Выступая в декабре 2016 года с Посланием Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин особо подчеркнул, что смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России, поэтому наши усилия должны быть направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.
Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации. Основные неинфекционные заболевания являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения, они обусловливают не только большие человеческие страдания, но и выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны. Сердечно-сосудистые заболевания являются основным бременем для страны, экономический ущерб от которых превышает 1 трлн руб в год.
Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
ВУЗ является именно тем социальным институтом, в котором происходит не только обучение будущего врача, но и в не меньшей степени его становление как личности, готовой посвятить свою жизни служению на благо других людей.
Образование как важнейший социальный институт издавна состоит из иерархически организованных ступеней и уровней, устроенных по принципу преемственности. Взаимосвязи внутри образовательного пространства осуществляются на разных уровнях: этико-правовом, психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном, научно-методическом, организационном, коммуникативно-информационном уровнях.
Формирование и развитие личности врача проходит становление в специально организованной образовательной среде медицинского вуза, педпроцесс которого ориентирован на сохранение и расширение воспроизводства опыта и форм медицинской деятельности, подготовку и переподготовку специалистов для работы в условиях инновационного общества [1-7].
Принципы биоэтики являются системообразующим компонентом образовательного пространства медицинского вуза, где в процессе формирования врачебного менталитета социокультурным образцам отводится первостепенная роль [8-13].
Эффективность терапевтического сотрудничества во многом зависит от соблюдения врачом принципа дифференцированности коммуникативных подходов к лечению отдельных групп пациентов, разработанных с учетом социокультурных и психофизических особенностей конкретного индивида. В контексте нашего исследования хотелось бы подробнее рассмотреть актуальные вопросы персонализированной терапии в контексте сердечно-сосудистых заболеваний.
В медицине существуют два подхода – лечить болезнь или лечить больного. Согласно первому подходу всем пациентам с одинаковым диагнозом можно выписывать одно лекарство. Второй подход исповедовал еще Гиппократ, и согласно ему одна и та же болезнь может быть вызвана разными поломками в организме.
Персонализированная медицина – это подход, который основывается не только на наших обширных знаниях о молекулярной природе заболеваний и о том, как работают медпрепараты, а также на нашем понимании индивидуальных биологических различий пациентов. В основе персонализированной медицины лежит наблюдение, что пациенты с одним и тем же диагнозом по-разному реагируют на одинаковое лечение: в то время как один препарат может быть высокоэффективным для одного пациента, он может не дать желаемых результатов при лечении другого пациента с аналогичным диагнозом. Таким образом, персонализированная медицина может повысить эффективность и безопасность лечения. Цель персонализированной медицины – обеспечить, чтобы конкретный пациент получил подходящий именно ему лекарственный препарат.
Общеизвестно, что знание основ возрастной психологии и применение их в работе с пациентом любого возраста – важнейшая составляющая практической работы врача, а высокий уровень правосознания медицинского работника – показатель успешности и востребованности специалиста, залог эффективности его терапевтического сотрудничества. В ходе коммуникации с пациентом, используя вербальные и невербальные методы общения, врач воздействует на своих пациентов, убеждает их в необходимости профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и их лечения.
Акцентируя термин «терапевтическое сотрудничество» в рамках проведения персонализированной терапии, мы подразумеваем достижение взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной ответственности медицинского работника и пациента. Устанавливая с пациентом «терапевтическое сотрудничество», врач должен быть готовым к реализации не только коммуникативных умений и навыков, но и своих знаний возрастной психологии. Нельзя сводить диалог между врачом и пациентом к банальному обмену информацией, их общение должно быть направлено на выработку общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения. Способность эффективно общаться с пациентами присуща в большей степени тем врачам, которые живут в модусе «Бытия» (Э. Фромм) и имеют доминанту «на лицо другого» человека (А.А. Ухтомский).
В педпроцессе вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: пропагандировать соблюдение интенсивно-подвижного и здорового образ жизни, а также соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [19], ведь известно, что несоблюдение норм и принципов здорового образа жизни, а также нетренированность сердечно-сосудистой системы и перегруженность нервной системы человека приводят его к проблемам со здоровьем: гипертонической болезни, атеросклерозу, ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда.
В заключении отметим, что персонализированная медицина – это основной фактор дальнейшего совершенствования медицины, которая сможет повысить безопасность и эффективность терапии, улучшить жизнь, здоровье и качество жизни пациентов. Эффективность коммуникативной стратегии врача в рамках терапевтического сотрудничества во многом определяется уровнем развития его коммуникативной компетентности, что во многом определит степень удовлетворенности пациентов качеством своего лечения.
Библиографический список
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. – 2013. – № 28. – с. 199–203.
- Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 31. – С. 57–61.
- Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. … канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2004. – 112 с.
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – С. 79–83.
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – С. 58–64.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
- Ерохин С.А., Шаповал Г.Н. Врачебный менталитет в воспитательно-гуманистическом измерении медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 103-106.
- Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014.- № 41-42. – С. 101-106.
- Карташова Е.А. Актуальные вопросы профилактики стрессов в студенческой среде медицинского вуза // В сборнике: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 120-124.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук // ГОУВПО «Ростовский государственный медицинский университет». Ростов-на-Дону,- 2009. – 158 с.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности применения триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ростовский государственный медицинский университет. Ростов-на-Дону, 2009.
- Карташова Е.А. Эффективность коммуникативной стратегии врача-кардиолога в лечении пациентов разного возраста. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 57-61.
- Карташова Е.А. Эффективность персонализированной терапии в рамках терапевтического сотрудничества при лечении пациентов разного возраста // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения, материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 78-80.
- Карташова Е.А., Кастанаян А.А., Нажева М.И., Жулитов А.Ю., Железняк Е.И. Эффективность применения тиотриазолина в комплексной терапии ишемической болезни сердца // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2016. – Т. 15. - № 3.- С. 25-30.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 2 (58). – С. 577-581.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.- № 2 (58).- С. 689-692.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 1 (57). – С. 698-704.
- Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
- Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
- Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность в контексте профессиональной социализации студентов российских вузов //
Universum: общественные науки.- 2016.- № 6 (24).- С. 4. - Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
- Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
- Шаповал Г.Н. Компетентностный и биоэтический аспекты аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов-медиков. В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 163-166.
- Шаповал Г.Н. Роль коммуникативной компетенции в ходе профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 144–147.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н., Карташова ЕА. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.