Современное инновационное общество выдвигает новые, повышенные требования к профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов систем образования и здравоохранения [1, с. 36; 2, с. 38].
Одной из наиболее острых проблем мирового масштаба, охватывающих обе указанные системы, в последние годы становится дефицит медицинских кадров. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2035 году в мире будет не хватать 12,9 миллионов работников здравоохранения, а на сегодняшний день нехватка исчисляется в 7,2 миллиона человек. Особенно актуальным исследование вопроса нехватки специалистов в области школьной медицины является для России.
В первую очередь это касается здоровья детей и подростков. Так, в соответствии с нормативными документами Минздрава России на 1 тысячу обучающихся в образовательных учреждениях предусмотрена одна ставка врача-педиатра и две ставки, то есть по 500 обучающихся – медсестры. Очевидно, что к каждому врачу в школе должна быть прикреплена медицинская сестра. Но в России и так имеется дефицит участковых педиатров почти 50%. Именно поэтому в большинстве образовательных учреждений врач-педиатр фактически заменяется медсестрой. И это при том, что большинство детей проводят в школе большую часть дня в течение 11 лет. Школа совместно с детскими поликлиниками должна сохранять и укреплять здоровье обучающихся детей. Ведь время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды.
В настоящее время наблюдается удручающая тенденция в состоянии детского здоровья: рост заболеваемости, увеличение распространенности хронической патологии, снижение количества здоровых детей. По данным ВОЗ среди представителей различных социальных групп наиболее уязвимыми в плане здоровья являются именно школьники. В России около трети детей к окончанию школы имеют плохое зрение, а остальная часть школьников страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. За последние 10 лет отмечают рост частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний со стороны ЦНС, нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, а также аллергической патологии. Более чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в физическом развитии [3; 4; 5].
Безусловно, часть детей приходят в школу, уже имея целый ряд заболеваний и отклонений от нормы в развитии, что требует повышения ответственности и улучшения системы медицинского обслуживания школьников. При этом крайне важно знать возрастные особенности развития ребенка, уметь оценивать влияние учебных нагрузок, дифференцировать и понимать причины психосоматических заболеваний и многое другое [6].
Школьный медперсонал должен своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) и давать комплексное заключение о состоянии учащихся. В свою очередь, неполноценная работа школьного врача и/или медсестры приводит к развитию у учащихся различных хронических заболеваний и патологий.
Проведённое нами в Ростовском государственном медицинском университете исследование (анкетирование) среди 200 студентов медико-профилактического (6 курс) и педиатрического (3 курс) факультетов выявило, что в 85 % школ, где в своё время проходили обучение студенты есть медицинские кабинеты. Однако их оборудование, необходимое для проведения медосмотров, вакцинации, туберкулинодиагностики и оказания первой медицинской помощи в (26%) случаев было не достаточным. Больше половины студентов (61 %) указали, что прием в кабинете проводила медицинская сестра и такую помощь они не считают достаточной, в 19% случаев - это был врач и в 20% за оказанием медпомощи приходилось обращаться в поликлинику или вызывать скорую помощь. При этом, лишь 24% респондентов отметили, что оказываемая медицинская помощь была – доступна и своевременна (в кабинет можно было обратиться в любой момент), в 57 % случаев кабинет работал 2-3 часа в день, не ежедневно и помощь оказывалась не своевременно, в 19% случаев кабинет был закрыт. Полученные данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии медицинского сопровождения школьников. Особенно в свете необходимости перехода от лечения к профилактике и предупреждению заболеваемости среди школьников.
Чрезвычайная актуальность и особая значимостью организации и обеспечения качественной медицинской помощи в школах в первую очередь связана с подготовкой и привлечением квалифицированных кадров.
Основной причиной нехватки медицинских кадров является низкая заработная плата. Кроме того, к оттоку квалифицированных кадров приводят падение престижа профессии в целом, отсутствие мотивации к профессиональному совершенствованию, тяжелые условия труда и множество факторов профессионального стресса. В этой связи политика по привлечению кадров в отрасль должна быть направлена на то, чтобы максимально поднять имидж медработника, удержать тех, кто уходит в более привлекательные сферы работы. Следует приложить все усилия, чтобы молодые специалисты не просто остались в системе, но и имели возможности для развития.
В первую очередь важно отметить необходимость проведения работы по привлечению внимания школьников к преимуществам и особой значимости профессии врача, тем самым, повышая её привлекательность. Проводить различные мероприятия по профессиональной ориентации для потенциальных абитуриентов, особенно на этапе довузовского обучения желающих получить высшее медицинское образование [7; 8; 9].
В высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов-медиков необходимо проводить планомерную воспитательную и профориентационную работу, формирующую разностороннюю личность и предполагающую духовно-нравственное развитие будущего врача [10; 11]. Поскольку специалист с гуманистически-ответственной детерминантой мышления наиболее восприимчив к полноценной медико-профессиональной социализации и адаптации [12; 13, с. 5].
Крайне важно формировать чувство социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов-медиков, особенно работающих с детьми, ведь от уровня их подготовки и качества осуществляемой ими работы зависит жизнь и здоровье подрастающего поколения [2; 10; 14, с. 17].
Выходом из сложившейся ситуации дефицита кадрового обеспечения школ является разрабатываемый в настоящий момент совместный проект Министерств образования и здравоохранения России, в результате внедрения и реализации которого в ряде регионов страны, в том числе в Ростовской области, уже в 2017 году будет проводиться набор абитуриентов для обучения на основе 4-летнего бакалавриата по специальности «Сестринское дело». Подготовка медсестёр с высшим образованием для работы в школе позволит им выполнять основную часть обязанностей школьных врачей.
Важно отметить, что осуществление этого проекта открывает широкие возможности для тех, кто желает посвятить свою жизнь медицине и призвана помочь в решении кадровых вопросов в ближайшие несколько лет, обеспечив школы высококвалифицированными специалистами с высшим медицинским образованием.
Библиографический список
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36-41.
- Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
- Максимов О.Л., Аветисян З.Е., Ванян Г.Е., Машдиева М.С. Сравнительная оценка самочувствия школьников с разным индексом массы тела // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 56. – С. 50-54.
- Максимов О.Л., Аветисян З.Е., Буря Е.Ю., Ванян Г.Е. Сравнительная оценка питания сельских и городских школьников// В сборнике: Разработка инновационных технологий производства животноводческого сырья и продуктов питания на основе современных биотехнологических методов Материалы Международной научно-практической конференции. ООО «СФЕРА», Поволжский Научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции, Волгоградский государственный технический университет; Под общей редакцией Горлова И.Ф. -2016. – С. 498-501.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 739-743.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 765-768.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
- Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – №3. – С. 68-70.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
- Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – №1 (86). – С. 17-21.
Количество просмотров публикации: Please wait