – М.: Юнити-Дана,2015 – с.384.
  3. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник ред. И.М. Синяева– М.: Юнити-Дана, 2015 –с.504.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация