ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОГО КОМЬЮНИТИ

Панченкова Мария Федоровна1, Воронцова Валерия Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций
2Уральский государственный университет путей сообщения, студентка факультета экономики и управления, специальность 38.03.02 Менеджмент профиль «Логистика»

Аннотация
Данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки будущих специалистов транспортной отрасли к профессиональной коммуникации. Авторы дают обоснование потенциала и возможностей такого педагогического инструментария как сетевое комьюнити, его структуры.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативная готовность будущего специалиста в области транспортной логистики, профессиональное сообщество, сетевое комьюнити


THE ISSUE OF PROFESSIONAL TRAINING FOR FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF TRANSPORT LOGISTICS BY MEANS OF NETWORK COMMUNITY

Panchenkova Maria Feodorovna1, Vorontsova Valeriya Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, Senior Lecturer of the Foreign Languages and Cross-cultural Communications Department
2Ural State University of Railway Transport, student of Economics and Management Faculty, Specialty of Logistics

Abstract
This article is devoted to topical methodological issues of training of future specialists in the sphere of transport logistics and their readiness for professional communication. The authors give theoretical and practical substantiation of potential and prospects of such pedagogical tool as network community and its structure.

Keywords: competence-based approach, network community, professional and communicative readiness of future specialists in the sphere of transport logistics, professional community


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панченкова М.Ф., Воронцова В.В. Проблема профессиональной подготовки будущих специалистов в области транспортной логистики средствами сетевого комьюнити // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78508 (дата обращения: 28.03.2024).

Значительные изменения, происходящие в языковом образовании в связи с вхождением нашей страны в Совет Европы и согласованием образовательных стандартов России с общеевропейскими, подразумевают такие подходы к отбору содержания обучения и его организации, которые способствовали бы формированию профессиональных компетенций, готовности к профессиональной коммуникации, расширению социокультурного пространства обучающихся [1]. Соответственно, можно говорить о том, что выпускник профессионально компетентен, если он владеет устной и письменной формой коммуникации на уровне, адекватном целям и задачам профессионального общения.

В такой связи возникает необходимость введения коммуникативного компонента в подготовку специалистов разного профиля, содержание которого должно определяться особенностями профессиональной деятельности. Поэтому на современном этапе возникают различные формы организации обучения и педагогические инструменты подготовки к профессиональной коммуникации, в том числе и сетевые комьюнити, способствующие при их правильной организации формированию профессионально-коммуникативной готовности, профессиональному росту будущих специалистов.

Комьюнити от англ. означает сообщество людей, объединённых общими интересами, целями, идеями. Единого определения того, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, по словам Дж. Дьюи [2, c. 165]: «Сообщество – это множество людей, общающихся между собой». В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество – это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели» [3, c. 754].  Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Люди пользуются его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов, наличие межличностного и межкультурного диалога. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой – обмен опытом, знаниями и обсуждения с другими членами сообщества [4, с. 4].

Уральский государственный университет путей сообщения, являясь транспортным университетским комплексом, реализует многоуровневую подготовку и сетевое взаимодействие с зарубежными образовательными учреждениями и отраслевыми предприятиями на международном уровне. При этом руководство вуза рассматривает иностранный язык как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки квалифицированного специалиста, способного эффективно функционировать в мультикультурной информационно-профессиональной среде.

Уже не первый год в УрГУПС ведутся курсы, повышающие уровень знаний студентов, в основном языковые, для того чтобы начать проходить образовательные программы по специальности за рубежом. Также активно работают кампании, предоставляющие услуги по подготовке студентов и абитуриентов для получения образования в иностранных университетах.

Как и в любом университете, процесс обучения строится на усвоении теоретических положений, приобретении теоретических знаний. Но современное поколение студентов нуждается и в одновременном освоении практической стороны применения полученных знаний. Особенно это актуально для менеджеров – будущих специалистов в области транспортной логистики. Приходя на предприятие, руководителям отделов (и рядовым менеджерам) часто бывает не до обучения студентов-выпускников, и часто возникают ситуации, когда практика не дает нужного опыта и ориентира, необходимого для хотя бы частичного понимания профессии.

Из вышесказанного следует вопрос – откуда студентам брать знания о практической стороне их профессии? Им могут помочь работающие менеджеры и специалисты предприятий и компаний, организовав специальные курсы. Но это трата денег и времени работников.

Сегодня сетью Интернет пользуется огромное количество людей, особенно увеличилось число пользователей после возможности подключения сети на смартфоны, позволяющей находиться в сети 24 часа в сутки, где и когда угодно. Именно этот факт станет помощником в преодолении границ между студентами и опытными специалистами, так как и те и другие проводят достаточно много времени в социальных сетях.

Рис. Система повышения качества профессиональной подготовки студентов посредством организации сетевого комьюнити

Рассмотрим потенциал существующих профессиональных сообществ в отечественной социальной сети Вконтакте. Данная сеть имеет около 90 миллионов активных посетителей в день (по данным ежедневной статистики сайта liveinternet.ru), также является 4 по популярности социальной сетью в мире (по данным SimilarWeb).

В итоге, просмотрев сообщества в данной социальной сети можно с уверенностью сказать, что большинство групп посвящено компаниям-перевозчикам или сообществам по перевозке. Образовательных сообществ очень мало, а активность и количество их участников также на низком уровне. Существующие публичные страницы по логистике несут лишь развлекательный характер.

Похожая ситуация разворачивается и на известной платформе Facebook. Иностранные сообщества по логистике существуют, но по большей части они закрытые и относятся к определенным университетам или странам (сообщества только на испанском, немецком и других языках). Особенно много сообществ по логистике на вьетнамском языке. Но все же удалось обнаружить сообщество с более чем 20 тыс. подписчиков и активной деятельностью, правда, со ссылкой на собственный сайт.

Как такого, активного обмена знаниями и процесса обучения на отечественной и зарубежной платформе не наблюдается. Основная деятельность таких сообществ – это публикация новостей из сферы логистики, чаще всего это ссылка на сайт, посвященный данной тематике. Но это не значит, что обмена знаниями не происходит вообще. Просто искать этот процесс нужно не в социальных сетях, а нечто более обособленном. В такой местности, как сайт.

В Рунете есть несколько сайтов, посвященных логистике, на чьих форумах собираются профессионалы и эксперты. Там они могут обсудить проблемы, возникающие в работе, идеи и новости. Данные форумы больше предназначены для людей, уже работающих по специальности и имеющие опыт. Но они всегда могут помочь ответить на интересующий вопрос, решить задачу или дать совет.

Такая форма сообщества имеет большие плюсы. Например, хранение большого количества информации, вариативность ее подачи, возможность удобного размещения рекламы и получения с нее дохода для владельцев сайта.

Однако, с точки зрения обучения и развития молодых специалистов, данная схема имеет один минус – слабая интегрированность со студентами. На сайтах, для того чтобы участвовать в дискуссиях и оставлять комментарии чаще всего нужна отдельная регистрация. Для современного поколения это не очень удобно, так как многие и без того имеют множество отдельных аккаунтов в разных соцсетях. Также из-за быстрого ритма жизни и нехватки времени удобнее всего просматривать какую-то одну соцсеть. В России такой сетью является Вконтакте.

Таким образом, если говорить об интеграции с российскими менеджерами, профессионалами и специалистами, крупным информационным сайтам по логистике стоит подумать над созданием такого сообщества, в котором бы происходил постоянный обмен опытом и знаниями между будущими специалистами и людьми, имеющими немалый опыт с их сфере.

Рассмотрим возможный состав сетевого комьюнити:

  1. Лучшие преподаватели российских и зарубежных ВУЗов
  2. Студенты, имеющие желание углубить свои знания
  3. Специалисты в области, менеджеры и работники, желающие помочь советами студентам
  4. Специальная группа IT-специалистов, обеспечивающая работоспособность системы (могут быть инициативные студенты старших курсов).

Важно отметить, что такое сообщество не должно быть платным, за свою работу преподаватели и работники должны получить признание и ответственность. Финансовыми составляющими могут быть призы  в конкурсах и семинарах, как среди студентов, так и среди преподавателей и работников. Но не исключается возможность после того, как сообщество станет широко известным и будет иметь много участников, открыть платные курсы и семинары для студентов и работников, желающих повысить свои способности в работе.

Также в планах может быть сотрудничество между ВУЗами внутри страны и за ее пределами, что уже осуществляется во многих университетах России. В повышении качества обучения будущих специалистов этот фактор может сыграть не последнюю роль. Известны примеры в истории России, когда на обучение приглашались известные мастера из-за границы. Сегодня эта традиция вновь набирает популярность.

Примером уже существующего сетевого взаимодействия можно рассматривать известный в Европе и Америке сайт Coursera, предоставляющий бесплатные курсы от разных университетов стран по широкому спектру специальностей. Отличительной особенностью Coursera является общение студентов между собой, помощь друг другу, прямая связь с преподавателем курса. Однако, отсутствует межличностная интеграция и межкультурный диалог, характерные для сетевого комьюнити. Также из-за перевода сайта на русский и распространения его среди Рунета, стало возможным прохождение курсов и для русскоговорящих пользователей. Таким образом, на лицо интеграция отечественного и зарубежного образования.

На данном сайте курсов по логистике на русском не предоставлено, но существует несколько курсов по на английском языке. Например, курс управления цепями поставок от Ратгертского университета штата Нью-Джерси.

С помощью SWOT-анализа можно определить следующие возможности и сильные стороны организации сетевого комьюнити для будущих специалистов в области транспортной логистики, возможные угрозы и слабые стороны:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТРОНЫ

Повышение качества обучения студентов

Социально-полезный контент сообщества
Развитие языковых навыков (при сотрудничестве с иностранными ВУЗами)

Слабая заинтересованность потенциальных участников

 

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

Выход на качественно новый уровень образования

Создание и продвижение культуры самообразования

Разработка мобильного приложения

Конкуренция со стороны платных курсов с предоставлением сертификатов

Разработку алгоритма создания сетевого комьюнити можно разделить на две части: первичное введение технологии на отечественном пространстве (Алгоритм 1)  и далее ее развитие на международном уровне (Алгоритм 2).

Алгоритм 1: «Российское сообщество»

Выбор платформы – Вконтакте
Техническая разработка

2.1 Создание

2.2 Дизайн

2.3 Информационное наполнение

2.4 Разработка правил сообщества

2.5 Назначение администраторов и его помощников

3. Приглашение преподавателей российских вузов и менеджеров компаний по профилю

3.1    Рассылка приглашений

3.2    Проведение межвузовых совещаний и конференций

3.3    Заключение соглашений/договоров на сотрудничество

4. Реклама (для привлечения студентов)
5. Обеспечения взаимодействия студентов, преподавателей и менеджеров

Алгоритм 2: «Международное сетевое комьюнити»

  1. Провести опрос на знание английского языка в сообществе (сколько человек владеют английским и на каком уровне?)
  2. Обсуждение возможности сотрудничества с иностранными преподавателями и менеджеров
  3. Приглашение иностранных преподавателей и менеджеров
  4. Заключение соглашений/договоров на сотрудничество
  5. Представление преподавателей и менеджеров в сообществе

Основные принципы и правила сетевого комьюнити

  1. Уважение к участникам сообщества
  2. Взаимопомощь и обязательные благодарности
  3. Неформальное общение (в рамках дозволенного)
  4. Запрет использования нецензурной лексики
  5. Предоставление правдивой и точной информации

Примерный список обсуждаемых тем/вопросов в сетевом комьюнити:

  • С какими трудностями приходится сталкиваться в рабочем процессе?
  • Какими знаниями нужно обладать чтобы…
  • Какие знания точно пригодятся в работе? (формулы, теории, документы)
  • Основные понятия, которые должен знать…
  • Книги для самообучения
  • Сайты для самообучения
  • Отзывы о курсах/системах обучения
  • Особенности работы…(название специальности/профессии)
  • Ваш опыт устройства на работу
  • Помогите советом
  • Помогите в написании диплома/курсовой/статьи
  • Нужны данные для исследования

В доказательство к тому, что подобное сообщество может заинтересовать нынешнюю молодежь, был проведен опрос среди студентов УрГУПС. Вопрос был сформирован с упором на сотрудничество с менеджерами, так как в сообществе будут присутствовать преподаватели для контроля информации и также помощи студентам: «Здравствуй, уважаемый студент! Интересно ли будет вам участвовать в сообществе по вашей специальности, где менеджеры и работники действующих организаций будут помогать вам в учебе и вопросах по поводу будущей работы?».

Опрос показал, что 66,7% ответили готовы принять участие в деятельности сообщества и 33,3% ответили отрицательно. Данные результаты ясно дают понять, что тенденция к новым формам обучения есть, студентам она интересна. Но все еще определенный процент не желает или не имеет времени дополнительно развиваться в своей области. Для получения более конкретных результатов, опросы будут продолжаться уже в новой форме живого опроса на потоке. Данный способ позволит получить более конкретную и достоверную информацию, с помощью которой станет возможным правильное построение профессионального сообщества.

Одно из основных положений, на которых базируется теория сетевого комьюнити, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно обеспечить участие новичка в реальной деятельности. Участвуя в этой деятельности будущие специалисты осваивают новые знания в контексте данного профессионального сообщества. Учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Во многих случаях траектория личного роста участников внутри комьюнити в процессе межличностного взаимодействия может рассматриваться как процесс обучения. При этом общение между участниками сетевого комьюнити может происходить не в форме прямого высказывания, а в форме взаимного (коллективного, совместного) сетевого взаимодействия в учебных целях.


Библиографический список
  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и   методика.  М.: Академия, 2004. 336 с.
  2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. — М.: Мир, 1915.- С.202.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  4. Панченкова М.Ф. Роль сетевых комьюнити в подготовке к профессиональной коммуникации студентов транспортных университетов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71197 (дата обращения: 22.11.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Панченкова Мария Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация