ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Закрепин Александр Владимирович1, Киприянов Федор Александрович2
1Лаборатория судебных экспертиз, кандидат технических наук, эксперт
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина», кандидат технических наук, доцент кафедры энергетических средств и технического сервиса

Аннотация
Безотказная эксплуатация современных энергетических средств зависит не только от выполнения операций по проведению технического обслуживания, но и от качества запасных частей и комплектующих, применяемых при ремонте и восстановлении работоспособности триботехнических сопряжений. Коленчатый вал является одной из важнейших деталей двигателя внутреннего сгорания, и от его качества и соответствия требованиям нормативно-технической документации зависит послеремонтный ресурс, как двигателя, так и энергетического средства. В статье приведена оценка качества изготовления коленчатого вала двигателя, приведены результаты измерений геометрических параметров и сделано заключение о степени соответствия требованиям технической документации и возможности его эксплуатации.

Ключевые слова: Брак, дефекты, измерения, качество, коленчатый вал, контроль, технические требования


CRANKSHAFT QUALITY ASSESSMENT

Zakrepin Aleksandr Vladimirovich1, Kipriyanov Fedor Aleksandrovich2
1Laboratory of judicial examinations, Can. of Sciences (Technics), expert
2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda, Can. of Sciences (Technics), Associate Professor, Chair of Power Tools and Technical Service

Abstract
Fade-free operation of modern power means depends not only on performance of operations on carrying out maintenance operation, but also on quality of the spare parts and accessories used at repair and maintenance of tribotechnical interfaces. The crankshaft is one of the most important details of the internal combustion engine, and the postrepair resource, both the engine, and power means depends on its quality and compliance to requirements of the specifications and technical documentation. Assessment of quality of production of a bent shaft of the engine is given in article, results of measurements of geometrical parameters are given and the conclusion about degree of compliance to requirements of technical documentation and a possibility of its operation is made.

Keywords: control, crankshaft, defect, defects, measurement, quality, technical requirements


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Закрепин А.В., Киприянов Ф.А. Оценка качества изготовления коленчатого вала // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79337 (дата обращения: 18.04.2024).

Целью исследования являлось определение соответствия качества изготовления коленчатого вала ВАЗ 21213, номер по каталогу 1005015, нормативно-технической документации [1-3].

В ходе проведении исследования реализованы следующие основные задачи:

  • Исследование коленчатого вала, на наличие повреждений, неисправностей, дефектов (метод органолептического осмотра).
  • Инструментальный контроль геометрических парметров коленчатого вала
  • Анализ результатов исследования.

При проведении осмотра на наличие дефектов производства была выявлена раковина на поверхности первой коренной шейки размерам 3×6 мм (рисунок 1). Указанный дефект является литейным, возникшим при отливке коленчатого вала. Механические повреждения поверхностей коленчатого вала при исследовании не рассматривались, поскольку непосредственного отношения к качеству изготовления не имеют.

Рисунок 1. Раковина на рабочей поверхности первой коренной шейки коленчатого вала.

Выбор средств измерений для контроля геометрических параметров коленчатого вала проводился в соответсвии с регламентирующими стандартами СТ СЭВ 303-76 и ГОСТ 8.051-81. В качестве основного измерительного средства был принят микрометр гладкий МК 25-50 с ценой деления шкалы барабана 0,01 мм.

Измерения шеек коленчатого вала проводились согласно методике проведения измерений деталей типа «вал». Измерения каждой шейки проводились в трех сечениях и двух плоскостях. Схема измерения шейки представлена на рисунок 2.


Рисунок 2. Схема проведения измерения измерений шейки коленчатого вала.

Результаты инструментального контроля коленчатого вала представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1. Результаты замеров коренных шеек коленчатого вала

Первая шейка
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

50,79

50,79

50,79

0

Б-Б

50,79

50,79

50,79

Овальность

0

Размер по чертежу 50,795 -0,02

Заключение

Годен

Вторая шейка
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

50,81

50,81

50,81

0

Б-Б

50,81

50,81

50,81

Овальность

0

Размер по чертежу 50,795 -0,02

Заключение

Брак

Третья шейка
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

50,81

50,81

50,81

0,01

Б-Б

50,81

50,80

50,81

Овальность

0,01

Размер по чертежу 50,795 -0,02

Заключение

Брак

Четвертая шейка
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

50,79

50,79

50,79

0

Б-Б

50,79

50,79

50,79

Овальность

0

Размер по чертежу 50,795 -0,02

Заключение

Годен

Пятая шейка
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

50,80

50,79

50,79

0,01

Б-Б

50,79

50,79

50,79

Овальность

0,01

Размер по чертежу 50,795 -0,02

Заключение

Брак

Таблица 2. Результаты замеров шатунных шеек коленчатого вала

Первая шейка.
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

47,88

47,88

47,88

0,04

Б-Б

47,83

47,87

47,87

Овальность

0,01

Размер по чертежу 47,834 -0,02

Заключение

Брак

Вторая шейка.
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

47,87

47,88

47,88

0,01

Б-Б

47,87

47,87

47,86

Овальность

0,02

Размер по чертежу

47,834 -0,02

Заключение

Брак

Третья шейка.
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

47,84

47,84

47,84

0,02

Б-Б

47,86

47,87

47,88

Овальность

0,04

Размер по чертежу 47,834 -0,02

Заключение

Брак

Четвертая шейка.
Сечения и направления измерений.

1-1

2-2

3-3

Конусность

А-А

47,89

47,88

47,88

0,01

Б-Б

47,88

47,88

47,87

Овальность

0,01

Размер по чертежу 47,834 -0,02

Заключение

Брак

Примечание: жирным курсивом
выделены значения размеров и отклонений формы поверхности (овальность и конусность) выходящие за предельные значения.

Заключение по коленчатому валу:
коленчатый вал, каталожный номер 21213 1005015 имеет заводской брак в размерах, как коренных, так и шатунных шеек. Диаметр шатунных шеек превышает размер установленный заводом изготовителем на величину от 0,02 до 0,05 мм [1-4]. В то время как величина зазора в сопряжении «вал – вкладыш» составляет 0,02 – 0,04 мм. В данном случае коленчатый вал устанавливался без зазора, следовательно, он будет зажат во время процесса сборки, что сделает невозможным его эксплуатацию.

Диаметр коренных шеек также превышает размер установленный заводом изготовителем на величину до 0,015 мм. Данное значение не критично, поскольку не превышает минимального значения зазора в сопряжении (0,02 мм), поэтому при правильной сборке коленчатый вал должен проворачиваться в постелях блока [5].

Согласно техническим требованиям на дефектацию коленчатого вала, если один показатель при дефектации выходит за границы установленных предельных размеров, допусков, показателей твердости, шероховатости поверхности, данная деталь является не годной для эксплуатации и подлежит замене или восстановлению до работоспособного состояния методом ремонтных размеров [1-4].

Коленчатый вал ВАЗ 21213, номер по каталогу 1005015 не соответствует требованиям нормативно-технической документации, что делает невозможным его использование.


Библиографический список
  1. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобилей ВАЗ М; Машиностроение. 2012 г.238с.
  2. Б.А.Малышев. Справочник технолога авторемонтного производства. М; Транспорт, 2010-431с
  3. С.И. Румянцев. Ремонт автомобилей и двигателей. М; Транспорт, 2013-327с.
  4. В.Е. Канорчук. Восстановление автомобильных двигателей: Технология и оборудование. М: Транспорт, 2009-303с.
  5. Закрепин А.В. Исследование износостойкости деталей ресурсных сопряжений двигателей Д-240 и их модификаций / А.В. Закрепин, Ф.А. Киприянов // Эффективные технологии в молочном животноводстве и переработке молока: Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. Вологодская государственная молочнохозяйственная академия; Департамент сельского хозяйства Вологодской области. Вологда-Молочное, 2002. С. 65-67.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Киприянов Федор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация