Изучая иностранный язык, учащиеся развивают речевую, эмоциональную и интеллектуальную сферу, воображение, творческие способности, тренирует все виды памяти. Важной предпосылкой развития речевых умений является владение лексикой. Слова помогают нам называть предметы окружающей действительности, конкретизировать различные понятия, передавать наши мысли. Таким образом, лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона.
По мнению Н.Д. Гальсковой сущность лексического навыка состоит в способности: – мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи; – включать его в речевую цепь [1].
В тоже время мы проявили интерес к видам памяти и их особенностям. Ряд психологов определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем. Впервые классификацию видов памяти по характеру психической активности предложил П.П. Блонский: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Р.С. Немов выделил следующие процессы памяти: запечатление, хранение, воспроизведение (извлечение) [2].
В данной работе мы попытались обосновать возможность и эффективность развития памяти учащихся 7 класса при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка. Опытно-практическая работа проходила в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.
Работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 126 с углубленным изучением английского языка г. Нижнего Новгорода. Для осуществления практической деятельности был выбран 7 «А» класс. Мы проводили работу с группой, количественный состав которой 9 человек. На констатирующем этапе ставились следующие задачи: 1. выявление исходного уровня памяти учащихся 7 «А» класса; 2. анализ УМК «English» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 7 класса на наличие заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка и развития памяти.
Для достижения первой задачи была проведена методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия [3]. Результаты диагностического исследования показали, что для 35% учащихся характерен высокий уровень развития памяти, средний – для 55%, низкий – для10%.
На формирующем этапе осуществлялся отбор и применение типовых заданий и методических приемов, направленных на повышение уровня развития лексического навыка и памяти (Таблица 1).
Таблица 1 – Упражнения на развитие лексического навыка и памяти в соответствии с этапами работы над новой лексикой
Этапы |
Вид памяти |
Упражнения |
1. Ознакомление (ориентировочно-подготовительный этап). | Зрительная, слуховая, вербальная, долговременная, произвольная. | - Упражнение на нахождение слов с общим корнем.
- Упражнение на расположение слов в алфавитном порядке. |
2. Тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап). | Зрительная, слуховая, вербальная, оперативная, произвольная. | - Упражнение на восприятие на слух иноязычных эквивалентов.
- Упражнение на заполнение пропусков предлогами. - Упражнение на соотнесение глаголов с их определением. |
3. Применение (вариативно-ситуативный этап). | Зрительная, слуховая, вербальная, долговременная, произвольная. | - Упражнение на составление монолога с использованием изученных лексических единиц.
- Игра «Пять слов». |
В связи с тем, что учащимся необходимо запоминать большое количество информации, то неоценимую помощь в запоминании материала оказывают разного вида памятки для успешного извлечения из памяти нужной информации и для запоминания новых лексических единиц на этапах ознакомления, тренировки и применения [4].
С целью увеличения продуктивности процессов памяти на уроках английского языка нами были использованы такие мнемические приемы как ассоциация и повторение [5]. Чтобы ученикам было легче преодолеть трудности при запоминании и воспроизведении иностранных слов, им было предложено составлять ассоциации к труднозапоминаемым иноязычным лексическим единицам на русском языке, т.е. установить какую-либо связь по сходству, смежности или противоположности между ними, а также повторять пройденный материал как можно чаще для более прочного его закрепления в долговременной памяти.
Таким образом, для повышения уровня сформированности памяти нами были использованы упражнения, а также памятки и мнемические приемы, способствующие как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала в частности, так и развитию памяти в целом.
Об эффективности проделанной работы в количественном эквиваленте позволил судить контрольный этап. Задачами контрольного этапа стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов, а также сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа нашей опытно-практической деятельности.
Сравнительный анализ полученных результатов показал положительную динамику в уровне развития памяти. При повторном проведении исследования учащиеся проявили себя следующим образом: высокий уровень-40%, средний-53%, низкий-7%.
Исходя из полученных результатов исследования на контрольном этапе нашей опытно-практической работы, можно сделать следующий вывод: в седьмом классе имеются большие перспективы для регулярной и целенаправленной работы по развитию долговременной памяти как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Для этого необходимо использовать упражнения, а также памятки и мнемические приемы, способствующие как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала в частности, так и развитию памяти в целом.
Библиографический список
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М. : «Академия», 2004. – 336 с.
- Альманах психологических тестов. М., 1995. с. 92-94
- Немов Р.С. Общие основы психологии Т.1, 4-е изд. М.: Владос, 2003.
- Королева Е.В., Кручинина Г.А., Егорова И.С. Диагностика образной памяти детей дошкольного возраста на материале английского языка / Королева Е.В., Кручинина Г.А., Егорова И.С.// Сборник материалов Всероссийского (с международным участием) студенческого научно-практического семинара по проблемам лингвистики и лингводидактики 2016. С.10
- Королева, Е.В., Кручинина, Г.А. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков / Е.В. Королева, Г.А. Кручинина //Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С.27.