ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАЙДЗЕН-СЕССИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Степанова Елена Геннадьевна
Тольяттинский государственный университет
кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмент организации

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам проведения Кайдзен-сессий на предприятии. Рассмотрены отличия традиционного подхода к управлению предприятием и подхода, основанного на принципах Кайдзен. Приведено описание этапов технологии подготовки и проведения пятидневной Кайдзен-сессии на производственном предприятии.

Ключевые слова: Кайдзен, Кайдзен-сессия, непрерывное улучшение, управление предприятием


TECHNOLOGY OF KAIZEN SESSIONS ON THE ENTERPRISE

Stepanova Elena Gennadyevna
Togliatti State University
Ph.D., assistant professor сhair of organization management

Abstract
This article deals with the issues of Kaizen sessions at the company. We consider the difference of the traditional approach to the management of the company and an approach based on the principles of Kaizen. The description of the stages of the technology of preparation and carrying out of the five-day session Kaizen in a manufacturing enterprise.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова Е.Г. Технология проведения Кайдзен-сессий на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79490 (дата обращения: 29.03.2024).

Современные требования к организации и управлению производством достаточно жесткие и вызваны переходом от массового производства к позаказному. Изменение требований, предъявляемых к заказу (индивидуальные характеристики продукта, маленькие партии, короткое время выполнения заказа, высокое качество продукции, низкая стоимость) приводит к изменению требований, предъявляемых к производству (это увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, сокращение времени производственного цикла, повышение производительности производственных процессов, уменьшение размеров обрабатываемых партий, повышение качества выпускаемой продукции, снижение объемов запасов материалов, готовой продукции).

Ужесточение требований заставляет предприятие совершенствовать подходы к организации и управлению производственными процессами. Одним из основополагающих подходов является система Кайдзен (kaizen) -  производное от японских слов «kai» – изменение, и «дзен» – хорошо или к лучшему, изменение к лучшему или непрерывное совершенствование.

Непрерывное улучшение должно вовлекать в этот процесс каждого сотрудника – от том-менеджмента до рабочих на рабочих местах в цехе. Сущность кайдзен состоит в том, что каждый сотрудник предприятиярегулярно формулирует небольшие предложения по улучшению и в результате большое число незначительных улучшений приводит к существенному повышению качества.

Применение системы кайдзен в практике работы предприятия осуществляется путем создания и регулярной работы кайдзен – команд. В состав кайдзен – команд входят работники разного уровня и функционала, которые имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями для  решения конкретной проблемы [1].

Высшее руководство, как лидер в работе по непрерывному совершенствованию должно быть привержено концепции Кайдзен и применять ее принципы в управлении на уровне предприятия в целом. Традиционный подход к управлению предприятием и подход на основе принципов Кайдзен существенно отличается. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика этих подходов.

Таблица 1 – Отличия традиционного подхода к управлению предприятием и подхода, основанного на принципах Кайдзен

Характеристики

Традиционный подход

Система кайдзен

Ключевая цель Стать успешнее конкурентов Удовлетворить все требования потребителей
Стратегия на рынке Компания производит все, что может произвести Компания производит только то, что необходимо потребителям
Ориентация в менеджменте Ориентация на результат Ориентация на процесс и результат
Культура управления Проблемы решаются в срочном порядке после их возникновения Действия предпринимаются до появления проблемы
Подход к решению проблем Выяснение «Кто виноват?» Определение «Как это случилось?»
Отношение к изменениям Изменения не приветствуются, происходят редко Изменения приветствуются, происходят регулярно
Взаимоотношения производства и продаж Процессы производства и продаж – это отдельные области Процессы производства и продаж неразрывно связаны
Роль руководителя Начальник Лидер, тренер
Отношение к персоналу Персонал рассматривается как одна из статей затрат Персонал рассматривается как основной актив
Место решения проблем Поиск решения проблем ведется в офисе за столом переговоров Поиск решения проблем ведется на рабочем месте в цехе, на котором выявлена проблема
Создание регламентов, процедур Создаются один раз и не пересматриваются Динамичны и рассчитаны на постоянные изменения
Гемба (рабочее место) Воспринимается как источник проблем Воспринимается как источник улучшений
Обучение сотрудников Проводится для определённого круга сотрудников Проводится для всех сотрудников
Оценка работы сотрудников Сотрудников оценивают по слабым сторонам, применяют негативную мотивацию Сотрудников оценивают по сильным сторонам, применяют позитивную мотивацию
Методы работы Ориентированы на рутину Ориентированы на непрерывные изменения, улучшения
Развитие менеджмента Высшее руководство сосредоточено на узкой специализации Высшее руководство владеют широким спектром навыков
Управленческая информация Доступ к внутрикорпоративной управленческой информации ограничен Доступ к внутрикорпоративной управленческой информации открыт

Применение системы кайдзен осуществляется за счет создания и постоянной работы так называемых кайдзен – команд.

По задачам, которые они решают, можно выделить 5 основных видов кайдзен – команд (таблица 2).

Таблица 2 – 5 основных видов кайдзен – команд

Вид кайдзен – команды

Характеристика

Состав

Постоянные команды работают ежедневно специалисты (рабочие, служащие) выполняющие работы на местах
Команды по решению возникших проблем формируются для поиска решений конкретной проблемы в работе. рядовые специалисты и руководители из различных функциональных подразделений
Кросс-функциональные команды формируются для оценки существующих процессов организации и поиска возможностей по их улучшению рядовые специалисты и руководители из различных функциональных подразделений
Команды по реализации решений формируются для внедрения разработанных улучшений процессов участники постоянных команд, команд по решению возникших проблем и кросс-функциональных команд
Малые группы формируются для разработки, внедрения и применения специфических или новых процессов. специалисты низового звена (рабочие, исполнители) и руководители подразделений из постоянных команд и команд по решению возникших проблем
«Люди кайдзен» производственные рабочие с большим стажем, которые временно освобождаются от повседневных обязанностей и ходят по предприятию, изыскивая возможности улучшений Опытные рабочие назначаются на должность людей кайдзен примерно на шесть месяцев, после чего их сменяют другие.

Работа команд (за исключением постоянных) осуществляется в течении кайдзен сессий. Кайдзен-сессии (или фокусированные Кайдзен мероприятия) — это мероприятия, проводимые в рамках проектов, посвященных внедрению бережливых технологий в кротчайшие сроки. Продолжительность кайдзен сессий как правило составляет от 2 до 5 дней. Проведение каждой сессии нацелено на решение какой-либо конкретной проблемы. Организация работы в рамках кайдзен сессии строится по принципу цикла PDCA.

На рисунке 1 приведены основные Этапы подготовки и проведения Кайдзен-сессии. В таблице 3 подробно описана предлагаемая технология подготовки и проведения Кайдзен-сессии на производственном предприятии.

Рисунок 1 – Этапы подготовки и проведения Кайдзен сессии

Таблица 3 – Технология проведения Кайдзен сессии на производственном предприятии

№ этапа

Наименование этапа

Описание этапа

Результат этапа

1 этап (до Кайдзен сессии) Установка целей и формирование команды Отправиться непосредственно на то место, где возникла проблема.

Наблюдение, идентификация, формулировка проблемы.

Решение проблемы: использование метода 5 почему? и немедленное решение проблемы (если удалось выявить причину и сразу найти решение, то кайдзен сессия не нужна).

Определить точный состав участников команды.

Назначить лидера кайдзен команды.

Найденная и сформулированная проблема, которая не может быть решена немедленно. Состав необходимых участников команды.
2 этап (до Кайдзен сессии) Сбор данных. Выработка первоначального плана мероприятий. Сбор фактических данных, подтверждающих наличие проблемы. Формулировка проблемы. Определение требуемых результатов.

Выработка первоначального плана мероприятий лидером группы.

Подтвержденная фактами проблема. Сформулированный требуемый результат. Первоначальный план мероприятий.
3 этап

1 день

3.1

 

Кайдзен сессия

Встреча участников команды

Рассмотрение с участниками:

¾                четкой цели кайдзен сессии

¾                какой процесс, рабочее место или участок рассматривается и изменяется

¾                какой должен быть результат изменений

¾                какие шаги приведут к этим изменениям (первоначальный план мероприятий)

Понимание цели и задач участниками команды
3.2 Переход в конкретное рабочее место, где выявлена проблема Переход в конкретное рабочее место, где выявлена проблема. Наблюдение, идентификация проблем, несоответствий Собранные наблюдения в конкретном рабочем месте, где выявлена проблема
2 день

3.3

Встреча участников команды Рассмотрение с участниками:

-               обсуждение наблюдений;

-               высказывание идей кайдзен

-               разработка способов их осуществления

-               занесение собранных денных в таблицы

-               разработка плана мероприятий кайдзен

В ходе обсуждения участники возвращаются на рабочее место каждый раз, когда нужно что то подтвердить.

 

План мероприятий кайдзен, выработанный группой
3.4 Выбор первоочередных мероприятий для внедрения Лидер выбирает из нескольких пунктов плана то, что внедрить в первую очередь, например, уже завтра. Решение нужно принять, например, до 16.00 второго дня. План мероприятий, который может быть внедрен сразу, в короткий срок
3.5 Встреча участников команды с операторами (рабочими)

 

-                   оглашение плана работы, например, на следующий день

-                   побуждение рассказать о трудностях, с которыми действительно сталкиваются

-                   завершение плана кайдзен, который должен быть реализован в первую очередь с учетом предложений операторов.

Завершенный, согласованный с рабочими план мероприятий, который может быть внедрен сразу, в короткий срок
3 день

3.6

Подготовка к внедрению

 

Работа с обслуживающим персоналом по подготовке к внедрению, если требуется (например, подготовка оснастки, оборудования) Подготовленные к реализации мероприятий вспомогательные ресурсы
4 день

3.7

Внедрение первоочередных мероприятий Начало рабочего дня в конкретном рабочем месте, которое рассматривается.

-         Команда объясняет операторам изменения и суть новых процедур.

-         Наблюдает за работой

-         Оставляет одних

-         Возвращается записывает перечень проблем, с которыми столкнулись.

-         Вносятся изменения в ход работы

Первые реализованные мероприятия из плана
5 день

3.8

Реализация мероприятий плана кайдзен Обсуждение, корректировка оставшихся мероприятий плана кайдзен

Реализация мероприятий плана кайдзен

Реализованные мероприятия из плана
6 день

3.9

Измерение результатов реализации проекта кайдзен Измерение результатов реализации проекта кайдзен. Подготовка отчета к итоговому собранию. Собранные данные по результатам реализации Кайдзен сессии
7 день

3.10

Итоговое собрание Итоговое собрание. Презентация и обсуждение результатов.

-                   Добиться самодисциплины сотрудников (строго выполнения новых стандартов, правил)

-                   Визуализация: целей, результатов, проблем, процессов стандартов

Перечень выполненных мероприятий. Сравнение планируемых и полученных результатов Кайдзен сессии.
4 этап Доработка и окончательна реализация плана мероприятий Кайдзен Доработка и окончательна реализация плана мероприятий Кайдзен в рабочем режиме. Продолжение измерения результатов реализации проекта. Полностью реализованныйплан мероприятий
5 этап Завершение Кайдзен сессии. Подготовка отчета по итогам Кайдзен-сессии. Написание отчета по итогам Кайдзен- сессии.

Визуализация результатов.

Отчет по итогам Кайдзен -сессии.

В рамках проведения Кайдзен-сессии может быть применен метод 5W 1H  (таблица 4). Последовательный ответ на вопросы позволяет комплексно описать планируемые изменения.

Таблица 4 – Метод 5W 1H

Why?

Почему?

Почему эта работа необходима?

What?

Что?

Что станет результатом изменений?

Were?

Где?

Где, в каких условиях нужно производить изменения?

When?

Когда?

Когда нужно производить изменения?

Who?

Кто?

Кто должен производить изменения?

How?

Как?

Как необходимо произвести изменения?

Следует помнить, что сотрудники на рабочих местах сильно привязаны к старым привычкам, и когда первый раз вводится система решения проблем с помощью кайдзен-сессий руководители неизбежно столкнуться с необходимостью преодоления сильного психологического сопротивления сотрудников. Сформулируем простые правила, которые помогут преодолеть сопротивление:

  • Следует думать о том, как осуществить изменения, а не о том, почему это невозможно реализовать.
  • Начните с рассмотрения простых проблем и текущих, уже внедряемых методов работы.
  • Реализуйте даже те изменения, которые незначительно улучшат результат (если они не требуют значительных затрат ресурсов). Изменения небольшими шагами лучше «революционных» перемен.
  • Исправляйте несоответствия немедленно.
  • Используйте метод 5 Почему? в обсуждениях с сотрудниками для поиска коренной причины.
  • Нацельтесь на сбор мудрости десяти людей, а не знания одного.
  • Не забывайте, что возможности для непрерывного улучшения бесконечны на любом рабочем месте.

Таким образом, предлагаемая технология проведения кайдзен-сессий подробно описывает последовательность подготовки, проведения и завершения кайдзен-сессии. Внутри каждого этапа лидер команды и модератор проведения сессии (если такой имеется) самостоятельно определяю набор вопросов, которые требуется рассмотреть, методы которые будут использованы для анализа ситуации и решения проблем, поскольку это в значительной степени зависит от специфики деятельности предприятия и решаемой проблемы. Предлагаемая технология показывает общую схему, которая может стать опорой для начала регулярного проведения подобных сессий, что безусловно приведет к повышению эффективности производственных процессов.

Ключевыми выгодами для предприятия, которые дает проведение кайдзен-сессий, является увеличение числа поданных предложений по улучшению от рядовых сотрудников, повышение уровня знаний по методам анализа и решения проблем, большая вовлеченность сотрудников в работу по управлению качеством, что является основой для внедрения инструментов бережливого производства и реализации системных методик по повышению качества и эффективности производственных процессов.


Библиографический список
  1. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества/Масааки Имаи; Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 346 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Степанова Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация