Для обеспечения экономического развития регионов и предприятий необходимы реальные инструменты, одним из которых являются особые экономические зоны (ОЭЗ).
Во многих государствах подобные зоны выступают как эффективный способ привлечения иностранных финансовых средств. Кроме того они являются механизмом, позволяющим регулировать экономику, притягивая капиталовложения в приоритетные сектора экономики и производства.
Особые экономические зоны являются активным средством государственной политики, которое придает импульс развития регионам. Такие зоны позволяют:
- повышать степень социально-экономического развития региона благодаря привлечению иностранных инвестиций, развивать экспортную базу и создавать новые рабочие места;
- формируют кластеры промышленных предприятий.
Опыт в открытии зон особой экономики принадлежит странам Европы. У России на 2017 год на счету 29 ОЭЗ, из них: 7 зон промышленно-производственного типа; 5 технико-внедренческих; 14 туристско-рекреационных зон; 3 портовых.
Особые экономические зоны позволяют решить комплекс экономических, социальных и научно-технических задач.
С экономической стороны можно отметить некоторые положительные черты:
1) Идет привлечение отечественного и иностранного капитала за счет специальных льготных экономических механизмов, законодательной базы и упрощения организационных процессов;
2) Происходит увеличение объемов денежных поступлений в бюджет регионов.
С социальных позиций достигаются следующие положительные черты:
1) создаются новые рабочие места, снижается уровень безработицы в регионе;
2) удовлетворяются потребности жителей в качественных товарах, и насыщается внутренний рынок.
Решаются научно-технические задачи:
1) внедряются инновационные производственные и технологические процессы;
2) привлекаются зарубежные ученые и специалисты;
3) повышается эффективность использования инфраструктуры и производственных мощностей кластеров.
ОЭЗ характеризуются следующими основными чертами:
1. Локальностью местности, на которой формируется ОЭЗ.
2. Наличием обособленной системы органов управления ОЭЗ (государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны»).
3. Действием на территории ОЭЗ льготного, правового и экономического режима (таблица 1).
Таблица 1 – Льготы по типам ОЭЗ [1]
Виды льгот |
Промышленно-производственный тип |
Технико-внедренческий тип |
Портовый тип |
Туристско-рекреационный тип |
Территория РФ |
Налог на прибыль:
Федеральный бюджет
Региональный бюджет |
2% 0-13,5% |
0% – 5 лет 0-13,5% |
2% 0-13,5% |
0% – 10 лет (условие: резиденты должны быть объединены в кластер) 0-13,5% |
2% 18% |
Налог на имущество |
0% – 10 лет |
0% – 10 лет |
0% – 10 лет |
0% – 10 лет |
2,2% |
Налог на землю |
0% – 5 лет |
0% – 5 лет |
0% – 5 лет |
0% – 5 лет |
1,5% |
Транспортный налог
( в рублях за 1 л.с.) |
0 руб. до 10 лет |
0 руб. до 10 лет |
0 руб. до 10 лет |
0 руб. до 10 лет |
10-150 руб. |
Свободная
таможенная зона |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Наличие инфраструктуры |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Наиболее эффективно происходит развитие ОЭЗ промышленно-производственного типа непосредственно в тех регионах, где для резидентов есть возможность пользоваться самыми благоприятными организационно-правовыми, налоговыми условиями, а также осуществляется финансовая поддержка проектов из федерального и регионального бюджетов.
Для привлечения инвесторов необходимо создать минимальные условия для привлекательности ОЭЗ в регионе:
- обеспеченность энергетическими ресурсами;
- обеспеченность логистическими и транспортными услугами;
- выгодность расположения территории ОЭЗ;
- обеспеченность образовательными центрами для подготовки кадров;
- возможность аренды офисных и производственных площадей;
- обеспеченность широким комплексом IT-инфраструктуры; наличие организационных, правовых и налоговых льгот;
Также потенциальный резидент ОЭЗ рассматривает дополнительные конкурентные преимущества, которые характеризуются следующим:
- качеством и уровнем поддержки проекта ОЭЗ на всех уровнях власти;
- объемом и графиком финансирования инфраструктуры проекта;
- профессионализмом управляющей компании;
- уровнем поддержки со стороны управляющей компании по отношению к строительным и проектным услугам и их сопровождением.
Данные условия соответствуют следующим промышленно-производственным ОЭЗ: ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти».
Итак, особые экономические зоны являются эффективным инструментом экономического развития страны и отдельных регионов. Государство решает разноплановые задачи, создавая различные типы особых экономических зон: промышленно-производственные дают возможность создавать кластеры промышленных предприятий, которые ориентированы на передовой мировой опыт и новые технологии; технико-внедренческие являются площадкой для интеллектуальных научных разработок.
Библиографический список
- Т.В. Кириллова Особые экономические зоны в Российской Федерации// Современная наука: актуальные проблемы науки и практики. Серия «Экономика и Право». 2014. № 12.