Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных и внесудебных решений. Нужно сказать, что именно проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов государственными органами, в том числе и службой судебных приставов, наиболее часто затрагиваются на страницах юридической прессы, как теоретиками, так и практиками.
Деятельность судебных приставов-исполнителей нуждается в прокурорском надзоре по следующим причинам: большое количество нарушений законодательных норм, которые применяются в процессе принудительного исполнения, допущенные субъектами исполнения исполнительных документов; прокуратура, фактически будучи единственным органом государства, а также имея достаточно полномочий для осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и пресечения незаконных действий, совершаемых ими, способна обеспечить необходимый уровень соблюдения законности данными субъектами.
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, ее территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы-исполнители, являются объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями [1, с. 214].
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выступает важным элементом прокурорского надзора за соблюдением законности сотрудниками ФССП в целом.
На первый взгляд может показаться, что прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями представляет собой весьма узкое направление надзорной деятельности органов прокуратуры. Заметим, что это не так, поскольку профессиональная деятельность судебных приставов-исполнителей определяется большим количеством законов и подзаконных нормативных актов. В этой связи практика вынесения решений судебными приставами-исполнителями и осуществления ими действий либо бездействия отличается разнообразием и нуждается в постоянном совершенствовании.
Однако, к сожалению, правоотношения, складывающиеся при исполнении исполнительных документов судебными приставами-исполнителями, часто характеризуются коррупционной составляющей. Коррупция как негативное явление вызывает недоверие граждан к органам государственной власти (и здесь органы принудительного исполнения исполнительных документов не являются исключением), потому что коррупция, разрушая государство.
Особенность предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, в первую очередь, предопределяется функциями, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в рамках реализуемых ими полномочий [2, с. 263]. В Указании Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выглядит следующим образом: надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; надзор за законностью действий (бездействия) и решений, которые принимаются судебными приставами-исполнителями; надзор за соблюдением прав и свобод граждан в процессе осуществления действий (бездействия) судебными приставами-исполнителями и принятия ими решений [3].
В доктрине учеными предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется по-разному. Так, например, Т. Е. Сушина указывает, что предметом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является анализ исполнения последними не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в материалах правоприменительной практики [4, с. 162].
По мнению А. Ю. Винокурова, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями признается исполнение законов судебными приставами-исполнителями, законность и обоснованность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, вынесение правоприменительных документов судебными приставами-исполнителями, а также законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей [5, с. 667].
Таким образом, в силу того обстоятельства, что принудительно исполняются не только судебные решения, но и акты других государственных органов, место службе судебных приставов отведено место в системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется рядом особенностей.
Библиографический список
- Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О.Т. Анкудинова. изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 480 с.
- Смирнов А.Ф. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Ф. Смирнов, А.А. Усачев. М.: Юрайт, 2016. 402 с.
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами: Указание Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (документ опубликован не был).
- Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 160–168.
- Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия «прокурор» при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 665–672.