Организация доступной среды является одной из актуальных задач современной российской внутренней политики. Доступная среда представляет собой организацию жизни людей (физическое окружение, транспорт, информация и связь), дооборудованную с ориентацией на потребности людей с ограниченными физическими возможностями (или, другими словами, людей с особыми потребностями [1, с. 102]), позволяющую таким людям вести независимый образ жизни [2]. В настоящее время в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011–2020 гг. Важной задачей данной Программы является обеспечение условий доступности для маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг [3]. Особая роль в реализации данной задачи принадлежит дизайнерам, которые в рамках направления «универсальный (инклюзивный) дизайн» проектируют (и перепроектируют) указанные объекты с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями.
Доступность среды предполагает досягаемость зданий и сооружений, а также беспрепятственность и безопасность передвижения к ним и внутри них. Прилегающая к зданию территория (парковка, пути продвижения, пандус, лестница), входы в здание, пути передвижения внутри него (коридор, лифт, пути эвакуации), зоны и помещения внутри здания (кабинеты, залы, кабины, туалетные и ванные комнаты, гардеробные) – всё это должно соответствовать функциональным возможностям инвалидов и полностью обеспечивать их потребности [4]. Дополнительным, но не менее важным средством обеспечения доступности среды служит визуальная навигационная (информационная) система, помогающая людям ориентироваться в здании или на территории.
Целью данного исследования является разработка визуальной навигационной (информационной) системы в кампусе вуза, предназначенной для использования лицами с особыми потребностями. Актуальность разработки доступной среды в вузе обусловлена активным развитием инклюзивного образования [1] и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Учебные корпуса любого вуза представляют собой здания с внутренней инфраструктурой, включающей лаборатории, кафедры, институты, учебные центры, лекционные аудитории и т. п. Людям, впервые попавшим в такое пространство, в особенности людям с ограниченными возможностями, сориентироваться нелегко. В настоящее время цели ориентирования посетителей внутри университетских корпусов служат типовые указатели мест общего пользования, схемы путей эвакуации, а также таблички с номерами аудиторий и названиями помещений, что представляется недостаточным и не ориентированным на лиц с особыми потребностями.
Визуальная информационная система должна учитывать специфику визуального восприятия целевыми группами населения, органично встраиваться в окружающее пространство, а также быть адаптивной, открытой для дальнейших изменений [5, с. 20].
К визуальной навигационной системе относятся указатели, таблички, пилоны, напольная и настенная графика, сенсорные пилоны. Наиболее удобными и современными являются сенсорные (интерактивные) пилоны, или информационные киоски (терминалы). Такие киоски представляют собой прямоугольный автомат с встроенным автоматизированным программным аппаратным комплексом, предоставляющим пользователям различную информацию без участия обслуживающего персонала: местонахождение магазинов в торговом центре, расписание уроков в школе, план выставочных экспозиций в музее и т. п. Однако данные аппараты дорогостоящи и ориентированы не на все группы населения, т. к. их работа основана на прикосновении пользователя к экрану (мультитач-жестах), т. е. люди, в силу своих особенностей лишенные данной возможности, не смогут воспользоваться терминалом.
До настоящего времени не теряют своей популярности традиционные указатели и таблички, расположенные в разных местах зданий и территорий, содержащие информацию в виде рисунков, символов, цифр и букв. В данном дизайн-проекте в качестве одного из элементов визуальной навигационной (информационной) системы в кампусе вуза предлагается использовать таблички, предназначенные для навигации внутри помещений образовательной организации.
Выбор формы и размеров табличек, их размещения и представления на них информации обусловлен стремлением учесть потребности людей с различными ограничениями возможностей. Размер табличек соответствует формату листа бумаги А4 (210 х 297 мм), что позволит нанести на них необходимое количество информации и обеспечит достаточную видимость для людей со слабым зрением. Таблички планируется располагать на стене рядом с дверью на высоте 120–130 см, с целью обеспечения их доступности для людей, находящихся в инвалидной коляске. Таблички должны содержать символьную информацию (символ помещения: учебная аудитория, лабораторный кабинет, офис, туалетная комната, комната отдыха и т. п.) и текстовую информацию, с указанием конкретного наименования помещения (название кафедры, лаборатории). При этом информацию предполагается наносить выпуклыми знаками по аналогии с рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля, с целью ориентации на людей, лишенных зрения. По цвету и форме, а также по основному шрифту разрабатываемые таблички могут соответствовать корпоративному стилю вуза.
По классификации информационных носителей, разработанной С.А. Волковым [5, с. 11], проектируемые таблички обладают следующими характеристиками. По функциональному критерию они относятся к носителям, предназначенным для передачи сведений и коммуникации. По степени индивидуальности – типовые, по периодичности размещения – постоянные. С точки зрения объемно-пространственной структуры таблички являются закрытой структурой; с точки зрения композиционной организации формы они представляют собой сложную структуру, включающую группу элементов (символы и вербальная информация); с точки зрения пластической структуры они относятся к рельефным структурам.
Таким образом, предлагаемая визуальная навигационная (информационная) система экономически выгодна, обеспечивает потребности лиц с различными видами ограничений физических возможностей, способна органично встраиваться в окружающую открытую среду в корпоративном стиле организации и может быть адаптирована для выполнения новых функций.
Библиографический список
- Лукьянова Н.А., Щукина Н.И., Фелл Е.В. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири. – 2016. – № 1 (20). – С. 101–110.
- Разработка проекта по доступной среде под ключ // Юнион Трэйд. – 2016. – URL: http://dostupnayasreda.com/o-nas/razrabotka-proekta-po-dostupnoi-srede-pod-klyuch (дата обращения: 27.11.2016).
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы // Министерство труда и социальной защиты РФ: официальный сайт. – 2014–2016. – URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 27.11.2016).
- Методическое пособие Министерство труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» // ГАРАНТ.РУ. – 24.09.2012. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70128576/#ixzz4SYCphAEv (дата обращения: 06.11.2016).
- Волковой С.А. Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве: автореф. дис. … канд. технич. наук. – СПб., 2010. – 22 с.
Количество просмотров публикации: Please wait