Одна из важнейших задач современного образования заключается в подготовке учащихся к жизни в информационном обществе, которое характеризуется быстрым совершенствованием и распространением информации. Общество, в котором с каждым днём ускоряется процесс появления новых знаний, где разрабатываются новейшие компьютерные технологии и модернизируются старые, где существует потребность в новых профессиях и систематичном повышении квалификации и переквалификации существующих специалистов ¾ всё это признаки современного общества, общества, в котором мы воспитываем и образовываем наше будущее поколение [1, с.25]. В концепции современного образования идёт ориентирование на внедрение новых компьютерных технологий в образование. Министерством образования РФ рекомендовано вводить пропедевтический курс информатики со второго класса, чем и подтверждается нацеленность системы образования на внедрение информационных технологий.
Информационный прогресс может быть нашим помощником в обучении школьников, а может негативно сказаться на формировании юной личности. Для того чтобы избежать негативных последствий, информацию и способы предоставления её детям необходимо тщательно контролировать. Обеспечивать конфиденциальность, доступность и целостность информации становится необходимым при применении информационных технологий в образовании. Информация становится товаром, который можно обменять и продать[2, с.103].
Особенностями младших школьников, к которым стоит относиться более внимательно являются: чувствительность, внушаемость, заинтересованность запретами. В силу данного возраста личность учащегося обладает внешней несформированностью морального сознания. Поступки младших школьников часто носят подражательный характер или вызваны спонтанными внутренними побуждениями. У детей возникают трудности при обработке информации, её анализе, и они воспринимают увиденное или услышанное прямолинейно, что может нанести вред детской психики. Во избежание этого необходимо тщательно отбирать информацию, которая будет представлена детскому вниманию. Важным является научить детей пользоваться информационными технологиями, чтобы не причинить вред себе и окружающим[2, с. 8].
Исходя из вышесказанного, безопасность информационных технологий занимает одно из ведущих направлений в системе образования.
В. А. Галатенко термин «информация» трактует как сведения о фактах и событиях, процессах и явлениях, о состоянии объектов в некоторой предметной области[3, с. 29].
Под информационной безопасностью мы будем понимать как защищённость информации от нежелательного разглашения, искажения или её утраты, снижение степени доступности информации и её незаконное тиражирование. Также сюда отнесём нежелательный контент по отношению к детям[3, с.34].
В мире инновационных разработок, информационных технологий и многомиллионной промышленности остаётся мало внимания для природы. А ведь так важно сохранить и приумножить её богатства для нас, для будущих поколений. Мы неотъемлемо связаны и зависимы от природы. Ухудшающаяся со временем экологическая ситуация в мире, глобальный характер экологических проблем и их яркое проявление в каждом уголке планеты требует перестройки отношения к миру природы. Планета- это наш дом. Человечество всё чаще сталкивается с тяжёлыми последствиями неразумного общения с природой. Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу: воспитать молодое поколение в традициях бережного отношения к природе[4, с. 7].
Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного воспитания бережного отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в учащихся, с момента их знакомства с окружающим миром, основы бережного отношения к природе, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения[4, с.9].
Для воспитания данного качества в младших школьниках необходим межпредметный подход, когда информация о природе, о необходимости её сохранения будет сопровождать все уроки обязательной школьной программы. Занятия по воспитанию бережного отношения к природе в полной мере и с большим интересом будут восприниматься во внеурочной деятельности, где есть возможность проявить творчество, самостоятельность, общительность.
Под внеурочной деятельностью, согласно Федеральному Государственному Стандарту Общего Начального Образования (ФГОС ОНН), мы будем понимать организуемую с классом деятельность во внеурочное время направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы и удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге[5, с.15].
Разнообразие форм и методов проведения внеурочной работы привлекают учащихся, информация, предоставляемая на таких занятиях, усваивается с большим интересом. Самой любимой формой проведения внеклассных мероприятий остаётся игра. В ходе игры успешнее преодолеваются трудности, энергия получает выход, преобладают элементы соревнования, игра нацеливает на творчество.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность имеет пять направлений: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное. Цель духовно-нравственного направления ¾ создать условия для воспитания нравственно развитого, компетентного, инициативного и ответственного гражданина России.
Образование должно быть разносторонним и учитывать различные аспекты жизни. Учителя должны безопасно использовать информационные технологии и научить этому детей и одновременно познакомить учеников с миром природы и научить бережному отношению к ней. Как же всё это совместить во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления?
Благодаря различным формам и методам проведения внеурочных мероприятий учащимся в полном объёме смогут овладеть знаниями по двум, казалось не совместимым направлениям.
Усвоение учебного материала становится более эффективным если в процессе обучения использовать мультимедийные электронные приспособления. В презентации можно включить информацию о природе, о том, что она страдает от влияния человека и нуждается в его бережном, заботливом отношении. Вставить видео материалы с объектами живой и неживой природы. Проиллюстрировать текст фотографиями. При этом необходимо выбрать доступную для детей научную информацию, не содержащую нежелательный контент и обеспечить её целостность и конфиденциальность. Ведь целью обучения является не повтор слов учителя и текстов учебника, что изложены в презентации, а осмысленные выводы сделанные детьми самостоятельно.
Школьники проявляют большую инициативу при работе с компьютерными технологиями, интернетом. Если на домашнюю подготовку будут даваться текстовые файлы и презентации (о природе) с защищённой от редактирования и копирования информацией, учащиеся изначально будут знакомиться с методами защиты информации и проявлять к данной теме больший интерес.
Можно предложить учащимся другие интернет источники информации, где они подробно смогут ознакомиться с информацией и переработать её. Сайты, детские форумы, предлагаемые для обучения, должны быть проверенными. Посещение научных сайтов поможет учащимся освоиться в интернете и привить культуру пользования всемирной сетью. Учащиеся научатся избирательно подходить к информации, если им будут предлагаться свободные темы из мира природы для выступлений. Использование дистанционных олимпиад и конкурсов о мире природы только закрепит интерес к учёбе и объекту познания.
Существует множество детских компьютерных игр, приложений, которые безопасно познакомят учащихся с миром природы. Расскажут о редких животных и растениях, проиллюстрируют красивые места природы. Игра «тамагочи» научит детей заботиться о животных. Но здесь необходимо рассказать детям о возможно вредном влиянии компьютерных игр, о возможности занесения вирусных программ и потери важной информации с компьютера (планшета, телефона). Вместе с учителем нужно найти безопасные источники информации (программы). Важно ограничивать время проведённое детьми в интернете и контролировать посещаемые сайты. Для этого нужно проконсультировать родителей о правилах безопасного времяпровождения в интернете.
Безопасное применение информационных технологий в процессе воспитания у младших школьников бережного отношения к природе во внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению будет результативным при условии, что дети познакомятся с миром природы, с необходимостью её беречь и охранять, и безопасным, рациональным использованием информации для достижения учебных целей.
Библиографический список
- Боброва И.И. Информационная безопасность облачных технологий/В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 80-84
- ChernovaE.V., BobrovaI.I., MovchanI.N., TrofimovE.G., ZerkinaN.N., ChusavitinaG.N. Teachers training for prevention of pupils deviant behavior in ICT /Всборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 294-297
- Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006.
- Ветлугина К.И. Воспитание бережного отношения к природе во внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: дипломная работа. – 2017
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.
- Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды/В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи сборник статей.под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 13-24