У каждого предприятия существует своя специфика бюджетирования, которая зависит от объекта финансового планирования, системы финансовых и нефинансовых целей. Бюджетирование может использоваться в качестве технологии управления компанией. На сегодняшний день предприятия пищевой промышленности уделяют особое внимание выбору эффективной рыночной стратегии, способной обеспечить преимущества перед конкурентами на внутреннем и внешнем ранке. Для усиления управления предприятием следует регулярно проводить мониторинг производящей продукции, производства, процессов, которыми обеспечивается производство, проводить инвентаризацию, вести учет готовой продукции, незавершенного производства, запасов, проводить анализ сбыта продукции и т.д.
Планирование на предприятие пищевой промышленности может выполняться тремя способами: либо сверху – вниз , либо снизу-вверх, либо встречным планированием. Очень часто перед предприятиями стоит вопрос о выборе использования комплексной либо универсальной модели бюджетирования. Конечно, выгоднее использовать комплексную модель, которая раскрывает операционные бюджеты предприятия.
Не секрет, что в связи с воздействием неблагоприятных экономических факторов, объемы производства предприятий пищевой промышленности существенно сократились. Произошло это в основном вследствие роста цен на сырье, снижения уровня качества закупаемого сырья, а также устаревших технологий переработки, технического оснащения предприятий.
Можно смело сказать, что преодолеть влияние неблагоприятных факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду предприятий, можно путем составления комплексных мер, направленных на достижение стабильного экономического роста.
«Бюджетное управление – это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Она ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет – это расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, а также инструмент контроля деятельности субъекта, обеспечивающий качество принимаемых управленческих решений». [1].
Предприятия, ориентированные на пищевую промышленность предъявляют особые требования к системе бюджетирования и управленческого учета. Кругооборот оборотного капитала и основного капитала на предприятиях пищевой промышленности отличен от других отраслей экономики.
При составление бюджета предприятия пищевой промышленности необходимо учитывать следующие аспекты:
-
маленький срок хранения готовой продукции, сырья;
-
вариативный ряд выпускаемой продукции;
-
строгий контроль качества продукции со стороны потребителя и государства;
-
сложности составления калькуляций себестоимости продукции, основанные на отраслевых особенностях предприятия;
- высокий уровень накладных расходов, требующих правильного распределения.
Финансовая структура предприятий по производству пищевых продуктов – это прежде всего набор различных видов деятельности, скоординированных среди структурных подразделений, выступающих в качестве объектов бюджетирования и управления. На таких предприятиях существуют следующие центры финансовой ответственности: сбытовые подразделения, филиалы и представительства, цехи производства.
Очень важно учитывать фактор сезонности потребления, а следовательно и производства пищевой продукции, что придает определенную сложность при организации системы показателей эффективности управления. Поэтому важно использовать систему бюджетирования с определенной методологией управления структурой бюджетов, проработанной структурой центров финансового учета компании, финансами и иных методологических аспектов.
Чем корректней и подробней составлен бюджет предприятия пищевой промышленности, тем эффективнее обеспечивается процесс управления, таким образом, генеральный бюджет предприятия должен складываться из бюджетов всех структурных подразделений.
Процесс бюджетирования на предприятиях пищевой промышленности необходим для:
-
преобразования натуральных и условных единиц на конкретные финансовые показатели;
-
роста эффективности использования ресурсов, имеющихся у предприятия;
-
разграничения ответственности руководителей подразделений;
- создания возможности оценки инвестиционной привлекательности предприятия пищевой промышленности.
Для составления основного бюджета необходимо разработать операционный и финансовый бюджеты, но изначально следует начать с составления бюджета продаж.
«Бюджет продаж – это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и доходе от реализации каждого вида продукции». [3]
Важно учитывать при составление бюджета предприятия пищевой промышленности следующие аспекты:
-
собственные, заемные средства – финансовые ресурсы;
-
наличие трудовых ресурсов, как качественно, так и количественно;
-
отношения с поставщиками, потребителями, их специфика и уровень значимости, процесс выпуска готовой продукции;
-
репутация предприятия на рынке сбыта;
-
информационные ресурсы;
- система контроля.
Ответив на вопросы о целесообразности выпуска различных видов продукции, объемах производства, учитывая факторы сезонности, прогнозирование средней цены рынка, уровне дебиторской задолженности и ее погашении, можно составить корректный план продаж на будущий период.
На основе бюджета продаж целесообразно составить бюджет производства, учитывая динамику остатков готовой продукции на складах.
Исходя из этого, необходимо отразить уровень запасов сырья, материалов, необходимых для производства пищевой продукции на будущий год в бюджете производственных запасов. Немаловажной частью является график составления оплаты сырья и материалов, то есть необходимо составить нужный объем закупаемого сырья (план приобретения) и график его оплаты.
Вид бюджета |
Отраслевая специфика (пищевая промышленность- массовое производство) |
Специфика |
Отраслевая специфика (металлургическая промышленность- производство «под заказ») |
Бюджет продаж |
Производится анализ продаж за прошлый год, на основе которого принимается решение о целесообразности выпуска определенных видов продукции. Бюджет продаж формируется по номенклатурным группам в соответствии с продукцией, выпускаемой предприятием. Бюджет продаж должен быть достаточно динамичным, рассчитанным с учетом сроков хранения продукции, а также сезонности спроса, формируется на основе динамики продаж по различным регионам. |
Бюджет содержит информацию о планируемом объеме продаж, доходе от реализации продукции, ценах. |
Верхний уровень объема продаж предприятия в натуральных единицах определяется объективно существующими производственными мощностями и величиной запасов различных видов продукции на начало бюджетного периода. Учитывая границы лимита и факторы (отпускные цены, период рассрочки платежа и пр.), существует возможность изменения физического объема в зависимости от эластичности спроса по цене, емкости рынка и других макроэкономических факторов. |
Бюджет производственных запасов |
Состояние почвы, развитие, рост и формирование урожая –важные факторы, упитывающиеся при формирование бюджета запасов на предприятие пищевой индустрии. Количество закупаемого урожая (зерновые культуры) зависит от качества урожая, а также от неснижаемого уровня остатков запасов. Для предприятий массового производства величина целевых товарных остатков является расчетной, исходя из специфики производственного процесса, который является автономным (не зависимым от сбыта). Для краткосрочного бюджетного периода объем выпуска обусловлен длительностью и ритмичностью производственного процесса (критерием производственной логистики). Изменение товарных остатков не планируется, оно исчисляется, т.к. целевой объем продаж – это оптимальная точка по анализу «издержки-объем-прибыль». |
Подготавливается в стоимостном выражении, должен представлять планы прямых затрат предприятия для дальнейшего использования и закупа сырья и материалов. Отражает планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет строится на физическом объеме продаж и физическом объеме выпуска, которые в краткосрочном периоде независимы друг от друга. |
Исходя из бюджета продаж определяется производственная программа, которая является расчетным параметром, исчисляемого на основе целевого объема и структуры продаж , а также уровеня товарных остатков. |
Бюджет прямых затрат на оплату труда |
Бюджет на оплату труда основного персонала составляется из принятой системы оплаты (сдельная/ повременная), устанавливаемую в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права. Из этого следует, что условия оплаты труда у каждого работодателя должны основываться на гарантиях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами. |
||
Бюджет общепроизводственных расходов |
Составляется на основе плана закупа основных средств, нормативных расходов по ГСМ, энергоресурсам, человеко-часам и др. в соответствии с действующими тарифами «Единого тарифного органа». |
Составление накладных расходов, которые включают в себя постоянную и переменную части. Переменная часть рассчитывается исходя из суммы затрат, приходящуюся на единицу базового показателя. Нормативные показатели рассчитываются на основе данных за прошлый год с учетом корректировок. |
Технологическое нормирование основных материалов, расходуемых на производственные цели. |
Бюджет производства |
Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж, учитывая необходимую для предприятия динамику остатков готовой продукции на складе. Планирование объема производство осуществляется по каждому производственному цеху. Используются нормы расхода материалов для производства единицы готовой продукции, такая необходимость существует в связи с тем, что изготовление продукции осуществляется в соответствии с рецептом. Учитываются особенности обработки каждого вида сырья. |
Должен раскрывать информацию за минусом начального запаса готовой продукции плюс конечный запас готовой продукции. |
Рассчитывается исходя из целевого объема (количества заказов) и структуры продаж, а также целевого уровня товарных остатков. |
Бюджет закупок |
Закупки следует делать часто и небольшими партиями в силу того, что закупаемые материалы имеют ограниченный срок годности. Остатки сырья и материалов не должны быть ниже установленных минимумов. Приобретение комплектующих и материалов для производства продукции рассматривается по подразделениям индивидуально, что зависит от запланированного объема производства и сроков их выполнения. |
Представляет собой план службы материально-технического снабжения. Определяет потребность в необходимости закупа материалов, сырья, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении в планируемом периоде. |
Важным параметром является расчет совокупной потребности в материальных оборотных средствах, на основе нее исчисляются плановые переменные затраты, то есть определяется расчетная рентабельность отдельных видов продукции. Это обстоятельство вызвано тем, что себестоимость списания материальных оборотных ресурсов (МОР) в производство определяется начальным остатком МОР и стоимостью закупок в бюджетном периоде. |
Готовые предварительные бюджеты дают возможность сформировать основной, генеральный бюджет предприятия пищевой промышленности, он начинается с отчета о прибылях и убытках. Его следует составлять, опираясь на данные бюджета продаж, себестоимости произведенной и реализованной продукции, текущих расходах. Важной составляющей является оценка себестоимости продукции. Необходимо учитывать, что на предприятиях пищевой промышленности обычно выпускается широкая линейка продукции, а значит и существуют различные технологии изготовления, сроки и условия их хранения. Рассчитывать адекватную себестоимость, нужно учитывая динамику изменения факторов потребления ресурсов и цен по каждому виду продукции. Например, в связи с экономическим кризисом и политической обстановкой, сложившейся на сегодняшний день, многие предприятия пищевой промышленности вынуждены закупать сырье по высоким ценам, малым объемам и низкому качеству, что влечет за собой снижение обеспеченности производства и потребителя выпуском доступной и качественной готовой продукции «завтра».
Влияние индивидуальных планов на общий бюджет предприятия можно проследить в плановом отчете о прибылях и убытках, в котором выражаются все экономически выгодные операции предприятия в сжатой форме. Конечно же нужно рассчитать оборот денежных средств предприятия, чтобы в случае образования дефицита была возможность привлечь дополнительные источники финансирования.
Подводя итог, можно сказать, что составление бюджетов различных уровней дает возможность оценить перспективы развития и существования предприятия количественно. Появляется возможность отслеживать финансовые потоки, их целесообразность и приоритетностью как в целом, так и по различным подразделениям предприятия. Получение выгоды в качественном выражение, а именно: контроль за исполнением бюджета, окупает затраты на его внедрение и разработку.
«The work was supported by Act 211 Government of the Russian Federation, contract № 02.A03.21.0011».
«Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление №211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011″.
Библиографический список
- Афоничкин, А.И. Бюджетирование как инструмент стратегического развития интегрированных экономических систем / А.И. Афоничкин, А.А. Андреева /Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010.
- Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Е. Басовский – М.: Инфра-М, 2012. – 260с.
- Бухалков, М.И. “Внутрифирменное планирование: Учебник”/ М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2000.
- Виткалова, А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации / А.П. Виткалова, Д.П. Миллер. – М.: Дашков и Ко, 2011.
- Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система / А.М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2001.
- Чернов В.А. «Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности» / В.А. Чернов. – М.: Финансы и статистика, 2001.