Занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика.
Для современного рынка труда России характерен достаточно высокий процент безработицы и одновременно имеется недостаток квалифицированных кадров. На данную ситуацию на рынке труда значительное влияние оказывает уровень оплаты труда [5].
Причинами снижения занятости могут служить такие факторы, как динамичные изменения в экономике, которые связаны с кризисными явлениями, а также снижение темпов экономического роста. Снижение уровня экономической активности оказывает влияние на сокращение уровня занятости в отраслях, к которым относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность и многие другие.
В России наблюдается вариация показателей численности занятых и безработных. Значительный рост безработицы наблюдался в 2009 году (8,5%), что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и в 2012 году составил 5,5%. В течение следующих четырех лет уровень безработицы существенно не изменился от 5,5 % до 5,6% [2].
Динамика уровня занятости и безработицы в России представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Численность занятого населения и уровень безработицы в России
Далее рассмотрим динамику численности экономически активного населения и изменения уровня безработицы и занятости населения России (таблица 1).
Таблица 1 – Численность экономически активного населения и занятость населения России
Год |
Экономически активное население, млн. чел |
Уровень безработицы, % |
Уровень занятости, % |
2014 г. |
75,4 |
5,2 |
68,9 |
2015 г. |
76,6 |
5,6 |
69,1 |
2016 г. |
79,6 |
5,3 |
66,0 |
Сравнивая динамику показателей 2016 года необходимо отметить, что снижение уровня занятости до 66,0% и снижения безработицы до 5,3%. А в 2015 году имеет место рост уровня безработицы на 0, 4 процентных пункта (5,6%) и занятости на 0,2 процентных пункта (69,1%).
Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2016 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,3%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,2%) и на третьем Приволжский федеральный округ (4,6%), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,0%). По сравнению с предыдущим годом, данный показатель имеет отрицательную динамику [2].
Исследования уровня безработицы в России показывает преобладание уровня безработицы сельского населения над городским. Рынок труда в сельской местности построен достаточно сложно, а также имеет свои особенности [4]. По данным Росстата 2016 года уровень безработных сельского населения составил 8,1 %, что выше в 1,8 раз уровня безработных в городе [3].
Наблюдается высвобождение работников из отраслей экономики. Только в декабре 2016г. среди безработных доля лиц, которые оставили прежнее место работы из-за выпростания или сокращения численности работников, ликвидации организации или частного дела, составила 17,0%, а в связи с уходом с работы по собственному желанию – 25,4% (в декабре 2015г., соответственно, 20,6% и 25,5%). По данным Росстата в 2016г. были зафиксированы 3 забастовки, в которой участвовали 58 человек. Потери рабочего времени составили 98 человеко-дней.
Для современной России характерна молодежная безработица. Так, уровень безработицы молодежи до 25 лет в 2016 году составил 24,5%, в том числе от 15 до 19 лет – 4,7%, 20-24 лет – 19,8% [2]. Вне зависимости от снижения данных показателей, по сравнению с предыдущим годом, проблема остается актуальной и основной из причин является отсутствие опыта работы у молодежи. На начальных этапах своей карьеры выпускники устраиваются на работу, которая требует значительно более низкой квалификации с минимальными заработками, что также отталкивает молодежь. Опыт и практика многих лет показывают, что на профессии, для которых не важно наличие определенной квалификации и подготовки, предъявляется больший спрос.
Вопросы занятости населения должны быть в центре внимания государства, так как они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности общества [4]. Следовательно, целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.
В России разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020», которая нацелена на повышение уровня комфортности условий жезни в сельской местности, посредством улучшения жилищных условий для населения, престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни, улучшения демографической ситуации, развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского права [6].
Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государству необходимо обеспечивать ее на законодательном уровне.
Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2016 год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума, субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д.
Все большую роль в регулировании занятости и оповещении о наличии свободных мест на рынке труда играют центры занятости населения, которые являются представителями государства и выполняют возложенные на них функции, об оказании помощи безработным. Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечит достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность[4].
Таким образом, государство является важным гарантом, который способен обеспечить эффективную и полную занятость населения, несмотря на кризисные явления в экономике России и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики.
Библиографический список
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 01.03.2017).
- Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gks.ru;
- Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.rostrud.ru.
- Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. С. 69-72.
- Колесник В.С., Баркова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития рынка труда Краснодарского края // Современное состояние и пути развития. 2016. № 9 (3). С. 228-230.
- Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020».