Современные школьники и студенты оказались в ситуации, когда информационная среда вокруг персонифицирована и существует возможность мгновенного переключения как между темами изучаемых материалов, так и между способами подачи (текст, изображения, подкасты, видео, игры и т.д.). То есть для усвоения информации требуются меньшие усилия воли и концентрации внимания.
Благодаря интернету и новейшим «гаджетам» сформировались «цифровые» привычки и особенности работы с контентом: неспособность воспринимать большие объёмы информации, тенденция к визуализации материалов, «клиповое мышление», нацеленность на немедленный результат. Авторы вынуждены признать, что «механизмы восприятия и мышления нового поколения студентов не совпадают с имеющимися технологиями преподавания в высшей школе» [1, c. 116], подобные проблемы отмечаются и для школьного образования [2, c. 45-47].
Традиционные формы обучения не соответствуют сложившейся ситуации. Образовательный процесс, несмотря на попытки составления индивидуальных образовательных траекторий, продолжает отличаться унифицированным подходом и малой гибкостью, отсутствием возможностей самопознания и самореализации. «Практическое занятие направлено в основном на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов студентов» [3, c. 225].
В качестве решения проблемы рассматривается использование в учебном процессе компьютерных средств, таких как информационно-образовательная система, электронный учебно-методический комплекс, электронный учебник и другие. В публикациях, посвящённых компьютерным обучающим системам, нет терминологического единства. Подчёркивается, что размытость термина «электронный учебник» обусловлена изменившимся назначением учебника в электронном образовании, который «становится не носителем информации, а инструментом организации учебной деятельности педагога и обучаемого с акцентом на самообучение» [4, c. 100]. Изменение роли компьютерных пособий отражается не только в терминологическом поле, но и в возрастающей потребности в системах, хотя бы частично имитирующих работу преподавателя (против цифровых учебников, состоящих из текста, мультимедийных иллюстраций и элементарных тестов) [3, c. 225-226, 5, с. 415].
Кроме того, существует ещё несколько тенденций, определяющих интерес к компьютерным средствам обучения как для формального, так и для неформального образования. Первая тенденция, о которой следует упомянуть, – непрерывное образование в течение жизни (lifelong leaning), в соответствии с которым человек продолжает повышать свой профессиональный уровень, а также может получать фоновые знания постоянно, вне зависимости от даты окончания учебных курсов или заведений [6, с. 105]. Вторая – высокая доступность и всё возрастающая производительность мобильных устройств, а также повышающиеся качество и скорость мобильного интернета, позволяющие пользователям работать с учебниками фактически в любом месте и в любое время. Сами компьютерные обучающие системы всё больше становятся интернет- и мобильно-ориентированными [5 с. 225, 7, с. 319], «от электронного обучения (e-learning) совершается переход к мобильному (m-learning). В ряде стран реализуется концепция u-learning (ubiquitous learning – всеохватывающее, всепроникающее и повсеместное электронное обучение) и, в перспективе, намечается становление интеллектуального smart-е-learning» [6, с. 105].
Таким образом, цифровые средства обучения, имеющие в своём составе модули, имитирующую работу преподавателя, способны удовлетворить некоторые образовательные потребности и восполнить пробелы существующей системы. Это возможно не только благодаря фактору всё повышающейся доступности, но и потому, что электронная образовательная среда соответствует «цифровым» привычкам обучающихся. Она обладает рядом необходимых для этого специфических характеристик:
- ориентированность на личность;
- ориентированность на самостоятельную работу;
- психологическая комфортность;
- геймифицированность.
Перед тем, как кратко описать перечисленные характеристики, необходимо сделать замечание, что электронные средства обучения могут довольно сильно отличаться программной архитектурой, наполнением и методическими подходами. Поэтому приведённая функциональность может отсутствовать, а её реализация в разных системах может значительно варьироваться.
Ориентированность на личность. Во время усвоения материала с помощью электронного учебника человек сам может выбирать темп работы в соответствии со своими психофизиологическими особенностями, степенью концентрации внимания, настроением. Зачастую в электронных учебниках присутствует дополнительный материал или ссылки на него, что позволяет при желании интенсифицировать изучение заинтересовавшего раздела [8, с. 702]. Кроме самостоятельного определения объёма необходимой для изучения информации, нередко существует и возможность варьировать род и количество практических задач для закрепления материала. Таким образом, за счёт права выбора реализуется принцип индивидуализации и поддерживается возможность следовать индивидуальным образовательным траекториям [9, с. 80].
Другой стороной использования личностно-ориентированного подхода является встраивание экспертной системы, которая выполняет функции преподавателя. Такая система на основе входного тестирования, успешно выполненных упражнений, допущенных в ходе работы ошибок, времени выполнения задания, обращений к справочной системе и других параметров составляет персональные рекомендации обучающемуся [10, с. 1-2]. Подобные системы сложны в разработке и дороги, а потому встречаются нечасто, но являются одним из перспективных направлений в разработке электронных учебников.
Ориентированность на самостоятельную работу. Электронная образовательная среда предполагает максимальное использование активного, «откликающегося» контента взамен традиционному пассивному и поддерживает комфортные, интуитивно понятные условия для взаимодействия с ним, вовлекая пользователя в самостоятельное активное обучение и решение своих познавательных задач [8, с. 701, 11, с. 43]. Электронный учебник должен наполнять деятельность учащихся и при этом позволять им самостоятельно «конструировать» свой образовательный маршрут, тогда «самостоятельная работа обучающихся охватывает как процессуальную, так и содержательную составляющие обучения». У обучающегося не возникает потребности в контроле преподавателем, «усвоение содержания образования оказывается связанным, прежде всего, с самостоятельной целенаправленной деятельностью субъекта образовательного процесса, поддерживаемой средствами хранения и доставки информации» [12, с. 126].
Основой работы с электронным учебником является рефлексия: обучающийся достигает цели, осознавая, какие усилия приложил и какие ошибки совершил в процессе.
Психологическая комфортность. Для современных школьников и студентов работа за компьютером привычна и иногда бывает комфортнее классического обучения. При занятии с информационно-образовательной средой у пользователя есть возможность работать в собственном темпе и обращаться к справочному материалу столько раз, сколько потребуется. В этом случае «компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях». Зачастую учебные задачи регулируются по степени трудности, а правильные решения поощряются. В некоторых системах каждая тема состоит из небольших, мгновенно проверяемых упражнений, где ошибки детально комментируются и даётся попытка выполнить задание заново. Таким образом, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [3, с. 226, 12, с. 126].
Геймифицированность. В некоторых электронных учебниках, чтобы обеспечить постоянное внимание пользователя, бесперебойную и измеримую обратную связь, а сам процесс обучения сделать более функциональным, приятным и мотивирующим, используется технология геймификации – применение игровых методик в неигровых ситуациях. Под геймифицированностью же подразумевается насыщенность электронного учебного пособия такими методиками. За счёт игровой легенды, сценария и эстетики у пользователей появляется эмоциональная сопричастность, интерес к достижению каких-либо вымышленных целей [13, с. 13]. Кроме того, при геймификации поэтапно усложняются задачи по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций, что «обеспечивает развитие эксплуатационных результатов при сохранении пользовательской вовлечённости» [14, с. 1160].
В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Без сомнения, электронные средства обучения не решают всех проблем, которые существуют в современной системе образования. Однако личностный подход, создание условий самостоятельного поиска решений тех или иных задач, игровой принцип, думается, смогут расширить образовательные программы в школах и вузах, предоставить обучающимся условия для более продуктивного и комфортного самообразования.
Библиографический список
- Карпушкина Г. И., Лясина И. Ю., Дьяконова К. С., Соколов Р. В. Особенности восприятия информации современными российскими студентами // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1
- Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19)
- Кочмар О.Н. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку // Вестник науки Сибири. 2012. №5 (6)
- Макушкина Л. А., Рыбанов А. А., Приходько Е. А. Электронный учебник как знаковое средство построения и организации обучения // Известия ВолгГТУ. 2009. №6
- Зайцева Л. В., Попко В. Н. Разработка и использование электронных учебников // Образовательные технологии и общество. 2006. №1 С.411-421.
- Стародубцев В. А., Велединская С. Б., Шамина О. Б. Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10
- Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2
- Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. №3
- Конышева А. В. Специфика формирования индивидуальной образовательной траектории в электронной дидактической среде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.
- Лю Юн. Компьютерная обучающая система китайской письменности: Автореф.дис. канд. техн. наук: 05.13.11. – М., 2006.
- Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10
- Иванова Е.О. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19)
- Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21)
- Никитин С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9.