Как известно из теории систем, под системой можно понимать множество элементов (объектов, субъектов), находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образующих некую целостность. Функционирование системы направлено на достижение определённой цели – предпочтительного состояния системы, которое выражается в виде целевой функции.
Система как единое целое существует благодаря наличию связей между её элементами. Прямые связи отражают непосредственное воздействие одного элемента на другой в направлении основного процесса. Обратные связи отражают изменения состояния системы в результате её функционирования [1].
При этом систему можно представить как совокупность отдельных подсистем или же, наоборот, подсистемой другой, более крупной, системы. Таким образом, система предполагает структуру, т.е. упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих её равновесие.
В свою очередь, элемент – простейшая, неделимая часть системы, выполняющая определённые функции и замыкающая системную иерархию снизу. Элементы важны с точки зрения организации их в единое целое, и влияния каждого из них на функции системы в целом. Возникающая системная иерархия состоит из следующих уровней: надсистема – система – подсистема – элемент [2].
В предыдущей работе [3] железнодорожный транспорт рассматривается как система, состоящая из трёх подсистем:
-
железнодорожный транспорт общего пользования;
-
железнодорожный транспорт необщего пользования;
-
сфера взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.
Затем, сфера взаимодействия транспорта общего и необщего пользования выделяется в самостоятельную транспортную систему с последующим разбиением на отдельные подсистемы: правовую, технологическую, техническую, информационную, экономическую и управления. Система функционирует, осуществляя прямые и обратные связи между подсистемами.
Цель настоящей работы – определение элементов каждой из подсистем. Подсистемы обеспечивают выполнение процессов для достижения цели функционирования системы. Разделение каждой подсистемы на элементы зависит от формулировки задач, решаемых элементами. К тому же, отдельные элементы также соединены прямыми и обратными связями и, являясь простейшими частями системы, образуют функциональную основу, от которой зависит результат деятельности всей системы и далее – надсистемы.
Один из случаев представления подсистемы с разбивкой на элементы приведён на рис.1.
Рис.1. Общее представление подсистемы через связи между элементами (Э – элемент подсистемы).
Разобьём на элементы каждую из подсистем системы взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.
Так, правовая подсистема состоит из следующих элементов:
- совершенствование законодательной и нормативной базы взаимодействия;
- условия землепользования транспорта общего и необщего пользования;
- создание механизмов федеральной поддержки транспорта необщего пользования;
- практика заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей и договоров на подачу и уборку вагонов.
Технологическая подсистема включает в себя элементы:
-
порядок подачи и уборки вагонов на подъездных путях;
-
нормы времени на погрузку-выгрузку вагонов;
-
нормы времени нахождения вагонов на подъездных путях;
-
распределение вагонного парка;
-
единая технология работы станций примыкания и подъездных
путей (Единые технологические процессы).
Техническая подсистема и её элементы:
- ремонт и обслуживание железнодорожных путей на транспорте необщего пользования;
- ремонт, обслуживание и модернизация локомотивов на транспорте необщего пользования;
- содержание и обслуживание складского и весового хозяйства на транспорте необщего пользования.
Элементы информационной подсистемы:
- назначение и содержание информации (между подразделениями транспорта общего и необщего пользования);
- форма представления информации;
- своевременность выдачи информации.
Экономическая подсистема состоит из элементов:
- принципы ценообразования на работы и услуги;
- порядок разработки тарифов на работы и услуги;
- плата за пользование вагонами;
- оптимизация расходов на ремонт и содержание железнодорожных путей;
- оптимизация расходов на ремонт, содержание и модернизацию
локомотивов.
Подсистема управления включает следующие элементы:
- представительство транспорта необщего пользования в Министерстве транспорта;
- единые требования безопасности для транспорта общего и необщего пользования;
- единые требования к технической эксплуатации транспорта общего и необщего пользования;
- взаимоотношения с операторами подвижного состава.
Итак, состояние системы (подсистемы) – это множество одновременно
действующих элементов, их свойств и реализуемых ими процессов. Функционирование системы (подсистемы) представляет собой постоянное воспроизводство функционального эффекта (цели). Функциональный эффект основывается на общности и различии свойств элементов, на многообразии взаимодействий между ними и их интегрированности.
Таким образом, становится возможным выделить другой случай представления подсистемы (рис.2).
Каждый элемент подсистемы предполагает нормативные требования для его реализуемости, и при этом возникают три возможности: нормальное функционирование, отставание или развитие.
Рис.2. Общее представление подсистемы через связи элементов и цели.
Отставание любого (даже одного) элемента может привести к недостаткам в соответствующей подсистеме, а затем, и сбоям в самой системе.
Развитие же (совершенствование) элементов позволит полностью реализовывать цели системы и достигать результатов даже выше ожидаемых.
Библиографический список
- Горев А.Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. – СПб.: СПбГАСУ, 2010
- Аполов О.Г. Теория систем и системный анализ: курс лекций. – Уфа, 2012
- Брагин А.М. Система взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс].