КРАУДФАНДИНГ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Бугрова Анастасия Николаевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В статье представлены сущность и цели краудфандинга. Показаны основные участники краудфандинга, а также проанализированы их роли. Рассмотрены моделей сбора средств и их особенности.

Ключевые слова: автор проекта, инвестор, крауд-площадка, Краудфандинг, посредники, проект


KRAUDFANDING AS A NEW METHOD OF FINANCING

Toropova Anastasiya Igorevna1, Domnina Anna Ivanovna1, Bugrova Anastasiya Nikolaevna1, Shamina Ekaterina Maksimovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student

Abstract
The article presents the essence and purposes of crowdfinding. The main participants in crowdfinding are shown, and their roles are analyzed. Models of fundraising and their features are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Бугрова А.Н., Шамина Е.М. Краудфандинг как новый способ финансирования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80316 (дата обращения: 16.04.2024).

Краудфандинг – это сравнительно недавно появившийся способ финансирования проектов. Такая форма финансирования достаточная необычна не только для России, но и для других стран. Краудфандинг предполагает обращение к кругу лиц, каждый из которых может сделать свой денежный вклад в обмен на получение некоего вознаграждения. Чтобы понять принципиальную схему краудфандинга, необходимо рассмотреть её основных участников, а именно: инвесторов, авторов проекта и посредников, с помощью которых осуществляется встреча инвестора и автора проекта.

Инвестор. В качестве инвестора может выступать любой субъект, ознакомившийся с объявлением о сборе денег на определенный проект, одобривший его имеющий свободные средства для инвестирования. Никаких жестких требований к инвестируемым суммам обычно нет. Таким образом, подобный способ инвестирования доступен практически любому человеку или предприятию вне зависимости от каких-либо формальных требований (организационная форма, минимальный капитал, место жительства и пр.). Не случайно сама схема носит название краудфандинга, т.е. финансирование путем обращения к неопределенно широкому кругу никаких не взаимосвязанных между собой лиц, к толпе.

В качестве вознаграждения инвесторам авторы проектов могут предлагать приобретение созданных новинок сразу после их появления на рынке и по существенно сниженной цене. Количество изделий, которые могут быть приобретены со скидкой, зависит от суммы инвестиций. Если товар окажется успешным и его рыночная цена будет достаточно высокой, инвестор может использовать полученный со скидкой товар не только и не столько для личного потребления, сколько для прибыльной перепродажи. [1]

Автор проекта. Чаще всего с помощью краудфандинга финансируются проекты из сферы культуры и искусства (съемки фильмов, записи музыкальных альбомов и пр.). Однако определенную долю всех проектов составляют технические идеи, находящиеся в начальной стадии своего развития. В процессе сбора денег путем краудфандинга авторы могут заранее получить представление о том, как их проект воспринимается рынком. В этом смысле отрицательный результат, т.е. неспособность проекта собрать необходимое количество потенциальных инвесторов, также является результатом и позволяет авторам своевременно скорректировать свои планы.

Еще одно преимущество краудфандинга, с точки зрения авторов проекта, – это сохранение полного контроля над проектом. В случае финансирования идеи более традиционным путем, с помощью бизнес-ангелов или венчурного капитала, вопрос о собственности и возможности принимать самостоятельные решения может быть причиной конфликтов между авторами и инвесторами.

Посредники. Для организации встречи инвесторов и авторов проекта, для сбора денег и осуществления всех необходимых операций используются возможности сети Интернет. Посредником выступает компания, владеющая специализированным сайтом, на котором развешиваются объявления о проекте. Потенциальный инвестор (т.е. любой, зашедший на сайт пользователь) может ознакомиться как с самим проектом, так и со статистикой сбора денег. Если представленная информация удовлетворяет инвестора, он заявляет любую приемлемую для него сумму для последующей передачи авторам проекта. Если проект к установленному сроку не набирает оговоренную авторами сумму, он считается неудачным, и заявленные инвестиции в пользу проекта не перечисляются. Частичное финансирование проекта не осуществляется (принцип «всё или ничего»). За оказанные услуги посредник взимает комиссию (обычно в размере около 3-5%).

Каждая крауд-площадка может  работать под одной или несколькими моделями сбора средств. Они должны быть обозначены в правилах площадки, условиях размещения проектов или другом аналогичном документе. Когда автор размещает описание проекта на краудфандинг-платформе, то автоматически соглашается с указанной моделью сбора средств.

Посмотрим, что подразумевает каждая из них:

1.«Все или ничего» – в данной модели средства переводятся создателям проектов только в том случае, если по истечении установленного периода достигается заранее определенная финансовая цель. Если в это время цель не достигнута, все деньги возвращаются инвесторам. [2]

Эта модель удобна в том случае, если автор проекта хочет привлечь всю требуемую сумму, не привлекая других источников финансирования.

Опасность данного проекта заключается в том, что если проект не соберет нужный объем средств, то автору придется привлекать финансирование из других источников или отложить запуск проекта.

2. «Все, что есть» или «оставить все собранное» – все собранные денежные средства (за исключением комиссионных средств) оправляются создателем проектов, вне зависимости от того, была ли достигнута цель или нет.

Эта модель удобна, если авторам проекта важен любой объем средств, чтобы начать реализовать проект. Это «модель гарантированного успеха»: автор в выигрыше, как только объем собранных средств превысит сумму комиссии площадки.

Опасность: если создателям проекта не хватит средств на запуск, то на них возлагается ответственность за возмещение средств инвесторам.

3. «Переломный момента» – автор проекта может забрать деньги, собрав более 50% денежных средств.

Эта модель удобна, если бюджет проекта хорошо просчитан и рассчитана сумма , которая потребуется для того, чтобы реализовать проект или сделать первые шаги в назначенном направлении, получив первые результаты. У авторов обычно либо есть договоренность с партнерами о том, что они получают  поддержку проекта после его старта, либо есть уверенность, что к моменту, когда закончатся средства, собранные с помощью краудфандинга, они найдут спонсоров или будут готовы запустить следующий проект.

Опасность: автор должен иметь гарантию на то, что «переломный момент» для его проекта оценивается половиной запрошенной суммы.

4. «Награда» – собранные на проект средства выступают в качестве награды команде, готовой взяться за крауд-проект.

Эта модель удобна, если автор идеи готов взяться за ее реализацию, но может поделиться ей или рассчитывает собрать команду помощников прямо на крауд-площадке.

Опасность: автору проекта потребуется затратить дополнительные усилия и время на общение с незнакомцами и подбор команды.

5. «Сделка со свободной ценой» – инвесторы сами назначают цену уже готового продукта, такого как аудиозапись или книга.

Эта модель удобна, если автор не связан конкретными договоренностями, и ему важно завершить идею.

Опасность: сумма, которую собрали на крур-площадке, может оказаться недостаточной для того, чтобы запустить проект в вашем регионе.

Таким образом, краудфандинг – превосходная идея, которая позволяет большому числу людей собирать средства, необходимые предпринимателю для старта. [3]


Библиографический список
  1. Н.Г. Копасовская Краудфандинг – инновационный подход к инвестированию проектов // Инновационная экономика XXI века, 2013 – В 2т. Том1. – с.637-329.
  2. О.В. Пугач Краудфандинг как метод сбора средств и привлечение внимания к проекту// Учреждения культуры, 2015. – №7. – с. 18-21.
  3. Настольная книга венчурного предпринимателя/ ред.Виноградов В., Ионов В. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – с.247.
  4. А.Ю. Дук, М.Д. Джамалдинова Краудфандинг как новая форма инновации в инвестировании // Вопросы региональной экономики, 2016 – В 26т. №1. – с. 27-33


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация